на главную страницу

24 Марта 2006 года

НАВСТРЕЧУ ВСЕАРМЕЙСКОМУ СОВЕЩАНИЮ

Пятница

Надо просто работать с людьми

Гвардии капитан Дмитрий ГАВРИЛЕНКО,
командир взвода морской пехоты Каспийской флотилии.



     В атмосферу неприемлющего слабостей воинского коллектива я окунулся летом 1996 года вместе с приказом о зачислении в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище. Выдержать жесткий распорядок дня и запредельные, как казалось тогда, физические нагрузки, преодолеть постоянное чувство голода поначалу было непросто даже мне, выросшему в семье военного. Зато теперь нет у меня более надежных товарищей, чем Алексей Иванов, Денис Пешков – тех однокашников, с которыми некогда прибыл на Каспийскую флотилию для дальнейшего прохождения службы.
     Из стен альма-матер, ко всему прочему, вынес умение слушать и слышать людей, способность выстраивать отношения даже с теми, кто исподволь или открыто игнорирует тебя. То есть приобрел качества, сыгравшие ключевую роль в период моего офицерского становления. Тому же, как личным примером следует завоевывать авторитет у подчиненных и затем, не оглядываясь назад, браться за решение сложных боевых задач, учился у капитана Дениса Кунильского, майора Ильи Завьялова, подполковника Вячеслава Щербины, полковников Александра Сорогина и Андрея Бородина. Во всяком случае за роту, целый год действовавшую в Веденском районе Чечни под моим командованием, офицерам-наставникам краснеть не приходилось.
     Оголенное напряжение переднего края, равно как и планомерное повышение боевого мастерства в учебных классах или на полигоне, как нельзя лучше сплачивают армейские ряды, не оставляя места негативным явлениям и неуставным взаимоотношениям в том числе. Мне опять повезло. В подразделении антитеррора, в котором я имею честь сейчас служить, ратной учебе подчинено все. Здесь и оснащение получше, и специалисты сюда подбираются со знанием дела. Используется также опыт предшественников. Допустим, 27 новичков, только что прибывших из «учебки», мы свели в отдельный взвод. К непривычным пока для них условиям службы молодые матросы адаптируются под присмотром самого грамотного из младших командиров. В первую очередь сержант Максим Трегубенко объяснил новобранцам то, что каждый проштрафившийся военнослужащий подлежит обязательной замене.
     До предела заполненная боевой учебой специфика подразделения постоянной готовности ограничивает возможности для отдыха матросов. Тем не менее мы не считаем себя заложниками обстоятельств. Только за последнее время на малой родине побывали 30 военнослужащих. В часть вернулись все, своевременно и без эксцессов.
     Основа такой практики – в безусловном знании людей и доверительном к ним отношении. Для чего особый вес и значение приобретает любое, даже на первый взгляд незначительное мероприятие, будь то индивидуальные беседы с матросами или инструкторско-методические занятия с сержантами, комплексные тренировки по строевой, огневой и тактической подготовке, полевой выход или футбольный матч.
     Спрашивается, чем еще реально можно улучшить такую систему? Повышение штатной категории и продолжительности нахождения в первоначальной должности конечно же позволит офицеру завершить задуманные им преобразования в своем взводе, роте. Однако без ужесточения наказания за проступки представить себе насаждение твердого уставного порядка невозможно. К сожалению, на практике завести уголовное дело на совершившего преступление военнослужащего бывает весьма проблематично, еще сложнее осудить его. А ведь слабость и неэффективность налагаемых взысканий порождают безнаказанность, от которой до беззакония - один шаг!
     Поможет ли в данном случае командирам военная полиция? Трудно сказать. Тем более пока не ясно, кто в ней будет состоять, кому она будет подчиняться и за что конкретно отвечать. Справятся ли с «дедовщиной» сержанты-контрактники? Не думаю. Сославшись на регламент служебного времени, неусыпному бдению в казарме профи предпочтет спокойствие домашней обстановки. К тому же с ним также придется работать – обучать, контролировать, требовать. Методически грамотно, предметно, последовательно, непрерывно.
     Что бы хотелось получить в будущем лично мне? Увеличения размера жалованья прежде всего. Для того, чтобы моей семье в Астрахани чувствовать себя социально защищенной, семь тысяч рублей в месяц явно недостаточно. В остальном, полагаю, служить можно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex