на главную страницу

4 Марта 2006 года

Музыкальный глобус

Суббота

Триумф джаза от Игоря Бутмана

Дарья СКВОРЦОВА.



     

     Редакция! Не знаю, по какой причине вы прекратили печатать материалы под рубрикой «Музыкальный глобус», но нас, молодых читателей вашей газеты, это очень огорчило. Ведь, живя в глубинке, не всегда имеешь возможность прочитать о любимых исполнителях, музыкальных фестивалях, направлениях развития эстрады. И «Звездочка» нам в этом здорово помогала. Нельзя ли возобновить эти публикации или хотя бы рассказать об Игоре Бутмане и его фестивале «Триумф джаза», страстным поклонником которого я являюсь.
     
Максим Радченко, Хабаровский край.


     Игорь Бутман в шестой раз провел международный фестиваль «Триумф джаза». Смотр джазовых искусств состоялся в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 16 февраля. Бутман сделал то, о чем еще в советские годы мечтал Юрий Саульский: он превратил джаз в «дело государственное». Полученная им в 2003 году Государственная премия – лишь признание этого факта. А ранее было знаковое выступление Бутмана-саксофониста на московской встрече Билла Клинтона и Бориса Ельцина во время празднования 50-летия Победы. Спустя пять лет квартет Игоря, признанный лучшим джазовым коллективом, выступил перед тем же Клинтоном и Владимиром Путиным.
     Квартет выступал на фестивалях в Германии, Франции, Италии, Финляндии, Болгарии и Турции, а также гастролировал в Израиле и Америке, где выступал в самых лучших джазовых клубах – «Бердлэнд», «Смоук» и «Регатабар», а также принимал участие в прямом эфире Эн-би-си. Во время американских гастролей квартета в мае 2002 года в студии Нью-Джерси был записан альбом «Пророчество», выпущенный Universal Music Russia. Презентация этого альбома состоялась в джазовых клубах «Бердлэнд» в Нью-Йорке и в «Ле Клаб» в Москве в июне 2003 года. Бутман, гражданин двух государств, так всегда и говорит о себе: «Я человек такой… российско-американский, я защищаю нашу культуру в Америке и американскую – в России».
     Бутман не только саксофонист в квартете, но и руководитель «Бигбэнда», единственного джазового оркестра России, выступавшего на самых престижных концертных площадках Америки – в Карнеги-холле и Линкольн-Центре. «Бигбэнд» также был удостоен чести выступить перед любителем джаза Госсекретарем США Колином Пауэллом во время его визита в Москву в январе 2004 года. Впервые за всю историю джаза 18 и 20 сентября 2003 года «Большая банда» совместно с оркестром «Линкольн-Центр Джаз Орхестра» под управлением Уинтона Марсалиса открывали новый джазовый сезон в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. На этих аншлаговых концертах были исполнены оригинальные композиции Марсалиса и Бутмана, джазовые стандарты, а также специально аранжированная для двух оркестров музыка «Полюшко-поле», «Вечер на рейде» и «Водные лыжи» из мультфильма «Ну, погоди!».
     Первый альбом «Бигбэнда» «Вечный треугольник» с участием знаменитого трубача Рэнди Бреккера был записан в августе 2003 года в Москве и сведен лучшим американским джазовым звукорежиссером Джеймсом Фарбером в ноябре 2003 года в Нью-Йорке. Такого высокого уровня исполнения и звучания не имеет ни один российский джазовый альбом.
     Секрет успеха «Бигбэнда» заключается в том, что руководитель к моменту его создания уже имел опыт работы как в советском оркестре Олега Лундстрема, так и в американском оркестре Лайонела Хэмптона. И в том, что возник великолепный тандем Игоря Бутмана – интересного, яркого композитора и Виталия Долгова - аранжировщика «Биг бэнда», музыканта, с именем которого в значительной степени связана целая эпоха в истории отечественных джаз-оркестров. Его мощные фирменные аранжировки создали неповторимый, уникальный стиль звучания. И в том, что «Биг бэнд» Игоря Бутмана состоит из 18 лучших джазовых музыкантов России, каждый из которых является солистом, каждый имеет право на выражение частички своего «я», на создание своей музыкальной истории, гармонично вплетающейся затем в общее русло джазовой композиции. Потрясающая, фонтанирующая энергетика Игоря Бутмана заряжает музыкантов, превращает их в «живых» исполнителей. Вот почему «Бигбэнд» привел в восторг и покорил выступавших с ним Уинтона Марсалиса, Джорджа Бенсона, вокальную группу «Нью-Йорк Войсис».
     Свой «частный» фестиваль харизматичный джазмен начал проводить еще до того, как он стал «Триумфом джаза». И к 2002 году превратил его в смотр всего самого востребованного в американском джазовом мейнстриме и смежном с ним R'n'B – качественной черной поп-музыке. Тогда, в 2002-м, в зале «Россия» выступило столько звезд с родины джаза, что их хватило бы на фестиваль класса швейцарского Монтре. В 2005-м «Триумф джаза» фактически был не более чем бенефисом Сергея Манукяна. Однако в этом году фестиваль снова был шикарен. Приехала джазовая группа в составе Ларри Кориэла, Виктора Бейли, Ленни Уайта. Каждый из этих музыкантов – лидер электрического фьюжн – джаза, каждый по отдельности у нас уже выступал. Но их трио – это новое качество: старый добрый джаз – рок, но с репертуаром от Майлза Дэвиса акустической эпохи до «Черной собаки» группы Led Zeppelin. Другой именитой гостьей была звезда афро-американской поп-музыки Патти Остин, выступившая с «Бигбендом» Бутмана. Остин чуть ли не с пяти лет профессионал студийных сессий. Из бэк-вокалистки она постепенно превратилась в солистку и дослужилась до «Грэмми», а однажды была номинирована на «Оскар».
     На смотре были, разумеется, и «наши» – вокальный квартет Cool&Jazzy, а также живущий в США пианист и композитор Игорь Райхельсон. Неожиданностью этого «Триумфа джаза» стали классические музыканты. Игорь Бутман и его «Бигбэнд» сыграли с камерным оркестром «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. Тандем исполнил «Сюиту» Игоря Райхельсона.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex