на главную страницу

22 Марта 2006 года

Армия и общество

Среда

Как обеспечить дисциплину

Капитан Иван НАСТЕНКО,дежурный помощник начальника узла связи.Ленинградский военный округ.



     До недавнего времени я был командиром подразделения и частенько встречался с родителями, приезжающими навестить солдат. Так вот, чуть ли не каждая вторая мать смотрела на меня, как на последнюю надежду: исправить характер сына, «сделать человеком». Несмотря ни на что, все прекрасно понимают: воинский коллектив – это хорошая школа, шлифовка характера и закалка на всю жизнь. Поэтому мне непонятно, почему как по команде в прессе стали смаковать челябинское ЧП. Ведь не объявляют всех в школе неуспевающими, если в одном классе появляется двоечник! Более того, учителям еще посочувствуют: «Нынче дети – не подарок». Или если в вузе один студент пристрастился к наркотикам, то на весь поток клеймо наркомании не вешают…
     Нет, я не пытаюсь представить армию в розовом цвете, но и не собираюсь мириться с тем, что меня и моих сослуживцев заочно винят во всех смертных грехах. Мы, офицеры, делаем все от нас зависящее, чтобы солдат, попадая в нашу часть, стал не только классным специалистом, но и за два года выработал такие качества, как дисциплинированность, ответственность, исполнительность и коммуникабельность. Уже давно и всеми доказано, что некогда замкнутый юноша быстрее осваивается в любом коллективе, пройдя военную службу, нежели его одногодки, не носившие форму.
     Да, еще есть над чем работать. Начинать необходимо с военных вузов. Так, если в командных училищах будущие офицеры получают необходимые навыки управления людьми, то в инженерных этому, на мой взгляд, уделяется мало внимания. В результате лейтенант приходит в войска отличным специалистом, но, начиная работать с личным составом, теряется. Поэтому считаю очень правильным, что в новых учебных программах военных гораздо большее внимание уделяется привитию будущим офицерам навыков индивидуально-воспитательной работы с подчиненными.
     Еще очень важно, чтобы у молодых офицеров на первых порах были опытные наставники. Именно так строится работа в округе, где я служу. К примеру, мне несколько лет назад очень помог командир подразделения майор Вадим Александров. Прежде всего научил, как завоевать авторитет у подчиненных: поставить дело так, чтобы они не боялись командира, а по-настоящему уважали. Кстати, Вадим Анатольевич перешел на преподавательскую работу, где передает свой опыт уже в большем масштабе.
     Считаю, что для наведения порядка в войсках сегодня не нужно стремиться внедрять что-то эдакое. Ведь все уже давно продумано и проверено на практике до нас.
     Во-первых, солдат должен быть загружен боевой учебой, изучением специальности и несением службы. Только от безделья молодого человека может потянуть на «подвиги». В нашей части солдат вне зависимости от срока службы после напряженного дня вечером думает только об одном – как бы добраться до койки и отдохнуть. Кстати, мы всегда прикрепляем новобранца к увольняющемуся в запас, и у последнего появляется забота: привить новенькому основные навыки по специальности. Есть стимул: чем раньше он подготовит замену, тем быстрее поедет домой. Тут уж не до того, чтобы заставлять пришивать чужие подворотнички и гладить брюки.
     Во-вторых, необходимо грамотно помочь организовать досуг подчиненным. Это непросто, так как зачастую на это нет денег. Но, как говорят, нет непреодолимых преград, было бы желание. У нас в части, к примеру, не было средств на новые тренажеры – приобрели подержанные, дооборудовали силами своих умельцев. В-третьих – контроль. Речь не только о лицах суточного наряда и об ответственных. Хотя и они должны выполнять свои обязанности «от» и «до». Изучать необходимо прежде всего душевное самочувствие солдат и сержантов, психологический климат в коллективе. Тут у каждого своя ниша, и у нас никто не отдает это только на откуп заместителю по воспитательной работе. Есть тут чем заняться и сержанту – он ближе всех к подчиненным, особенно к тем, кто только начинает службу. Уходя домой после службы, я полностью уверен, что, к примеру, в отделении сержанта Станислава Голубова ничего не произойдет экстраординарного, так как он всегда знает, чем и как дышит каждый из его подчиненных.
     И еще. Уже по собственному опыту знаю – нужно поддерживать тесный контакт с родителями солдат, ведь их мнение, оценка для юноши имеют большое значение. Поэтому я всегда старался беседовать с теми матерями и отцами, кто приезжал навестить своего сына. Если же родители не имеют возможности приехать, то пишу родителям солдата письмо, в котором расспрашиваю об особенностях характера сына, советуюсь, а то и вовсе прошу оказать воздействие на их чадо. Коэффициент полезного действия от этого очень высок.
     Закончу тем, с чего начал. В армии в отличие от «гражданки», где с нерадивым работником никто не будет возиться (его сразу выгонят), мы, офицеры, обязаны работать со всеми и добиваться дисциплины и выполнения служебных обязанностей. И в этом общество должно нам помогать, а не настраивать юношей и их родителей против воинской службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex