на главную страницу

7 Марта 2006 года

Планета людей

Вторник

Тегеран занимает активную оборону

Вадим МАРКУШИН.



     Вчера в Вене открылось заседание Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии, на котором среди других вопросов будет рассмотрено и проголосовано (видимо, в среду) иранское ядерное досье. С докладом об этом выступит глава организации Мухаммед аль-Барадеи. Содержание доклада уже известно, в нем, в частности, отмечается, что Иран проводит обогащение урана в небольших количествах в исследовательских целях. А это противоречит резолюции МАГАТЭ. На заседании будет принято решение, надлежит ли передавать иранское досье на рассмотрение в Совет Безопасности ООН. Если это произойдет, Тегерану будут грозить серьезные санкции.
     Иранская сторона в сложившейся критической для себя ситуации продолжает демонстрировать крутой характер, утверждая, что оказываемое на нее политическое давление приведет лишь к обратному эффекту. За день до начала заседания МАГАТЭ в Тегеране заявили, что в ответ на давление Иран вовсе прекратит сотрудничество с МАГАТЭ, возобновит промышленное обогащение урана и повысит цены на нефть. В итоге угрозы санкциями ударят по европейским потребителям нефти.
     «Иран избрал правильный путь, он не выступает с позиции силы, но и не уступит под давлением», - заявил журналистам президент Махмуд Ахмадинежад. И добавил, что, если давление прекратится, руководство страны пересмотрит свое отношение. «После того как наше право (на освоение мирного атома) будет признано, вполне возможно взаимодействие», - подчеркнул он.
     Такая позиция, однако, не устраивает главных оппонентов Ирана. Как заявил посол США при ООН Джон Болтон, Тегеран ответит за свою неуступчивость, к нему будут применены жесткие меры. При этом проволочки только усугубят проблему.
     Почти столь же решительно настроены и европейцы, хотя отношения между Евросоюзом и Ираном до последнего времени отличались умеренными тонами и взаимным стремлением к согласию. К сожалению, в Европе слишком болезненно реагируют на упорство Ирана, внося в переговоры явный избыток личного. В подобных серьезных обстоятельствах это лишь вредит общему делу.
     Что касается России, то она ведет активный поиск путей выхода из кризиса, не соглашаясь с крайними оценками и суждениями. В частности, в Москве считают, что диалог с Тегераном, зацикленный на его ядерной программе, следует расширить, что необходимо вовлечь иранскую дипломатию в более активное участие в урегулировании региональных проблем. Например, связанных с тяжелым положением в Ираке или с палестино-израильским конфликтом. По мнению российских политиков, «параметры того, что в итоге рухнуло», закладывались без их участия. Теперь же от России хотят, чтобы она исправила ошибки других.
     В то же время Москва вновь и вновь призывает Тегеран унять чрезмерное упорство и проникнуться важностью достижения компромисса. Она указывает на то, что иранская сторона уклонилась от выполнения собственных обещаний, касающихся, в частности, того, чтобы не снимать пломбы с ядерных объектов. Стремление Тегерана лидировать в исламском мире, полагают в Москве, должно помогать и не мешать оздоровлению общей атмосферы в столь сложном регионе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex