на главную страницу

22 Марта 2006 года

Планета людей

Среда

НА РОДИНЕ НИКТО НЕ ЖДЕТ

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Тбилиси.



     Вопрос окончательного решения по соглашению между Российской Федерацией и Грузией о выводе соединений и частей Группы российских войск в Закавказье с территории Грузии находится в своей завершающей стадии – идут технические доработки. План вывода техники и вооружения с 12-й и 62-й военных баз ГРВЗ (Батуми и Ахалкалаки) на 2006 год разработан и утвержден российской стороной (грузинская сторона интереса к нему не проявляет до сих пор). План вывода на 2005 год перевыполнен (выведено техники больше, чем намечалось первоначально). В противовес официальному Тбилиси грузинская пресса отмечает, что Россия свои обещания выполняла и выполняет. Однако существуют вопросы, связанные с выводом, которые, по всей видимости, если и решаются, то чрезвычайно медленно, или не решаются вообще.
     Согласно российско-грузинскому политическому заявлению мы обязались покинуть территорию Грузии до 31 декабря 2008 года (напомним, что cоглашение пока не подписано). Образно говоря, последний российский солдат должен покинуть территорию Грузии именно к этому сроку. Очевидно, что так оно и будет. Вместе с тем в ГРВЗ существует категория военнослужащих, которую, как представляется, на Родине, по крайней мере сегодня, никто не ждет. Мы говорим о военнослужащих, выслуживших предельные сроки пребывания на военной службе, и о тех, чей долгожданный пенсионный возраст наступит как раз в период с 2006 по 2009 год.
     В настоящее время в ГРВЗ на учете стоят 91 офицер, 128 прапорщиков, выслуживших установленные сроки пребывания на военной службе, но не уволенных в запас. Кроме того, 29 офицеров и 48 прапорщиков уволены из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, но не исключены из списков личного состава воинских частей по причине необеспеченности жильем на территории России (с учетом 102-й военной базы, дислоцирующейся в Армении).
     На 2006 год только для тех офицеров и прапорщиков, которые проходят службу в частях и подразделениях, подлежащих выводу с территории Грузии, необходимо 90 квартир. До конца 2008 года к этому числу добавятся еще 24 военнослужащих, достигших предельного возраста и имеющих право на получение квартиры. Итого потребность в благоустроенном жилье для выводимых из Грузии соединений составляет порядка 114 квартир. Казалось бы, не такая уж и значительная цифра, однако не могут их никак обеспечить жильем на территории Российской Федерации, несмотря ни на какие законодательные акты.
     Учитывая темпы выделения жилья на территории России для военнослужащих ГРВЗ в предыдущие годы, с горечью приходится констатировать, что можно и не успеть… С середины 2003 года по настоящее время для ГРВЗ было выделено всего около 60 государственных жилищных сертификатов и 20 квартир. К сожалению, не удалось нам увидеть и какой-либо документ, хотя бы предполагающий возможность обеспечения военнослужащих к указанному сроку благоустроенным жильем или сертификатами, кроме отправленных «в верха» списков-заявок и перечней проблемных вопросов. В ГРВЗ по поводу их реализации могут строить лишь предположения.
     В этом году, возможно, все-таки будут утверждены списки на предоставление военнослужащим ГРВЗ 100 жилищных сертификатов. Обещают и выделение целенаправленного лимита на ГЖС именно для ГРВЗ. Однако при этом не учитывается то, что программа ГЖС сугубо добровольная и заставить военнослужащего вместо квартиры получить сертификат незаконно. Из 90 офицеров и прапорщиков из состава 12-й и 62-й военных баз (выводимых из Грузии), претендующих на жилье, примерно половина не желает получать ГЖС, а «живых» квартир, даже в перспективе, просто не предвидится. Нужно еще учитывать и то, что помимо нынешних и будущих увольняемых по предельному возрасту к числу законных претендентов на получение жилья прибавятся и те, кто пожелает уволиться из Вооруженных Сил по организационно-штатным мероприятиям. Таковых в ГРВЗ достаточно, и не исключено, что вместе с ними число подлежащих обеспечению жильем на территории России до окончания вывода удвоится.
     Впрочем, как это иногда практикуется, можно заставить их перевестись в любую воинскую часть, дислоцирующуюся на территории России, и дожидаться квартиры или сертификата, будучи за штатом, в распоряжении и т.д. Но и здесь возникает проблема: до настоящего момента не решен вопрос правопреемственности воинских частей и подразделений ГРВЗ, подлежащих выводу. В связи с этим в случае их расформирования на местах нынешней дислокации после вывода техники и вооружения не определен порядок прикомандирования увольняемых военнослужащих в воинские части, дислоцирующиеся на территории России, до момента обеспечения жильем.
     Не входят в общее число и солдаты и сержанты, проходящие службу по контракту, обеспечение жильем которых по ряду причин вообще является проблемой из проблем и не продвигается ни на йоту. Контрактники составляют до 30 процентов от общего числа военнослужащих военных баз и в подавляющем своем большинстве выслужили по 10 календарных лет, дающих право на получение жилья на территории России. Достигших предельного возраста пребывания на военной службе среди них более сотни человек. Зачастую многие из них сегодня служат сверх предельного возраста, как, к примеру, старшина Малиновский на 62-й военной базе, которому идет уже 53-й год.
     Как видно, ситуация складывается почти критическая. Времени до окончательного вывода остается все меньше и меньше. Неуверенность в завтрашнем дне не слишком благоприятно сказывается на морально-психологическом состоянии военнослужащих ГРВЗ. Если тебя не ждут на Родине, то о чем еще можно говорить?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex