на главную страницу

28 Февраля 2006 года

Армия и общество

Вторник

Наказание должно быть эффективным

Капитан Руслан ТОЛМАЧЁВ,
командир роты связи.



     Меня всегда привлекала служба в армии. Я целенаправленно готовился к поступлению в военный вуз и по конкурсу прошел без особых проблем. В 2000 году окончил с красным дипломом Новочеркасский военный институт связи и по распределению попал в Дальневосточный военный округ. Более пяти лет служу в отдельном батальоне связи, два с половиной года - в должности командира роты. Коллектив воинской части небольшой, даже офицеры управления знают всех солдат по имени-отчеству. В ротах приветствуется индивидуальная работа с военнослужащими, соответственно проблем с личным составом как таковых не бывает. Однако наш батальон - скорее исключение из правил.
     17 февраля этого года в «Красной звезде» было опубликовано письмо гвардии лейтенанта Романа Понизовного «Превыше всего справедливость». Во многом соглашусь с автором. Качество призывного контингента сегодня действительно оставляет желать лучшего. В армию приходят имевшие судимости или приводы в милицию новобранцы. Такие военнослужащие обладают определенным криминальным опытом и начинают привносить в подразделения свои правила жизни.
     Меж тем выговор или строгий выговор оказывают влияние только на самых добросовестных и исполнительных военнослужащих, а таких, как правило, наказывать и не требуется. Зато злостные нарушители дисциплины относятся к подобным взысканиям с большой долей сарказма. В результате недобросовестные солдаты чувствуют безнаказанность, идут на повторные нарушения или совершают серьезные преступления, а в подразделениях ухудшается общий уровень дисциплины и правопорядка.
     Как мне кажется, исправить ситуацию можно. Прежде всего необходимо возродить в существовавшем ранее виде систему войсковых и гарнизонных гауптвахт. Сейчас для ареста военнослужащего требуется решение суда. В результате возможность столь эффективного наказания остается в большинстве случаев незадействованной, так как многие командиры не хотят обращаться к представителям юстиции, терять служебное время на оформление многочисленной документации и посещение военных судов. Параллельно следует возобновить практику уменьшения продолжительности отпусков для нарушителей воинской дисциплины.
     При этом не обязательно и даже чревато проводить только политику «кнута». Если военнослужащий стал исправляться, вполне логичным шагом будет снять ранее наложенное взыскание. Такая система окажется очень гибкой и действенной. Я убежден: лучших способов воздействия на нерадивых военнослужащих пока не придумали. Впрочем, это мнение разделяют многие офицеры, прапорщики и даже сержанты.
     Конечно, найдутся аргументы в пользу существующей системы наказаний военнослужащих через военные суды. Главным образом вопрос станет об объективности должностных лиц, точнее, о беспристрастности решений о назначении арестов и сокращении отпусков. Скажем, недальновидный командир может объявить наказание какому-нибудь военнослужащему из-за личной неприязни.
     Но ведь не обязательно отдавать все на откуп одного человека. Отличной альтернативой военному суду станет создание в частях специальных дисциплинарных комиссий, в состав которых войдут командиры подразделений, заместители по воспитательной работе и даже ответственные дознаватели с обязательным юридическим образованием (должности которых предложил ввести в подразделения Роман Понизовный). Такие дисциплинарные комиссии станут оценивать правомерность наложения взысканий, исключат возможность злоупотреблений и нарушений.
     Впрочем, для наведения уставного порядка в некоторых подразделениях подобными полумерами не обойтись, а значит, требуется решить еще одну серьезную проблему в нашей армии. Необходимо прекратить оценку командирской работы по количеству уголовных дел в подразделении.
     Воинский устав запрещает наказывать командиров за преступления и проступки подчиненных, но такая практика встречается в войсках на каждом шагу. Например, офицер вскрывает проявление неуставных взаимоотношений, добросовестно докладывает о чрезвычайном происшествии по команде, на подразделение вешается «палка», и в результате вместо благодарности за проведенную работу командир получает взыскание с лишением надбавки за сложность и напряженность службы. Так повторяется раз, другой, третий. В будущем офицер почти наверняка предпочтет скрыть преступление, что, в свою очередь, приведет только к ухудшению правопорядка.
     Никто не спорит, офицер отвечает за дисциплину в подчиненном подразделении, но не стоит делать его виноватым без дела, тогда и ситуация изменится в лучшую сторону. В любом воинском коллективе со временем выявляются злостные нарушители дисциплины и за свои проступки они должны понести справедливое наказание. Допустим, на одного военнослужащего возбуждается уголовное дело за самовольное оставление части, на второго - за неуставные взаимоотношения или превышение должностных полномочий. Приговоры в отношении провинившихся солдат окажутся хорошим показательным примером и отличным сдерживающим фактором для личного состава роты.
     При этом показательный суд не является обязательным условием. Сработает «сарафанное» радио, об уголовных наказаниях узнают военнослужащие других подразделений и следующих призывов. При условии проведения командиром грамотной работы на подобные правонарушения солдаты не решатся пойти как минимум в течение года.
     Вопрос поддержания на должном уровне дисциплины многогранен, и, безусловно, одними армейскими «страшилками» проблему не решить. В будущем хорошим подспорьем могут оказаться сержанты-контрактники. Пока не существует достаточного стимулирования младших командиров, в том числе и финансового. Со всеми надбавками разница в денежном довольствии заместителя командира взвода и, допустим, механика-водителя составляет около ста пятидесяти рублей. Поэтому некоторые сержанты в сердцах заявляют: «Уж лучше служить рядовым».
     Впрочем, с контрактниками тоже необходима осторожность. Как мне кажется, кандидат на должность младшего командира должен не только отслужить определенное время по призыву, но и в обязательном порядке пройти шестимесячные курсы в учебном подразделении. Только тогда он сможет правильно руководить подчиненными, стать полноценным помощником офицера.
     Но главное - увеличение финансирования боевой подготовки. Пока военнослужащие не будут заниматься выполнением своих прямых обязанностей, никакие меры по поддержанию дисциплины не принесут стопроцентного эффекта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex