на главную страницу

21 Февраля 2006 года

Планета людей

Вторник

Визовая атака

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».
Тбилиси.



     Тбилиси продолжает нагнетать обстановку в зоне грузино-югоосетинского конфликта и вокруг выполняющих здесь миротворческие задачи российских военнослужащих. По заявлению министерства иностранных дел Грузии, на всех граждан Российской Федерации, находящихся на территории Грузии, в том числе и военнослужащих миротворческих сил, дислоцированных в зоне грузино-осетинского конфликта, в обязательном порядке должно распространяться действие визового режима. Как утверждает грузинское внешнеполитическое ведомство, не существует нормативных документов, согласно которым личный состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) имел бы какие-либо визовые льготы.
     Действительно, в соглашении о миротворческом контингенте нет ни слова о визовых льготах. При этом, однако, Тбилиси скромно умалчивает о том, что о визовом режиме для миротворцев в нем вообще нет никакого упоминания. Единственным положением, определяющим порядок въезда и выезда военнослужащих ССПМ в зону конфликта, является четвертый пункт Дагомысских соглашений, предлагающий подписавшим его сторонам (Грузия, Россия, Северная Осетия, Южная Осетия) не чинить никаких препятствий перемещениям личного состава «голубых касок», а также материальных средств ССПМ. Кроме того, в приложении к Решению Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 6 декабря 1994 года - «Положение об основных принципах деятельности воинских контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта» - определено, что воинские контингенты и военные наблюдатели в своей повседневной деятельности руководствуются требованиями настоящего Положения, решениями СКК и распоряжениями объединенного командования (подписано в том числе и Грузией). Как мы видим, ни грузинское правительство, ни тем более грузинский МИД здесь не упоминаются. Все, что касается зоны конфликта, находится в ведении СКК.
     Надо полагать, Тбилиси понимает, что без согласия всех четырех подписантов Соглашения (Грузия, Россия, Северная и Южная Осетия в присутствии представителя миссии ОБСЕ) вывести миротворческий контингент из зоны конфликта или изменить формат СКК, как и самой миротворческой миссии, невозможно.
     Поэтому Тбилиси подготовил визовую атаку на миротворцев как запасной вариант выдавливания «голубых касок» из зоны конфликта. Другого пути у грузинского руководства попросту нет. Денонсирование Дагомысских соглашений и односторонний выход из имеющихся договоренностей чреваты для Грузии самыми тяжелыми последствиями, по утверждению многих политологов, вплоть до новой гражданской войны (Южная Осетия и Абхазия, по заявлениям их лидеров, готовы бороться за независимость до последнего).
     Утверждения грузинской стороны о том, что миротворческий контингент якобы не выполняет определенные ему международным мандатом функции, мягко говоря, не соответствует действительности. «Красная звезда» обратилась к председателю комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе с просьбой перечислить по пунктам все положения мандата, которые не выполняются миротворцами. К глубокому сожалению, господин Таргамадзе отказался это сделать, поскольку, мол, таких пунктов наберется более сотни. Удивляться не приходится, позиция Таргамадзе полностью соответствует духу политики, проводимой Грузией, а именно голословности обвинений в адрес России, ее миротворцев и военнослужащих Группы российских войск в Закавказье.
     Неадекватно отреагировал на вопрос «Красной звезды» и государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Мы поинтересовались у министра, каким он представляет себе визовый режим для миротворцев и не является ли его введение попыткой выдавливания контингента «голубых касок» из зоны конфликта. Георгий Хаиндрава, начав с того, что Грузия не пытается подобным способом выдавливать миротворцев, а стремится интернационализировать контингент ССПМ или заменить его военную составляющую на полицейскую, в дальнейшем переключился на личности. Узнав, что у журналиста «Красной звезды», как и подавляющего большинства военнослужащих ГРВЗ, не продлена виза, Хаиндрава обвинил его, то есть меня, в несоблюдении грузинских законов и неуважительном отношении к ним. Однако в очередной раз батоно Хаиндрава, мягко говоря, погорячился.
     Как член правительства Грузии, Георгий Хаиндрава прекрасно осведомлен о том, что руководство страны, несмотря на имеющиеся договоренности, всячески препятствует не только въезду российских военнослужащих на доукомплектование соединений ГРВЗ (не открывая визы), но и не продлевает визы уже находящимся на территории страны россиянам. На сегодняшний день у военнослужащих 12-й (Батуми), 62-й (Ахалкалаки) и Тбилисского гарнизона (управление и штаб ГРВЗ) имеется всего 55 действующих виз, и это на более чем двухтысячный списочный состав воинского объединения. Ситуация складывается таким образом, что командование ГРВЗ не может приступить к реализации разработанного на 2006 год плана вывода военной техники и вооружения на территорию России. Ведь значительная часть должностных лиц штаба не имеет возможности выезда из Тбилиси на военные базы в служебные командировки, а все 100 процентов должностных лиц 62-й и 12-й военных баз не могут прибыть в штаб ГРВЗ для согласования необходимых вопросов. Значительно затруднена организация подвоза требующихся для осуществления вывода материальных средств, прогона автоколонн и т. д. Мало того, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили даже не испытывает желания ознакомиться с планом вывода на 2006 год, всячески избегая контактов с представителями ГРВЗ.
     Вместе с тем, зная, что МИД Грузии с подачи минобороны страны (именно оборонное ведомство курирует вопросы выдачи виз российским военнослужащим) не открывает и не продлевает визы россиянам, подчиненный министра обороны - начальник департамента военной полиции Алеко Сухиташвили направляет командованию ГРВЗ письмо (№ 1/2-322/06), в котором требует незамедлительной легализации российских военнослужащих на территории Грузии путем срочного получения виз во внешнеполитическом ведомстве страны. В противном случае к военнослужащим, не имеющим виз, будет осуществляться процедура задержания и выдворения за пределы Грузии (дата окончания ультиматума - 10 марта). Ситуация абсурдная. Грузинская сторона не продлевает россиянам визы (отказывает в легализации, несмотря на имеющиеся договоренности) и в связи с этим собирается депортировать их из страны. Очевидно, что в случае введения визового режима для миротворцев будет открыта охота и на них.
     Впрочем, нынешнее руководство Грузии с любыми договоренностями обращается как Бог на душу положит. В воскресенье министерство обороны в очередной раз провело внеплановую ротацию личного состава грузинского батальона ССПМ в нарушение Решения СКК «О смешанных силах по поддержанию мира» от 6 декабря 1994 года, определяющего порядок замены после шести месяцев пребывания в зоне конфликта. Кроме того, грузинская сторона не выполнила обещание вывести из зоны конфликта подразделение военной полиции, а включила его в состав своего миротворческого батальона. При этом военным полицейским пришлось прибегнуть к шантажу и задержать несколько автомашин и автобусов с пассажирами (около 40 человек), так как их не пропускали через Цхинвали к месту дислокации грузинского миротворческого батальона (СКК не санкционировало включение полицейских в его состав). Налицо очередное обострение ситуации, спровоцированное грузинской стороной. Как накануне утверждал премьер-министр Грузии, с момента воскресной ротации своего миротворческого батальона Грузия в одностороннем порядке приступает к реализации мирного плана по урегулированию конфликта. Интересно, перекрытие Транскавказской магистрали и захват заложников - это неотъемлемая составляющая грузинского мирного плана?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex