на главную страницу

21 Февраля 2006 года

Офицеры России

Вторник

Испытанный огнем

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Фото автора.




     Полковник Сергей Зенкин сегодня – начальник ракетных войск и артиллерии ВДВ. Уравновешенный, спокойный, рассудительный, он при первом знакомстве представляется офицером, рожденным для аналитической штабной работы, обобщения опыта, выработки методических рекомендаций. Поэтому испытываешь некоторое удивление, узнав, что у Сергея Александровича четыре боевых ордена, что он, как говорится, прошел огонь, воду и медные трубы.
     В марте 1995 года самоходный артдивизион, которым командовал тогда еще подполковник Зенкин, входил в состав полковой тактической группы, выделенной для действий в Чечне от 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Артиллеристы тогда заняли позиции в районе расположения основных сил десантников. Одна из батарей незамедлительно включилась в боевое дежурство. Ночью, когда командир полковой тактической группы проводил служебное совещание, боевики начали обстрел расположения. Зенкин из машины боевого управления вышел на связь со штабом группировки в Ханкале и сообщил примерные координаты нахождения противника. Определить, откуда ведут огонь боевики, можно было только по вспышкам выстрелов. Этого оказалось достаточно, чтобы «Ноны» спустя считанные минуты начали обстрел предполагаемого расположения банды.
     Тот ответный налет был результативным. «То ли нападавшие были потрясены меткостью нашей стрельбы, - вспоминает давнее уже время полковник Зенкин, - то ли решили поберечь боеприпасы. Огонь прекратился, банда, видимо с потерями, отошла. У нас потерь не было, если не считать повреждений техники».
     А вот на следующий день, продолжает рассказ артиллерист, все сложилось иначе. Почти в упор из засады были расстреляны командир разведвзвода и его заместитель. Развертывать орудия расчетам пришлось под плотным огнем, стрелять по наитию, без корректировщика. И на этот раз отпор был эффективным. Зенкин при минимуме данных умело управлял огнем. Во всяком случае, когда в апреле войска очистили от бандитов Гудермес, пленные боевики в один голос проклинали артиллерию десантников.
     В июне 2000 года полковник Зенкин уже командовал артиллерией Восточной группировки войск. В горах под Автурами, когда разведгруппа попала в засаду, лично управлял огнем нескольких батарей. Боевики ушли из укрытий, а затем и вовсе покинули базу с большим запасом оружия, боеприпасов и снаряжения. За мужество, проявленное в том бою, подчиненный Зенкину корректировщик огня старший лейтенант Галкин был удостоен звания Героя России. Орден нашел и Сергея Александровича, только далеко не сразу после представления.
     Ныне полковник Зенкин считает свою судьбу вполне благополучной. Семья наконец-то обеспечена жильем. Сын Александр уже на четвертом курсе Тульского артиллерийского инженерного училища и продолжит офицерскую династию. А ведь было время, когда Сергей Александрович деятельно готовился к прощанию со службой, полагал, что на «гражданке» сумеет лучше обеспечить семью. Но и тогда ни на что не сетовал. Одно из его любимых выражений: «Не надо из жизни делать жалобную книгу».
     Сейчас офицера-десантника больше всего беспокоит состояние вверенной ему техники – она стареет физически и морально – и уровень полевой выучки артиллеристов. Учеников у него много. И все же опыт, лично им приобретенный на Кавказе, передать удается пока не всем. Учебу ему хотелось бы видеть более предметной и интенсивной. Да только не все от него зависит.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex