на главную страницу

22 Марта 2006 года

Планета людей

Среда

Досье под вопросом

Марианна ГРИШИНА.



     В понедельник в Нью-Йорке состоялось заседание Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе. Встреча представителей пяти стран - постоянных членов СБ ООН, а также Германии, несмотря на длительное предварительное обсуждение, закончилась без достижения соглашения о стратегии в отношении иранского ядерного досье. В то же время, как отметил заместитель госсекретаря США Николас Бернс, стороны, принявшие участие в консультациях, остались едины в одном вопросе: Иран должен прервать свою деятельность по обогащению урана и вернуться за стол переговоров.
     «Мы разделяем глубокую озабоченность тем, что Иран не откликнулся положительно на принятую 4 февраля Международным агентством по атомной энергии резолюцию, продолжает обогащение урана и прекратил сотрудничество в рамках дополнительного протокола о гарантиях с МАГАТЭ», - говорится в сообщении для печати, представленном руководителями МИД Великобритании, Китая, России, США, Франции и Германии по итогам нью-йоркской встречи. Ее участники заявили о намерении «продолжать действовать в тесном контакте», чтобы завершить работу над проектом заявления Совета Безопасности ООН, которое так и не было пока принято.
     В немалой степени этому способствовало то, что Россия и Китай на переговорах в американской столице выступили против принятия жестких мер в отношении Тегерана и, в частности, введения новых международных санкций. Москва и Пекин заявили о необходимости продолжения переговоров с иранским руководством под эгидой МАГАТЭ, выступив против передачи всех дел в Совет Безопасности. Между тем оппоненты России и Китая настаивали на принятии обращения к Ирану с призывом в максимально сжатые сроки – за две недели - выполнить требования МАГАТЭ и возобновить мораторий на работы, связанные с обогащением урана. По мнению европейских стран и США, это послужило бы для Ирана мощным сигналом к изменению своей политики. Российский МИД в этой связи выразил категорическое несогласие, доказывая, что фактическое выдвижение ультиматума против Тегерана может привести к прямо противоположным результатам. «Мы должны знать, что наши шаги будут иметь предсказуемые последствия и что они не приведут в ближайшем будущем, например, к бомбардировкам» - так прокомментировал российскую позицию постоянный представитель РФ при ООН Андрей Денисов. Эта позиция тесно коррелирует с высказываниями российского Президента, озвученными им в ходе начавшегося визита в КНР: по словам В. Путина, сейчас не имеет смысла оказывать давление на Иран, а для урегулирования кризиса надо искать компромиссы.
     Между тем президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в новогоднем обращении к нации (20 марта в исламских странах отмечается мусульманский Новый год) заявил, что его страна продолжит курс на овладение мирными ядерными технологиями. По словам Ахмадинежада, «некоторые мировые державы в течение двух с половиной лет препятствовали развитию иранской нации в ядерной сфере и теперь они должны принести извинения за тот ущерб, который нанесли Исламской Республике». Резкие высказывания иранского президента, как и следовало ожидать, встретили негативный отклик в Белом доме. Президент США Джордж Буш, поясняя свою позицию по иранскому кризису, заявил, что готов использовать вооруженные силы для защиты Израиля от угрозы со стороны Ирана. Выступая в городе Кливленд, штат Огайо, Буш напомнил слова Ахмадинежада, призвавшего «стереть Израиль с карты мира», и подчеркнул, что США не намерены терпеть такие угрозы в адрес своих верных союзников. В то же время американский президент подчеркнул, что надеется на решение иранской ядерной проблемы дипломатическим путем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex