на главную страницу

10 Марта 2006 года

Планета людей

Пятница

Ираном - ураном займется Совбез

Вадим МАРКУШИН.



     В Совете Безопасности ООН возникает и обустраивается «иранский вопрос». Иначе говоря, проблема, связанная с ядерной программой Ирана, из Вены, где располагается МАГАТЭ, передается в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, в более серьезную инстанцию. Сделано это было с присущей Совету управляющих МАГАТЭ «интеллигентной» осторожностью. Заслушав доклад директора Мухаммеда аль-Барадеи, содержание которого и без того было известно, управляющие без всяких постановлений решили «проинформировать» о нем членов СБ ООН, которые, конечно, тоже были в курсе всей этой эпопеи.
     По словам аль-Барадеи, информирование Совбеза об иранской ядерной проблеме – всего лишь продолжение дипломатических усилий по поиску мирного урегулирования конфликта. «С одной стороны, надо найти такое решение, которое обеспечило бы право Ирана на мирное использование ядерной энергии, - заявил директор МАГАТЭ. - В то же время решение должно убедить мировое сообщество в том, что ядерные исследования в Иране носят исключительно мирный характер».
     Очевидно, разница между выражениями «передали дело» и «проинформировали» все же существенная. Во всяком случае, министр иностранных дел России Сергей Лавров делает на ней особый акцент. Он говорит, что Совет Безопасности «при всех обстоятельствах не должен брать на себя главную роль в определении наличия или отсутствия реальных рисков для нарушения режима нераспространения ядерного оружия».
     Глава МИД РФ, который на этих днях находился с визитом в Вашингтоне, вновь обратил внимание своих американских коллег на то, что «факты в данном вопросе играют ключевую роль». При этом он напомнил историю с недооценкой фактической стороны дела накануне военного вторжения в Ирак. «Совет Безопасности просто обязан опираться на профессиональную оценку МАГАТЭ», - подчеркнул он. Принимать в подобных ситуациях решение «с колес», по его словам, очень рискованно.
     Призыв руководителя российской дипломатии к осмотрительности в определении шагов в отношении Ирана поддержал Джордж Буш, принимавший Лаврова 7 марта в Белом доме. Президент США сказал, что «в отношении дальнейших действий по Ирану необходимо быть крайне осторожными и, прежде чем начинать что-то делать, нужно продумать все шаги, включая и самые последние».
     Ситуация вокруг Ирана действительно очень напоминает иракскую. Эксперты не могут ни подтвердить, ни опровергнуть подозрения относительно того, что Иран пытается собрать собственную атомную бомбу. Ведь на оккупированной иракской территории до сих пор не обнаружено ничего, что подтверждало бы наличие разработок ОМП. Игнорировать этот урок, видимо, не могут даже поборники силовых действий против Тегерана, хотя они уже указывают на кем-то сделанные прогнозы, что Иран в потенциале способен изготовить десяток ядерных боезарядов.
     В то же время в американском конгрессе только что вновь прозвучало мнение о необходимости перехода к более жесткой форме дипломатии и рассмотрении «точечных санкций». Его, в частности, выразил заместитель госсекретаря США Николас Бернс. При этом он, как и положено дипломату, оговорился насчет того, что будущие санкции «будут направлены на оказание давления на режим, на ядерные и ракетные программы Ирана, а не на нанесение ущерба подавляющему большинству неповинных иранцев».
     Между тем «воздержаться от действий, способных повлечь эскалацию напряженности вокруг иранской ядерной программы», призвал Китай. В частности, официальный представитель МИД КНР Цинь Ган заявил, что «создавшиеся проблемы еще можно решить путем мирных переговоров». Для этого от заинтересованных сторон требуется «проявление конструктивного подхода и сдержанности».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex