на главную страницу

25 Марта 2006 года

Комментарий

Суббота

Цены на ГСМ: скачок неизбежен?

Сергей НЕФЕДОВ.



     

     Чем ближе становится сезон весенних сельскохозяйственных работ, тем тревожнее голоса аналитиков, прогнозирующих возможный скачок цен на нефтепродукты. С начала года оптовая цена на дизельное топливо увеличилась уже на 5-6%, что опережает запланированный показатель. Вслед за оптовыми рано или поздно начнется неизбежное повышение розничных цен. «Красная звезда» не раз писала об этой проблеме, которая негативно отражается не только на экономических процессах в стране, но и в конечном счете на боевой подготовке войск.

     Надо признать, что серьезность ситуации осознают в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Глава МРЭТ Герман Греф предложил провести переговоры с нефтяными компаниями, чтобы обеспечить согласованную динамику цен на бензин и дизтопливо. Об этом он заявил не так давно на заседании Правительства РФ. Ожидается также, что в марте-апреле в правительство поступит разработанный МРЭТ пакет налоговых новаций, связанных с развитием нефтяного сектора.

     На очередном заседании правительства в этот четверг премьер-министр Михаил Фрадков сообщил, что уже в начале следующей недели ряд федеральных министров намерен провести встречу с руководителями крупных нефтяных компаний по вопросу стабилизации цен на нефтепродукты.

     Исполнительная власть предпринимает усилия и по организации биржевой торговли нефтепродуктами. То же Минэкономразвития стремится уже в первом полугодии согласовать с Федеральной антимонопольной службой необходимые документы и со второго полугодия начать функционирование биржи. Она, как ожидают авторы этой идеи, позволит организовать фьючерсные закупки ГСМ и сдержать рост цен на них за счет конкуренции производителей нефтепродуктов на биржевой площадке.

     Правда, в рамках существующего правового поля правительство не может заставить нефтеперерабатывающие заводы выйти на биржу, поэтому, судя по словам Германа Грефа, ставка делается на подконтрольные государству компании, призванные подать пример остальным игрокам на российском рынке. Как заметил глава Минэкономразвития, «до 50% российской нефти производят компании, в которых государство имеет, скажем так, доминирующее влияние».

     Казалось бы, ситуация под контролем. Однако основания для тревоги все же есть как в тактическом, так и стратегическом плане. И вину за это вряд ли можно возлагать на нефтяные компании, благодаря которым во многом и обеспечивается ритмичная наполняемость федерального и местных бюджетов. Генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Андрей Спирин отметил на днях, что негативную роль играют макроэкономические факторы, т.е. те факторы, на которые не могут влиять нефтяники (высокорастущая инфляция по итогам первого квартала, рост тарифов естественных монополий на 9 — 12 процентов и т.п.). По его словам, «низкая рентабельность, с которой сейчас мы работаем, не позволяет нам больше сдерживать цены».

     Еще тревожнее стратегические тенденции. Добыча нефти в стране растет (в 2005 году - 469,6 миллиона тонн, прогноз на 2007 год - 495 млн., 2009 год - 507 млн. т), а возможности удовлетворения внутреннего рынка ГСМ - нет.

     Об этом на недавней Международной конференции по энергетической безопасности с тревогой говорил президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. Может сложиться парадоксальная ситуация, что мировая нефтяная держава Россия столкнется с таким дефицитом бензина, что его придется закупать за рубежом!

     Стране не хватает нефтеперерабатывающих заводов, которые изношены в среднем на 65 процентов. В России, как ожидается, потребность в бензине вырастет с 27 млн. тонн в 2005 году до 38 млн. тонн в год в 2015 году (производство бензина останется при этом на уровне 30 млн. тонн в год). В связи с этим неизбежен будет резкий скачок цен на бензин, в результате чего они достигнут европейского уровня - т.е. в два раза выше существующего.

     Как предупредил Вагит Алекперов, «США уже сегодня импортируют 10 процентов потребляемых нефтепродуктов. Завтра такой сценарий может быть реализован в нашей стране. Если темпы модернизации останутся прежними, Россия в 2009-2010 годах станет перед выбором импортировать светлые нефтепродукты».

     Тревогу руководителя ведущей нефтяной компании разделяет председатель Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, по мнению которого для предотвращения образования дефицита необходимо инвестировать в производство высококачественных бензинов около 15 млрд. долларов, а также налоговое облегчение инвестиций в углубленную нефтепереработку и использование альтернативных видов топлива…

     Оценивая сложившуюся ситуацию, приходится с печалью признавать, что постсоветская Россия продолжает жить, по крайней мере в сфере нефтепереработки, за счет промышленного потенциала СССР. Из 25 российских НПЗ единственным новым предприятием, построенным после 1966 года, является Ачинский НПЗ, введенный в эксплуатацию в 1982 году (11 заводов пущены до 1950 года, т.е. еще при Сталине). Если учесть, что процесс реконструкции крупного НПЗ занимает около семи лет, структурам исполнительной власти требуется скорейшее принятие стратегических решений по всему комплексу вопросов, касающихся обеспечения страны нефтепродуктами на долгосрочную перспективу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex