на главную страницу

18 Марта 2006 года

100 лет подводному флоту России

Суббота

Корабелы из Северодвинска

Андрей ГАРАВСКИЙ.



ФГУП «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (г. Северодвинск Архангельской области), которое возглавляет Владимир Пастухов, - базовое предприятие российского атомного подводного судостроения. За почти 70 лет своей истории оно приобрело большой опыт по проектированию и строительству крупных подводных и надводных кораблей. Достаточно сказать, что со стапелей «Севмаша» сошло более ста АПЛ различных проектов. Без северодвинских корабелов невозможно представить себе подводное судостроение России.


     31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны приняли постановление о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья реки Северная Двина. 21 декабря 1939 года на «Севмаше» был заложен первый корабль - линкор «Советская Белоруссия». Эта дата считается днем рождения крупнейшей верфи России.
     С началом Второй мировой войны на предприятии в кратчайшие сроки было начато строительство серии «больших морских охотников» и налажен выпуск артиллерийских снарядов и авиабомб. Причалы завода были переоборудованы под прием грузов по линии ленд-лиза.
     В послевоенные годы на «Севмаше» впервые в истории отечественного кораблестроения осваивают технологию изготовления цельносварных секций. С начала 50-х годов основным направлением деятельности предприятия становится строительство подводных лодок. Со стапелей выходит в море первенец нашего атомного флота «Ленинский комсомол». В проекте по его созданию принимают участие всемирно известные академики А. Александров и Н. Доллежаль. В 1971 году на ходовых испытаниях АПЛ «К-162» проекта 661 из титанового сплава был установлен мировой рекорд скорости подводного хода - 44,7 узла, непревзойденный до сих пор.
     В середине 80-х годов «Севмаш» начинает работу по созданию тяжелых атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 - «Тайфунов», несущих на борту 20 межконтинентальных баллистических ракет. Сейчас эти лодки занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие АПЛ в мире. Первый корабль этого проекта был спущен на воду 20 сентября 1980 года. Всего «Севмаш» сдал флоту шесть таких ракетоносцев. В июне 1983 года со стапеля предприятия была спущена на воду АПЛ проекта 685 «Комсомолец». В ходе своей опытной эксплуатации она погрузилась на предельную глубину – 1.027 метров, став самой глубоководной в мире.
     Впервые в истории отечественного судостроения в мае 1985 года на «Севмаше» была заложена многоцелевая торпедно-ракетная АПЛ с пониженной шумностью проекта 971. 4 декабря 2001 в присутствии Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России В. Путина состоялся подъем гвардейского Военно-морского флага на последнем корабле этого проекта АПЛ «Гепард».
     Сегодня предприятие располагает научно-технической и производственной базой, достаточной для выполнения различных проектов в кратчайшие сроки. Наряду со строительством новейших АПЛ четвертого поколения «Севмаш» занимается судо- и машиностроением, а также ремонтом, модернизацией и утилизацией кораблей и судов любого класса. Сейчас в цехах и эллингах предприятия идет строительство морских платформ и техники для освоения нефтяных и газовых месторождений арктического шельфа. Объединением освоено производство высокотехнологичного и наукоемкого оборудования для металлургической и других отраслей промышленности.
     «Севмаш» можно назвать символом индустриальной мощи России. Свертывание после распада СССР военного финансирования заставило предприятие искать новые пути загрузки производства. На объединении был осуществлен комплекс мероприятий для возможности двойного применения высоких технологий. Это позволило предприятию выйти на внешний и внутренний рынки с конкурентоспособными предложениями.
     Совместно с ведущими российскими и зарубежными компаниями «Севмаш» строит и модернизирует суда и корабли различных классов, а также выполняет сложнейшие проекты по созданию оборудования для различных отраслей отечественной промышленности. Проектирование и строительство выполняются с учетом требований стандартов РФ, API, ASME и др., а также Морского Регистра Судоходства РФ и классификационных обществ других стран. Система управления качеством продукции сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001.
     Производственные мощности предприятия включают уникальную испытательную базу, несколько эллингов и плавучих доков. «Севмаш» - многопрофильный производственный комплекс, оснащенный современным оборудованием мирового уровня. Предприятие располагает крупнейшими в России стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100.000 м2. Возможности стапелей позволяют предприятию строить суда с шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн, а различные плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы достигают по длине и ширине 126 и высоты 100 метров. Вес конструкций достигает 85 тысяч тонн.
     Сегодня, когда руководство страны уделяет повышенное внимание перевооружению армии и реформе оборонно-промышленного комплекса, на «Севмаше» увеличивается военное производство. В частности, здесь ведется строительство двух новейших подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей», которые будут вооружены 12 новыми ракетами «Булава» каждый. Первый из них - «Юрий Долгорукий» с готовностью 50 процентов, второй - «Александр Невский» - 45 процентов. Закладка на ФГУП «ПО «Северное машиностроительное предприятие» третьего корпуса субмарины «Владимир Мономах» произойдет 19 марта - в День подводника, а АПЛ «Юрий Долгорукий» будет спущена на воду к концу 2007 года. Нет сомнений, что корабелы Северодвинска не останутся без заказов, а Военно-морской флот России - без современных атомных подводных лодок.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex