на главную страницу

2 Марта 2006 года

Планета людей

Четверг

«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

Россия надеется, что оно откроется у Военно-штабного комитета ООН



В активизации усилий международного сообщества по созданию глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам ведущую роль, несомненно, играет Организация Объединенных Наций и ее структуры. Одной из них является Военно-штабной комитет (ВШК). Еще в 2000 году Россия выступила с инициативой по повышению эффективности этого важного международного органа ООН при проведении миротворческих операций. О том, как сейчас обстоят дела с ВШК и какие видятся перспективы в его деятельности, «Красная звезда» попросила рассказать заместителя министра иностранных дел РФ Александра ЯКОВЕНКО.

     Выдвинутая Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в ходе Саммита тысячелетия в 2000 году и нашедшая свое закрепление в резолюции 1327 Совета Безопасности ООН инициатива рассмотреть возможность использования Военно-штабного комитета как одно из средств укрепления потенциала ООН по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности органически вписывается в процесс совершенствования деятельности ООН и ее Совета Безопасности.
     При создании Организации Объединенных Наций особое внимание разработчиками ее Устава уделялось созданию оперативных возможностей и эффективности Совета Безопасности в качестве ведущего органа в деле поддержания международного мира и безопасности и предоставлению в распоряжение Совета Безопасности вооруженных сил и соответствующих средств обеспечения их использования. Предусматривалось также создание Военно-штабного комитета, который призван оказывать помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям совета в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение и к командованию ими.
     Однако из-за известных противоречий в период «холодной войны» ВШК так и не смог приступить к реальному функционированию. Новая обстановка в мире после прекращения блокового противостояния привела к тому, что миротворчество стало чрезвычайно востребованным направлением деятельности ООН. Это привело к резкому росту числа операций ООН по поддержанию мира, которое достигло девятнадцати. Такие количественные изменения требуют качественного пересмотра подготовки и осуществления ооновских операций по поддержанию мира.
     Одним из эффективных путей решения данной задачи могло бы стать превращение ВШК в действенный механизм координации между постоянными членами Совета Безопасности как между собой, так и с другими членами совета и ООН в целом. Причем подобное взаимодействие могло бы охватывать все аспекты миротворчества, включая вопросы раннего обнаружения, предотвращения и мирного урегулирования споров и конфликтов, планирования и проведения операций по поддержанию мира, их материально-технического обеспечения.
     Основная суть выдвинутой в 2000 году российской инициативы по активизации ВШК заключалась в том, чтобы обеспечить Совет Безопасности дополнительной военной экспертизой по всем вопросам, связанным с военными аспектами миротворчества, включая численность операций по поддержанию мира, их мандат и другие. Представители комитета могли бы включаться в состав миссий по установлению фактов и инспекционных групп по определению готовности выделяемых войск (сил) и средств обеспечения для участия в операциях. Все это позволяло бы своевременно подпитывать Совет Безопасности достоверной и своевременной информацией, столь необходимой при подготовке конкретных операций по поддержанию мира.
     Важно, что принципы функционирования ВШК официально закреплены в Уставе ООН. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 47 Устава ООН возможно создание (с разрешения Совета Безопасности и после консультаций с надлежащими региональными организациями) вспомогательных органов самого ВШК - региональных подкомитетов, состав которых не ограничен только представителями пяти постоянных членов СБ ООН. Кроме того, в соответствии с Уставом Военно-штабным комитетом могут создаваться функциональные подкомитеты (операций, разведки, тылового обеспечения, связи и т.д.).
     Другим элементом российской инициативы стал акцент на необходимости подключения к деятельности ВШК непостоянных членов Совета Безопасности, стран - поставщиков воинских контингентов и средств материально-технического обеспечения, а также других заинтересованных в этом государств - членов ООН. Стоит добавить, что такое расширение состава ВШК предусматривается пунктом 2 статьи 47 Устава.
     По нашему мнению, ВШК мог бы включаться в работу в зависимости от возникновения военных потребностей Совета Безопасности и по его поручению на любом этапе подготовки и проведения миротворческих операций, разумеется, в тесном сотрудничестве и во взаимодействии с усилиями Секретариата ООН.
     Рассчитываем на то, что российские идеи могут оказаться полезными в нынешних условиях нового роста востребованности ооновского миротворчества. Именно на это нацеливает нас одобренный главами государств мира в ходе «Саммита-2005» в Нью-Йорке итоговый документ, в котором говорится о необходимости для Совета Безопасности вновь рассмотреть вопрос о составе, мандате и методах работы Военно-штабного комитета.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex