на главную страницу

1 Марта 2006 года

Армия и общество

Среда

Выходим в океан!

Спустя десятилетие североморцы
вновь замахнулись на «средиземку»

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



- За последние годы экипаж тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» сделал многое, - сказал во время торжественного митинга, посвященного 15-летию со дня подъема на корабле Военно-морского флага, командующий Северным флотом вице-адмирал Владимир Высоцкий. - В первую очередь в дальних океанских походах в Северную Атлантику были реализованы на практике возможности авианосца по его боевому предназначению: с палубы «Кузнецова» произвели около пятисот взлетов-посадок самолеты и вертолеты корабельной авиации. И сегодня экипаж крейсера, летно-технический состав ВВС флота, управления тыла, вооружения и эксплуатации делают все необходимое, чтобы поддержать корабль на высоком уровне боевой готовности.


     Кроме этого, ТАВКР дважды завоевывал приз главнокомандующего ВМФ за отличную ракетную стрельбу. В сумме с его палубы совершено около пяти с половиной тысяч взлетов и посадок на самолетах Су-33 и Су-25УТГ, вертолетах Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. Пятерым заполярным истребителям-«палубникам» присвоено высокое звание Героя Российской Федерации, более ста летчиков корабельного истребительного авиаполка награждены орденами и медалями. Ныне «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - первый с горизонтальным взлетом авиации и вообще (после продажи ВМС Индии ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков») пока единственный в составе российского ВМФ авианесущий крейсер, которому уже пятнадцать лет.
     - Для авианосца это младенческий возраст, - считает вице-адмирал Высоцкий, сам в прошлом командир тяжелого авианесущего крейсера на Тихоокеанском флоте. – В мире ни один корабль аналогичного класса не живет меньше пятидесяти лет, конечно, при условии соответствующих модернизаций. Если говорить о смене «Кузнецову», то скажу коротко: она предусмотрена отечественной программой судостроения. Единственный вопрос – когда? Нужно правильно понимать: очень многое здесь зависит от экономических возможностей государства. Вообще строительство авианосцев сравнимо с освоением космоса: такое может позволить себе только развитая в экономическом отношении держава. Поэтому пусть не завтра, но авианосный флот у России будет. В этом я уверен.
     Что же касается конкретно «Кузнецова», то сейчас на корабле проводятся плановые мероприятия, в том числе и ремонтные, характерные для данного времени зимнего периода обучения. По словам командующего Северным флотом, в ближайшей перспективе на авианосце будет принята организационная так называемая первая курсовая задача. Затем экипаж отработает комплекс необходимых предпоходовых мероприятий, и корабль выйдет в море для закрытия элементов второй курсовой задачи, включающей в себя, в частности, проверку ходовых качеств ТАВКР, доводку навигационных и радиотехнических комплексов, замер физических полей корабля и его маневренных элементов. Кроме этого североморцы должны будут выполнить стрельбы зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» и «Кинжал». После чего корабль вновь возвратится в завод, на этот раз для выполнения ряда профилактических мер в доке. И далее - по плану: на ТАВКР сядет истребительная авиация, совершенствовавшая до этого профессиональное мастерство с заполярного базового аэродрома Североморск-3. Летчики и надводники совместно отработают задачи комплексной боевой подготовки вначале в Баренцевом море. Затем, если в учебных морских полигонах все будет выполнено без замечаний, Северный флот получит распоряжение, в соответствии с которым тяжелый авианесущий крейсер пойдет – и пока у командующего флотом сомнений в этом нет – гораздо дальше. В Средиземное море?
     - Могу сказать, что подчиненным я такую задачу поставил, - подчеркнул Владимир Сергеевич. - А пойдет в конечном итоге «Кузнецов» в «средиземку» или нет – вопрос, находящийся не только в компетенции командующего флотом. Это серьезный политический акт. Ведь в мирное время основная задача флота - защита национальных интересов России, в том числе и путем военно-морского присутствия в стратегически важных для нашего государства районах Мирового океана. Поэтому окончательные задачи североморцам будут скорректированы, очевидно, исходя из военно-политической обстановки. Это принципиально важно. Ну а в том, что авианосец пойдет в океан, даже сомнений нет. А вот куда конкретно? Это уже другой вопрос.
     В целом же задачи, которые поставлены перед Северным флотом в 2006 году, более значительны, чем в предыдущем. Более детально об этом по ряду причин говорить еще рано, но личный состав флота готов с честью выполнить свой воинский долг.
     - Для нас сейчас главная задача, – считает вице-адмирал Высоцкий, - не допустить кадрового кризиса, который может образоваться к концу 2007 года в связи с переходом военнослужащих-призывников на годичный срок службы. В первую очередь это касается специальностей, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, знаний, соизмеримых с инженерными.
     Пока же в 2006 году Северный флот планирует в первую очередь полностью завершить перевод на контрактный принцип комплектования экипажей подводных лодок. Эту задачу поставил перед североморцами главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин. И уже более десяти экипажей субмарин переведены на контракт. Это, как правило, экипажи подлодок, которые чаще других выходят в море. Хотя, безусловно, кораблей, способных выйти с контрактным экипажем в море, больше.
     - Перед нами стоит и другая сложная задача, – говорит командующий Северным флотом. – Это перевод на контрактную службу командиров отделений, то есть речь идет о младшем командном звене в надводной составляющей флота. Хочу подчеркнуть, что и в первом, и во втором случае это выходит за рамки Федеральной целевой программы, в соответствии с требованиями которой осенью прошлого года полностью перевели на контрактный принцип комплектования отдельный десантно-штурмовой батальон бригады морской пехоты. То есть дополнительных финансовых средств мы на надводников и подплав не получаем.
     Однако процесс контрактизации военнослужащих, проходивших до этого службу по призыву, на Северном флоте уже необратим. Примером этому – все тот же тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В его экипаже военнослужащие, проходящие службу по контракту, составляют около четверти – более двухсот человек! - от общего количества старшин и матросов. Порядка 90 процентов из контрактников являются именно командирами отделений. На мой взгляд, достаточно красноречив факт, когда только в декабре 2005 года командование ТАВКР подписало контракт с 84 военнослужащими, до этого проходившими на флагмане российского ВМФ службу по призыву.
     - Конечно, очень приятны успехи, которых Северный флот достиг в 2005 году, - резюмирует нашу беседу вице-адмирал Владимир Высоцкий. – Но в принципе неплохой темп североморцы взяли и в нынешнем учебном году. В целом отмечу, что к еще более высокой профессиональной планке мы должны подойти уже к концу 2006 года. Для этого у нас есть и все необходимые возможности, и самое главное – люди. Северный флот всегда отличался людьми хорошими, добросовестными. Теми, кто преданно служил и продолжает служить Родине.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex