на главную страницу

4 Марта 2006 года

Загадки древних

Суббота

«Бог Первого Времени» и пирамиды

Александр МАЗИН, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.




     Пирамида, пожалуй, одна из самых устойчивых фигур в геометрии и наиболее долговечных среди построек, созданных человеческими руками. Пирамида весьма схожа и с социальным устройством - сужающаяся к вершине, она словно напоминает о власти одного над многими – на ее острие один (от фараона до президента), чуть ниже – элита (жречество, чиновничество, олигархи) и, наконец, наиболее широкая часть, основание – то, на чем все это и держится (народ).
     Древние зодчие сооружали их и в Египте, и в Центральной Америке, да и вавилонские зиккураты с китайскими пагодами из этого же ряда. В сущности пирамида такой же архетипический символ, как и изображение летящего или катящегося Солнца как верховного Божества во всех его вариациях. Больше всего интересны, естественно, египетские пирамиды – одни из самых древних и наиболее грандиозных. И, пожалуй, самых загадочных, а потому зададимся несложными на первый взгляд вопросами – кто, как, когда и зачем их строил.
     Ортодоксальные история и археология вроде бы дают ответы на все из них, при этом ссылаясь на авторитет Геродота, который в свою очередь опирается на свои беседы с египетскими жрецами (других подтверждений этой версии не сохранилось или же их вообще не было). Те поведали ему, что «заказчиком» наиболее крупной из трех расположенных в Гизе Великих пирамид выступал фараон Хуфу (Хеопс) и что строилась она в течение двадцати лет силами ста тысяч работников.
     А теперь прикинем: пирамида Хеопса состоит примерно из 2,3 млн. известняковых блоков средним весом 2,5 т – это подсчитал еще на рубеже XIX и ХХ веков выдающийся египтолог У.М. Флиндерс Петри. По его же прикидкам получалось, что если 8 человек за три месяца (сезон разлива Нила, когда сельскохозяйственные работы становились невозможными и высвобождались свободные руки) могли перетащить от каменоломен и водрузить на свое место в пирамиде до десяти блоков, то сто тысяч работников доставляли бы уже 125 тыс. ежегодно – в итоге бы ушло аккурат те самые 20 лет.
     Подойдем, однако, к этим же цифрам с другой стороны. Получается, что при 10-часовом рабочем дне необходимо было укладывать не менее четырех блоков (или более десяти тонн строительных материалов) в минуту, и так на протяжении 20 лет. Подозреваю, что и современному высокотехнологичному строительству такие темпы доступны лишь в экстремальных ситуациях и то на весьма непродолжительный срок.
     Так какая же при этом должна была быть организация труда у древних египтян? А ведь еще нужно было построить «подъездные» пути из отшлифованных глыб (длиной около 900 метров и высотой в конечной точке 36 метров над уровнем Нила), вести хозяйственные работы по обслуживанию 100-тысячной армии строителей, вырубать и шлифовать известняковые блоки и плиты обшивки. С учетом всего этого трудоемкость возведения пирамиды Хеопса возрастает как минимум вдвое, не считая всевозможных охранников, надсмотрщиков, прорабов и т.д.
     Итого – на строительство пирамиды требовалась мобилизация не менее 200 – 300 тыс. здоровых взрослых мужчин, в том числе до 40 тыс. квалифицированных профессиональных каменщиков (способных до зеркального блеска отполировать гранитные блоки облицовки весом 10 тонн каждая и установить их с зазором не более 0,2 мм!).
     Заметим также, что спустя более 1200 лет после окончания строительства пирамиды в египетско-хеттской войне 1300г. до н.э., первой «настоящей» войне между двумя великими державами того времени, войско Рамзеса III насчитывало всего около 25 тыс. таких же взрослых здоровых мужчин, что и занятых на постройке Великой пирамиды. И это при том, что за прошедшее тысячелетие население Египта должно было возрасти в несколько раз.
     Недаром некоторые скептики высказывают предположение, что египетские жрецы просто постарались отделаться от навязчивого грека, дав Геродоту самое простое объяснение на все его бесконечные вопросы.
     Каким способом на самом деле строились пирамиды, мягко говоря, не вполне понятно. Наиболее распространенной среди более чем тридцати гипотез является версия профессора И. Эдвардса, бывшего хранителя египетских древностей Британского музея о том, что для их затаскивания строились специальные насыпи «из кирпичей и грунта, которые шли наклонно с уровня земли до необходимой высоты».
     Такого рода пандус, согласно Дж.Бойлу, профессору египтологии Оксфордского университета, должен был иметь уклон не более 1:10, из чего вытекает длина насыпи до 1,5 километра и объемом в 8 млн. кубических метров – втрое больше объема собственно Великой пирамиды.
     Однако насыпи из «кирпича и грунта» такого размера, по мнению современных экспертов в области строительства, попросту не выдержали бы собственного веса и осели сами по себе. Значит, пандусы складывались из тех же известняковых блоков, что и пирамиды? Но куда же они в таком случае подевались?
     Не дает ответа и предположение, что египетские фараоны строили свои пирамиды не из высеченных из скал блоков, а из примитивного бетона. Действительно, технология изготовления бетона была известна древним римлянам и вполне могла быть изобретена задолго до их появления на исторической арене. Другое дело, что ни материальных, ни письменных следов «бетонного производства», да еще в таких масштабах, в Египте не найдено. Да и где там было взять столько леса на возведение опалубки в безлесной в общем-то стране?
     Еще одна любопытная деталь, на которую, похоже, впервые обратил внимание достаточно хорошо известный и у нас в стране писатель Г. Хэнкок: начиная с 19-го ряда (считая от основания) строители пирамиды Хеопса вдруг от относительно небольших блоков весом 2 – 6 тонн переходят к 10-15-тонным гигантам, хотя, по идее, все должно было бы быть совсем наоборот!
     Разница между самой длинной и самой короткой сторонами пирамиды Хеопса составляет всего 20 см (230,3 и 230,1 м соответственно) или менее 0,1 процента. Опять же – зачем нужны были зодчим древности столь малые допуски, превышающие нынешние стандарты при строительстве современных относительно небольших офисных зданий? Лишние проблемы себе создавать?
     НельзЯ не упомянуть о традиционной версии назначения пирамид как усыпальниц фараонов. Да только и здесь натяжек возникает немало. Взять ту же пирамиду Хеопса. Достоверно известно, что впервые она была вскрыта по приказу арабского халифа Аль-Мамуна (сына Гаруна аль-Рашида) в поисках древних научных свитков, а заодно «нержавеющего железа» и «гнущегося стекла» (что само по себе любопытно). Долбили стены пирамиды арабы наобум, но им повезло – они вышли в гигантскую, 8-метровой высоты галерею и добрались до так называемой усыпальницы царя. Пустая, если не считать гранитного саркофага (а вернее, просто ящика). Тот же результат постиг и пришедших позже европейцев в двух других пирамидах Гизы.
     К тому же внутри ни одной из великих пирамид нет упоминаний о том, кто там захоронен. Там вообще нет ни надписей, ни рисунков. Вокруг этих пирамид в погребальных храмах встречаются имена и Хуфу, и Хефрена, и Микерина – а вот внутри нет.
     И последнее. Бельгийский инженер и астроном-любитель Р. Бьювэл сравнил расположение трех Великих пирамид относительно Нила с положением трех священных у египтян звезд Пояса Ориона на небесной сфере (относительно Млечного пути). Результат получился ошеломляющим – их точное соответствие могло быть достигнуто только в 10 500 году до н.э. И все бы это могло остаться фантастическим совпадением, если бы американец Дж. Уэст не открыл следы водной (вернее, дождевой) эрозии на теле Сфинкса - а последние ливни такой силы шли в Египте не позже 7-6 тысячелетия до н.э. Так что же, возраст пирамид на тысячелетия больше общепринятого?
     Правда, к некоторой радости ортодоксальных археологов, из «камер царя и царицы» вверх и наискось египтянами были проложены точно в меридиональных направлениях четыре шахты (две – на север, две – на юг) и направлены они на Сириус, Дзету Ориона, Бету Малой Медведицы и Альфу Дракона – причем в том положении, в котором эти звезды находились всего лишь в 2500 году до н.э. Египтологов с их традиционной датировкой возраста пирамид это вполне устраивает.
     Но как быть с утверждением древнеегипетских текстов о том, что именно Осирис-Орион был «Богом Первого Времени» и первым правителем Египта за многие тысячелетия до основания первой династии фараонов? Невольно приходится согласиться с одним из исследователей пирамид, считавшим каменных гигантов своего рода гигантскими машинами для интеллектуальных игр с современным человечеством, чтобы оно не слишком зазнавалось.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex