на главную страницу

18 Марта 2006 года

100 лет подводному флоту России

Суббота

С именем святого Георгия

Капитан 1 ранга Николай ЛИТКОВЕЦ.
Фото Виталия АНЬКОВА.




     История этого соединения атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения берет свое начало с 1973 года. За тридцать с небольшим лет подводники сумели освоить три проекта подводных лодок, шесть типов баллистических ракет. На их счету более двухсот боевых служб, порядка 150 ракетных пусков. Четыре субмарины награждены вымпелом министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». Здесь служили три Героя Советского Союза.
     - Соединение по сей день считается на эскадре самым плавающим, - рассказывает командир дивизии контр-адмирал Николай Евменов. - Лодки лишь успевают прийти к пирсу «подзаправиться» и снова уходят в море. Вот как раз сегодня мы встречали одну из них, завтра подойдет капитан 1 ранга Виктор Андреевич Серба. Вернулась с завода еще одна «единичка», но вскоре и она уйдет в море на выполнение поставленных задач.
     Уровень подготовки сегодняшних командиров кораблей, по словам комдива, хороший. Но из-за снижения интенсивности выходов, уменьшения количества кораблей приходится выходить старшим товарищам из штаба дивизии, передавая опыт, накопленный годами.
     Прикомандировывают специалистов и из других экипажей на такие выходы, чтобы не потеряли школу подводного плавания. Ведь в учебных кабинетах и на тренажерах не всегда можно предусмотреть то, что может произойти в море, в реальной обстановке.
     Свое соединение контр-адмирал Николай Анатольевич Евменов знает прекрасно. Служит здесь с лейтенантов, правда, с небольшими перерывами на учебу в Военно-морской академии и Академии Генерального штаба. От первичной должности до старшего помощника прошел довольно быстро. Капитан-лейтенантом был назначен старпомом, а в звании капитана 2 ранга стал начальником штаба дивизии.
     - Экипаж ракетоносца «Святой Георгий Победоносец», на котором я рекомендую вам побывать, с традициями, - рассказывает Евменов. - Командир корабля капитан 1 ранга Валерий Игоревич Кравченко со своим коллективом буквально вытянул эту лодку из долгого одиннадцатилетнего ремонта. Вместе с заводчанами корабль поставили в строй, прошли заводские испытания и из Приморья перегнали его в родную базу.
     В прошлом году этот экипаж был самым «наплаванным» в соединении по планам боевой подготовки. Экипаж на высоком уровне выполнил стрельбу баллистической ракетой. В назначенный срок ракета прибыла на северный полигон и попала, как у нас говорят, в «колышек».
     - Под стать командованию и командиры боевых частей. Хоть и молодые, но уже имеют солидный опыт дальних походов, переходов, боевых стрельб, причем всеми комплексами оружия как ракетного, так и торпедного. Добавлю, что торпедным оружием в прошлом году все задачи этот экипаж выполнил с оценкой «отлично». Одним словом, побываете в экипаже, сами всё узнаете… - напутствовал Евменов.
     Прошлый год для экипажа именного подводного крейсера был насыщен выходами в море. Больше, чем достаточно, смеются подводники. Интенсивность выполнения задач была настолько высока, что порядка двух месяцев кряду не выводили главную энергетическую установку. В этот период выполнили две торпедные стрельбы по подводным лодкам. За это удостоились чести считаться лучшим подводным кораблем на Тихоокеанском флоте по противолодочной подготовке. К концу года осуществили стрельбу баллистической ракетой по северному полигону. Оценка за стрельбу отличная. Порядка полугода находились в боевом дежурстве по защите государственных интересов Российской Федерации. Сходили в «автономку».
     У экипажа отмечается очень высокое морально-психологическое состояние даже в сравнении с другими экипажами соединения. И заслуга в этом заместителя командира корабля по воспитательной работе, командиров боевых частей, дивизионов, старшин команд. В экипаже есть ядро, на которое всегда можно опереться. А это главное, считает командир лодки капитан 1 ранга Валерий Кравченко. Не подведут!
     Командир называет с уважением, по имени и отчеству, своих ближайших помощников: капитанов 2 ранга Дмитрия Нестерова и Михаила Костыны, капитан-лейтенанта Максима Петрова, старшего лейтенанта Константина Пирогова, старших мичманов Вячеслава Каримова, Алексея Струнникова, Владимира Булкина, Алексея Грасюкова и других. Достойных много в экипаже, всех не перечислить.
     Особые слова благодарности старшему помощнику капитану 2 ранга Анатолию Нещерету. По службе получилось так, что всё время Анатолий Александрович менял Валерия Игоревича в каждой последующей должности. А сейчас уходит в другой экипаж командиром. Жалко расставаться, но у жизни свои законы и правила.
     В чем особенность этого экипажа? В сплоченности, в гордости за именной корабль. В существующей традиции – качественно выполнять все поставленные задачи. Из этого экипажа никто не хочет уходить, наоборот, сюда стараются перевестись из других. Почему? Здесь царит особая атмосфера уважительного отношения друг к другу, здесь нет крика, полное взаимопонимание между командиром лодки и командирами боевых частей. Естественно, это передается и личному составу. Совсем недавно матросы, прослужив несколько дней в экипаже, написали рапорты на контрактную службу. Понадобилось всего три дня, чтобы принять столь важное для молодых людей решение. А весь секрет - в организации службы на корабле.
     Знание подчиненных - кто на что способен и что умеет делать, индивидуальный подход к каждому – помогает капитану 1 ранга Валерию Кравченко в спокойной деловой обстановке решать поставленные задачи. Что ни говорите, а человеческий фактор сегодня как никогда играет особенную роль в службе.
     В июле 2005 года на подводном крейсере «Святой Георгий Победоносец» побывал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Экипаж только-только вернулся с морей. Митрополиту показали лодку, побеседовал он и с экипажем. Владыке настолько понравился коллектив, что он лично взял шефство над кораблем. Кроме этого между экипажем ракетоносца и Русской Православной церковью был заключен договор о шефских связях и сотрудничестве. Подводный крейсер стал первым российским кораблем, над которым РПЦ взяла попечительство. Вскоре ряд членов экипажа получили премии от православной церкви. А у командира БЧ-5 капитана 2 ранга Владимира Сорочинского рядом с орденом «За военные заслуги» засверкала медаль Святого князя Даниила Московского. В представлении к награждению было отмечено – за любовь к ближним.
     Корабль – наш второй дом, утверждают подводники. «А для меня он – первый, говорит капитан 2 ранга Анатолий Нещерет. – Не зря в корабельном уставе отмечено, что исполнение обязанностей старшего помощника командира несовместимо с частым пребыванием на берегу. А по-иному нельзя. Такова она, должность старпома».
     Анатолий Александрович достойный продолжатель семейной традиции подводников. Его отец – замечательный человек, моряк с большой буквы, вице-адмирал запаса Александр Иванович Нещерет – до недавнего времени командовал этим же объединением подводников. Это он два года назад лично докладывал Верховному главнокомандующему, посетившему гарнизон, о состоянии дел в объединении. Он же, как отец и командир, требовал от сына максимальной отдачи себя службе. И может быть довольным. Нещерет-младший не подвел отца ни разу.
     - Что больше всего запомнилось за годы службы? – капитан 2 ранга Анатолий Нещерет чуть призадумался и ответил: - Когда я был еще старшим лейтенантом, командиром отсека, на выходе в море от вышестоящего штаба был назначен офицер-наблюдатель, который контролировал проведение мною учения по борьбе за живучесть. В тот раз вместо 30 минут учение в отсеке длилось полтора часа. Вернулись домой, на разборе мне сказали, что все нормально. А иначе и быть не могло. Еще «зеленым» лейтенантом приходил поздно вечером со службы и вместе с женой Екатериной рисовал отсечные схемы – она ручку с карандашиком и я, и вперед. Эти схемы у меня до сих пор сохранились. Приходил в 22 часа, а наутро схемы должны были быть готовы. Один бы не успел. Теперь жену в шутку называю помощником старпома…
     А еще хорошо помнит середину 90-х, когда переживали голодные обмороки, когда офицеры с камбуза носили в баночках женам покушать домой. Сейчас иное дело. Только по наличию хороших машин в гарнизоне можно сделать вывод, что благосостояние подводников растет.
     Вспоминая свои ночные бдения над схемами отсека, Анатолий Александрович говорит, что сейчас лейтенанты какие-то другие: то ли не хотят служить, то ли не умеют. Правда, ситуация поправляется, в последние два года они стали лучше. А до этого бытовало иждивенческое настроение – вы нам все дайте, а мы подумаем, служить или не служить. Таких на флоте прозвали «поколение нэкст».
     В должности командира боевой части стрелять ракетами ему не приходилось, но вот, уже будучи старпомом по боевому управлению, затем «большим» старпомом, трижды выполнял ракетные пуски. С чем сравнимы последние минуты перед стартом баллистической ракеты? «Разве что с последними мгновениями, когда ты ставишь свою роспись в свидетельстве о браке», - шутит капитан 2 ранга Анатолий Нещерет. А если всерьез, то после поступления команды нанести ракетный удар отводится 12 минут до пуска первой ракеты. Это значит, что с начала приема сигнала и до принятия решения командира времени очень-очень мало. Ради этих минут весь экипаж работал и учился годами. Наступает миг, когда ты должен продемонстрировать либо профессионализм, либо несостоятельность. Миг, который отчасти может решить дальнейшую судьбу всего экипажа – наследников Георгиевской славы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex