на главную страницу

18 Марта 2006 года

Трибуна офицера

Суббота

Все начинается с роты,
или Размышления перед увольнением

Майор Андрей ШИТОВ. Пермская область.



     

     Положение в войсках, состояние воинской дисциплины можно поправить. Не надо паниковать. Но в поиске «рецептов» надо исходить из реалий армейской жизни, больше прислушиваться к нашему мнению — мнению войсковых офицеров.
     Итак, что делать? На мой взгляд и опыт.
     Первое. Необходимо учесть, что «дедовщина» не изобретение армии. Подобные негативные явления переносятся с «гражданки», где они в более мягком и завуалированном виде имеются. В любом коллективе есть лидеры и люди-изгои, с мнением которых фактически никто не считается. В армии, в связи с тем что одновременно в одном месте собираются сотни молодых людей одного возраста, а задачи стоят перед ними значительно сложнее, чем в школьном или студенческом коллективе, борьба за лидерство более жесткая. Здесь главное слово должно быть за психологами, которые в настоящее время либо плохо подготовлены для такой работы в армейском коллективе, либо делают ее формально.
     Именно психологи могут предсказать направление работы командирам и воспитательным структурам по избежанию конфликтных ситуаций в подразделении. Именно психологи (особенно в военных комиссариатах) должны давать командирам правдивую личностную оценку каждого призывника, каждого военнослужащего. В настоящее время психологи военкоматов такие оценки дают чуть ли не «с потолка».
     Второе. Рост неуставных отношений подстегивает вольно или невольно принятие законов, которые, скажем мягко, не улучшают материального положения военнослужащих, в том числе военнослужащих по призыву. Да, в связи с экономическим состоянием страны (видимо, трудным, раз крайне незначительно повышается денежное довольствие) в настоящее время невозможно компенсировать в денежном эквиваленте отмененные льготы. Но все же думается, что для государства будет не сильно обременительно восстановить для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, такие льготы, как бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, бесплатные почтовые отправления, обеспечение родителей (семей) военнослужащих по призыву 50-процентной скидкой на квартплату, электричество и коммунальные услуги, а для лиц, проживающих в сельской местности, – оплату топлива. Целесообразно довести денежное содержание военнослужащего по призыву хотя бы до уровня минимального размера оплаты труда.
     Для лиц, отслуживших установленный срок службы по призыву, ввести внеконкурсное зачисление в государственные высшие и средние специальные учебные заведения (по рекомендации командования) на безвозмездной основе. Если мы живем в условиях рыночной экономики, то и сама служба должна быть привлекательна и создавать перспективу для последующей жизни. В настоящее время служба по призыву – это наказание за бедность.
     Третье. Предоставить командованию реальные, а не мнимые права для наведения порядка в войсках и укрепления дисциплины. Ведь только в два места люди идут не по своему желанию – в армию и тюрьму! Представьте себе, что в местах отбывания наказания отменили бы такие виды наказаний, как содержание нарушителя режима в ПКТ (помещении камерного типа) или БУР (бараке усиленного режима). Или, для того чтобы поместить туда нарушителя, была бы необходима санкция суда!
     В армии гауптвахта являлась единственной действенной мерой для военнослужащих, грубо нарушающих воинскую дисциплину. Наказание в виде дисциплинарного ареста станет мощным фактором профилактики и предупреждения преступлений, поскольку наглядно показывало бы нарушителю, что его ждет, если он будет продолжать свои противоправные действия. Ведь сколько военнослужащих, получивших такое наказание, впоследствии отказывались от совершения более тяжкого проступка, который привел бы их на скамью подсудимых.
     В частях необходимо создать комнаты задержанных, куда можно было бы поместить военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения. Этим мы оградим от общения с ними других сослуживцев, а возможно, удержим самого задержанного от совершения другого противоправного деяния.
     Четвертое. Необходимо учитывать не сколько преступлений совершено (они все равно будут совершаться), а сколько преступлений скрыто командирами и выявлено в результате различных проверок. И наказывать командира за сокрытое преступление.
     Пятое. Введение в Вооруженных Силах военной полиции нецелесообразно, так как с неуставными взаимоотношениями и другими негативными явлениями она бороться просто не сможет. Этим смогут заниматься только люди, постоянно находящиеся в части и подразделениях, знающие истинное положение дел. Для проведения оперативно-разыскных мероприятий нужно полнее привлекать гарнизонные комендатуры, для чего ввести в них необходимые подразделения численностью 10 - 15 человек.
     Введение в частях дознавателей (это могут быть как военные, так и гражданские лица), не подчиненных командирам частей, а отчитывающихся за свою работу только перед военными прокурорами, дало бы существенную пользу. Большинство частей находится далеко от военных прокуратур, а военные юристы в лице помощника командира по правовой работе в настоящее время защищают в первую очередь интересы командования. Вопросами воинской дисциплины и правопорядка в части фактически не занимаются. Находясь постоянно в части, дознаватели должны вскрывать совершенные преступления, на высоком профессиональном уровне проводить дознание и передавать все материалы в военные прокуратуры.
     Шестое. В настоящее время российским законодательством предусмотрена масса обоснованных и необоснованных отсрочек и освобождений от военной службы. Кроме того, фактически «узаконенным» стало освобождение призывника от военной службы путем дачи взяток (и довольно крупных) различным должностным лицам – от работников военных комиссариатов до врачей. Предлагаю радикальный способ борьбы с этим явлением. Уменьшив количество причин, освобождающих от призыва на военную службу, одновременно внести в закон норму, предусматривающую «откуп» от службы в армии.
     Кроме того, для лиц мужского пола старше 18 и моложе 40 лет, не прошедших военную службу (службу, приравненную к ней), ввести налог в размере 1 – 5% дохода. Полученные от этого деньги пустить на увеличение денежного содержания военнослужащих, улучшение бытовых условий, продовольственного и вещевого обеспечения.
     …Возможно, не все бесспорно в моих размышлениях перед увольнением в запас. Но это письмо в редакцию «Красной звезды» продиктовано искренним желанием поднять боеспособность армии страны, защите которой я отдал лучшие годы своей жизни.
     Честь имею.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex