на главную страницу

28 Февраля 2006 года

Тема номера

Вторник

Ради крыши над головой

На наши вопросы отвечает
министр регионального развития России
Владимир Яковлев

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА и Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



В ходе недавнего совещания с членами правительства по вопросам обеспечения жильем военнослужащих Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что «все здесь присутствующие несут персональную ответственность за очень важный социальный проект, от которого в значительной степени зависит самочувствие Вооруженных Сил Российской Федерации». Один из тех, на кого глава государства возложил эту ответственность, – глава Министерства регионального развития РФ Владимир Яковлев.


     - Владимир Анатольевич, справитесь?

     - Обязаны справиться. Я знаю, насколько остра эта проблема в Вооруженных Силах. Собственно, поэтому и совещание у президента прошло в таком необычном формате, с участием руководителей наиболее «проблемных» регионов. Если вы заметили, глава государства обратил внимание на многие аспекты этой проблемы. В том числе на то, что нельзя допустить удорожания строительства. Чтобы потом не обнаружилось, что 30 миллиардов рублей, дополнительно выделенных на жилье для военнослужащих, не те деньги, на которые можно построить 18 тысяч квартир.
     Думаю, что этого не произойдет, поскольку уже сейчас мы говорим о фиксированной цене квадратного метра, которая будет учитываться в договорах со строительными организациями. Такая схема продиктована тем, чтобы не допустить всплеска цен на рынке недвижимости. Если бы мы закупали готовое жилье, то уже в нынешнем году это привело бы к значительному повышению цен на него. Поэтому основная часть жилья будет вводиться в следующем году.
     Себестоимость строительства во всех регионах практически одинакова. Сегодня реально построить квадратный метр и в Москве, и в Московской области, и в Санкт-Петербурге меньше, чем за тысячу долларов. Разумеется, если в субъектах Федерации будут приняты решения об освобождении от перечислений в местные бюджеты на развитие инфраструктуры. Мы согласны с такой позицией, хотя вопросов и проблем здесь действительно очень много. Но мы и с главами субъектов обговорили все эти вопросы, никаких лишних обременений на эти цели быть не должно. Ведь у нас все структуры, которые выдают технические условия, едва увидев, что замаячили бюджетные деньги, говорят: давайте мы сразу же нагрузим эти объекты... Вот этого быть не должно.
     Чтобы процесс наконец пошел, мы разбили его на два этапа. На первом этапе там, где уже ведется строительство, жилье для военнослужащих надо покупать. Росстрой уже объявил конкурс, который будет проводиться в середине марта. На втором этапе там, где необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию, выдавать какие-то разрешительные позиции, необходимо провести конкурсы и определить генеральных подрядчиков не позже апреля, поскольку сама процедура действительно сложная. Поэтому этот вопрос мы с губернаторами тоже обговорили, и здесь не должно быть особых задержек по оформлению. Немаловажно, кстати, и то, что многое будет строиться на землях Минобороны. Поэтому проблем здесь быть не должно.

     - Почему строительство жилья возведено в России в ранг приоритетного национального проекта? Мы что, не можем его просто строить – много, быстро, качественно?..

     - Можем. Но почему-то не строили. Жилищная проблема в нашей стране стала одним из факторов, сдерживающих рост экономических и демографических показателей. Сегодня мы «задолжали» не только военнослужащим. Всего в России в очереди на улучшение жилищных условий стоят порядка 4,5 млн. семей. По отношению к 1,2 млн. семей государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению их жильем. Ожидание в очереди доходит до двадцати лет, а почти две трети россиян не удовлетворены своими жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии…
     Собственно поэтому глава государства и выступил с идеей приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Цель его заключается в том, чтобы создать условия для привлечения частных инвесторов в сферу строительства и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Это позволит создать здоровую конкуренцию, увеличить объемы строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развить новые финансово-кредитные институты и механизмы, привести в соответствие со стандартами качества существующий жилищный фонд. Кроме того, это позволит обеспечить население жильем и коммунальными услугами в соответствии с их платежеспособностью и социальными стандартами.

     - Но кто будет решать все эти задачи?

     - Они решаются органами власти всех уровней: федерального, регионального и муниципального. На федеральном уровне используются два главных рычага - совершенствование нормативной правовой базы и финансовая поддержка из федерального бюджета.
     Для совершенствования нормативной правовой базы сейчас прорабатываются законопроекты, направленные на внесение необходимых дополнений и изменений в Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, совершенствование механизма долевого строительства и различных схем жилищного накопления, финансовое оздоровление ЖКХ, осуществление тарифного регулирования коммунального комплекса, обеспечение выпуска ипотечных ценных бумаг.
     В соответствии с распоряжениями Правительства РФ министерствами и ведомствами с привлечением научных организаций разрабатывается более 60 нормативных правовых документов федерального уровня, необходимых для реализации Жилищного и Градостроительного кодексов, федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Составлен план разработки этих документов. Аналогичная работа проводится в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
     Одним из инструментов реализации национального проекта является федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище». В нее входят четыре подпрограммы, касающиеся модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечения земельных участков инфраструктурой для дальнейшего строительства жилья, обеспечения жильем молодых семей, выполнения обязательств по обеспечению жильем граждан, в отношении которых государство имеет социальные обязательства.

     - Скажите, а как стыкуется все это с нашими рыночными реалиями?

     - В целом программа «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы сохранили заложенную национальным проектом рыночную направленность.
     Основа любого рынка - это сбалансированные спрос и предложение. Среди мероприятий национального проекта, направленных на поддержание спроса на рынке жилья, наиболее важными являются повышение эффективности государственной поддержки отдельных категорий граждан и совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования.
     На сегодняшний день на рынке жилья наиболее узким местом является поддержка предложения, то есть увеличение объемов строительства жилья. Для того чтобы увеличить этот объем, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» предлагается осуществлять бюджетную поддержку формирования земельных участков для строительства жилья, а также перейти к конкурсным процедурам отбора и финансирования проектов развития коммунальной инфраструктуры.

     - Владимир Анатольевич, что конкретно стоит за каждой из подпрограмм в федеральной целевой программе «Жилище»?

     - Объясню. Например, в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях строительства» за счет средств федерального бюджета реализуются меры по предоставлению государственных гарантий и субсидированию процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.
     В подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» предложены механизмы, основанные на принципиально новом подходе к государственной поддержке развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства, суть которого заключается в различных видах софинансирования инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор.
     Со стороны субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, претендующих на участие в этих подпрограммах, потребуется выполнение определенных условий, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.
     В подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» предусматривается последовательный переход на единые принципы и процедуры предоставления гражданам Российской Федерации безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Предложенный механизм основан на шестилетнем опыте реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», которая успешно выполняется, совершенствуется и подтверждает свою эффективность.
     В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Выполнение государством обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» предусмотрены также безвозмездные субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Общее количество участников данной подпрограммы - 708.287 человек. Это семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица; семьи граждан, уволенных с военной службы, и приравненные к ним лица, в том числе из военных городков; семьи граждан, подлежащих отселению с комплекса Байконур; ликвидаторы последствий радиационных аварий и катастроф; вынужденные переселенцы; семьи граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.
     Объем финансовых средств, предусмотренных на выполнение данной подпрограммы, на 2006 год составляет 17 млрд. 794 млн. 140 рублей. За полтора месяца (с 1 января по 13 февраля 2006 года) уже выдано 1.733 сертификата на общую сумму 1 млрд. 305 млн. 506 тыс. рублей. Большая часть - 1.038 сертификатов на сумму 819 млн. 285 тыс. рублей - передана в Министерство обороны РФ, в том числе в Спецстрой России, для обеспечения жильем военнослужащих.
     В рамках национального проекта также предусмотрены мероприятия по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов. Их число составляет 306 тыс. 59 человек. На 2006 год предусмотрено выделение 3 млрд. 200 млн. рублей. С разбивкой по кварталам: на первый - 950 млн. рублей; на второй, третий и четвертый - по 750 млн. рублей соответственно.
     1 февраля в субъекты Российской Федерации был направлен запрос об определении реквизитов. При получении данных предназначенные на эти цели средства будут перечислены.
     В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственная поддержка будет осуществляться в форме предоставления бюджетных субсидий на погашение первого взноса при получении жилищного ипотечного кредита.
     Как показывают предварительные расчеты, молодая семья из двух человек может сразу же стать собственником типовой двухкомнатной квартиры площадью 42 квадратных метра, получив кредит сроком до 27 лет. При средней по России цене одного квадратного метра в 14 тысяч рублей ежемесячная плата по кредиту на 20 лет составит около 3 тысяч рублей, по кредиту на 25 лет - около 2,5 тысячи. Ожидаемые результаты выполнения программных показателей к 2010 году внушают определенный оптимизм. Годовой объем ввода жилья будет составлять 80 млн. квадратных метров. Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов населению увеличится до 415 млрд. рублей в год. За период 2006-2010 годов улучшат свои жилищные условия 132,3 тысячи семей, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством. При оказании государством содействия за счет средств федерального бюджета за 2006-2010 годы 181,7 тысячи молодых семей смогут приобрести доступное и комфортное жилье.

     - Какое место в национальном проекте отводится ипотеке?

     - Ипотека - важнейший механизм повышения доступности жилья. Поэтому в национальном проекте предусмотрен специальный комплекс мер, реализация которых обеспечит выход ипотечного кредитования на качественно новый уровень. В результате процентная ставка по кредитам, которая сегодня составляет 14 процентов годовых, в 2008 году снизится до 10 процентов, а к 2010-му - до 8 процентов. А общий объем предоставленных ипотечных кредитов увеличится с 20 млрд. рублей в 2004 году до 150 млрд. в 2007-м и 415 млрд. в 2010 году.
     Кроме того, планируется предоставление государственных гарантий по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex