на главную страницу

15 Марта 2006 года

Армия и общество

Среда

...ЗЕМЛЯ ВОЛИ И ДУХА

Вадим МАРКУШИН. Москва – Минск – Москва.



     На днях побывал в Белоруссии, получив удовольствие от посещения этой симпатичной, приветливой республики. Не однажды ездил туда и раньше, в том числе в составе групп российских журналистов. Проезжая по улицам Минска с коллегами по перу, обязательно от кого-нибудь слышал восторженное откровение: дескать, вот куда жить-то надо ехать. И даже представители средств массовой информации, подчеркнуто причисляющие себя к «демократическому авангарду», были вынуждены признавать наличие целого ряда благородных черт белорусской столицы, которых явно недостает Москве.
     Между тем дело не только в образцовой чистоте, порядке, архитектурном вкусе. Углубляясь потом в фактурную сторону обустройства жизни наших ближайших соседей-родственников, сопоставляя цифирь, приходишь к выводу, что и в целом в белорусском опыте можно найти кое-что весьма полезное для нас, россиян. Имея в виду, в частности, сферу социальной политики государства.
     Хотелось бы сразу заметить, что и в советские времена эта республика числилась среди технологически передовых и материально обустроенных. Попасть в Белоруссию по распределению всегда считалось удачей. В том числе среди военных. Здесь и климат мягкий, и территория ухоженная, и расстояния небольшие, и инфраструктура развитая. В каком бы гарнизоне ни пускал корни наш брат офицер, добраться до Минска можно было максимум за четыре часа, да и прочие транспортные удобства очевидны.
     Несомненный плюс, конечно, – человеческая атмосфера. Русские среди белорусов чувствовали себя полностью своими. И продолжают чувствовать таковыми сейчас. Нет в этой стране даже намека на некую кадровую приоритетность титульной нации, население сплошь говорит по-русски, политики и государственные чиновники не пыжатся, как в Киеве, путая падежи, а используют для общения удобный для них язык.
     Главное же, на мой взгляд, состоит в том, что белорусское правительство сумело внимательно присмотреться к российскому опыту перехода на рыночные основы и извлечь для себя некоторые важные уроки. В результате стране удалось «обогнуть» пережитые Россией тяжкие испытания и провести экономические преобразования с гораздо меньшими издержками. В Белоруссии смогли значительно удачнее, чем в России, выстроить гибкую, эффективно действующую модель социальной защиты населения. Эта модель опирается на соответствующую правовую базу и достаточно развитое хозяйство.
     Сказать, что у белорусов все превосходно, – значит пойти против истины. У них, безусловно, есть проблемы, им еще далековато до среднеевропейского уровня жизни. К примеру, средняя зарплата составляет всего 250 долларов. Тем не менее, если посмотреть на темпы роста и общую стабильность, тенденция положительная, жизнь улучшается, доходы в семьях растут. И нет того социального расслоения, которое присуще нынешней России.
     Так, в 2005 году десятая, самая обеспеченная, часть населения республики имела доходы в пять раз выше, чем у десятой, наименее обеспеченной части населения. По данному показателю Россия отличается от Белоруссии просто несопоставимыми «ножницами». Уж не говоря о таком «достижении» российского капитализма, как наличие группы долларовых миллиардеров, в короткое время сколотивших состояния с помощью весьма сомнительных технологий.
     В Белоруссии поступательно сокращается общее количество малообеспеченных и наиболее уязвимых групп населения. Речь, естественно, прежде всего о пенсионерах. За период 2000 – 2005 гг. это сокращение оказалось троекратным, составив в конце пятилетки 13 процентов. При том, что число лиц пенсионного возраста растет, что соответствует общемировой тенденции. Реагируя на процесс старения населения, белорусское руководство изменило порядок перерасчета пенсий и ввело персонифицированный учет плательщиков взносов на социальное страхование. К концу текущего года планируется принятие закона о профессиональном пенсионном страховании. А к 2020 году будет создана многоуровневая пенсионная система, основанная как на распределительных, так и на накопительных механизмах.
     Размеры белорусских пенсий (в среднем 111 долларов) пока трудно сопоставить с усредненными европейскими стандартами, тем не менее они растут реально, опережая инфляцию, и этот рост опять же свидетельствует о преимуществах социальной политики, если ее сравнивать с тем, что мы имеем в России. Как, чем это объяснить, сравнивая лишенную энергоресурсов Беларусь и сверхбогатую в этом отношении Россию? Какой прок российскому населению от того, что в правительстве страны сидят экономисты-либералы, научившиеся прекрасно разговаривать на языке передовых концепций и технологий, но не способных (либо просто не желающих) дать внятный ответ на каверзный вопрос: почему россияне в основной своей массе бедны? Его мы вправе задать тем, кто не постеснялся взяться за усовершенствование социально-экономической системы России.
     Начиная с 2003 года в Республике Беларусь введено 44 социальных стандарта. В результате улучшилось транспортное сообщение, торговое и бытовое обслуживание, повысился уровень медицинских услуг. Реализация социальных проектов способствует повышению авторитета государственных органов власти среди граждан страны. Видимо, этим следует объяснить «парадокс»: несмотря на нескончаемый вал критики извне в адрес Александра Лукашенко, его рейтинг остается неизменно высоким.
     Важнейшее направление государственной политики Республики Беларусь – обеспечение занятости населения. В истекшем пятилетии было создано 22 тысячи новых рабочих мест, что позволило снизить безработицу с 2,3 до 1,5 процента. Новая программа в сфере занятости в числе приоритетов имеет удовлетворение потребностей рынка труда в сельской местности. Задача поставлена весьма определенно: добиться повышения привлекательности работы на селе. До 2010 года намечено построить как минимум полторы тысячи агрогородков, на базе которых будут созданы условия труда, отвечающие самым передовым стандартам. В результате, как рассчитывают в Минске, престиж труда в полеводстве и животноводстве резко возрастет.
     Среди коллег-журналистов доводилось встречать скептическое отношение к тому, что им показывали в уже обустроенных белорусских селах. Дескать, колхозы-миллионеры и в Советском Союзе водились, а мясо на прилавках отсутствовало. Хотелось бы послушать, что скажут коллеги через пять лет, когда современная технология производства будет внедрена в большинстве хозяйств в сельских районах Белоруссии. А это обязательно случится.
     Отдельно хотелось бы коснуться социальной политики в армии. Увы, и здесь белорусы впереди нас. С января этого года вновь повышены размеры денежного содержания. Теперь командир полка получает 670 долларов, командир батальона – 600 долларов, ротный – 420 долларов. Жилищный вопрос решается путем одноразовых безвозмездных субсидий, льготного кредитования и реализации квартир для военнослужащих не по рыночным ценам, а по себестоимости. В дальнейшем планируется внедрение накопительно-ипотечной системы строительства жилья для военнослужащих при параллельном строительстве служебных квартир в обособленных военных городках.
     Полгода назад я был приятно удивлен тем, что в Белоруссии существует конкурс на срочную службу. Как рассказал мне тогда министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев, на некоторые рода войск и специальности конкурс доходит до пяти человек на место. Соответственно у работников военкоматов большие возможности в плане отбора. Причина такого отношения молодежи к армии проста: условия, льготы, гарантии. И перспективы. К примеру, карьеру на государственной службе трудно сделать человеку, не прошедшему армейской школы.
     Отношение белорусского населения к армии, надо заметить, вообще очень хорошее. Это в традиции. Знаю об этом не понаслышке. Помню, как в 1970 году проходили крупные маневры «Двина», в которых пришлось участвовать. Незабываемое теплое чувство осталось от общения с простыми деревенскими женщинами, которые приходили на позиции артиллерийской батареи тамбовского полка покормить солдатиков домашней горячей пищей. Все это делалось от души и без тени ожидания благодарности.
     Лет десять спустя после того трогательного случая во время командно-штабного учения на Широком Лане (юг Украины) о белорусской деревушке напомнил мне рассказ одного говорливого, ни на минуту не унывающего офицера (такие встречаются в каждом армейском коллективе). Он вспомнил об учении «Двина» и о горячей картошке с салом, которой угощали солдат и офицеров деревенские женщины. Помню, как взорвалась восторгом воспоминания моя душа. В точных деталях я слышал то, что видел сам: бесхитростные белорусские женщины кормят русских солдатиков «чем бог послал».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex