на главную страницу

28 Марта 2006 года

Армия сегодня

Вторник

В 9-й РОТЕ «ДЕДОВЩИНЫ» НЕТ

Лейтенант Александр ТУМАШ,
заместитель командира мотострелковой роты.
42-я дивизия, Чеченская Республика.




     В Московский военный институт я поступил по примеру старшего брата. В офицерских погонах службу решил начать там, где труднее. Подал рапорт, что желаю служить в 42-й мотострелковой дивизии, и считаю, что сделал правильный выбор.
     У нас в 9-й мотострелковой роте сформировался - без преувеличения - крепкий армейский коллектив. В первую очередь это заслуга командира - старшего лейтенанта Сергея Лобанова. Он сумел сплотить вокруг себя офицеров, навести строгий армейский порядок в подразделении. Судите сами: несмотря на то что сегодня в подразделении служат шесть лейтенантов (пятеро из них - первый год в войсках), оно стало одним из лучших в дивизии. Командование нам доверяет самые сложные задания. Сейчас, к примеру, мы в любое время дня и ночи готовы за считанные минуты прибыть в указанное место и отразить нападение.
     Нельзя сказать, что лично я не испытывал трудностей во время офицерского становления. В подразделение пришел, когда оно переходило на новый способ комплектования. Между тем в училище нас учили работать с солдатами срочной службы. Пришлось все постигать своим умом.
     Убедился, что различия между солдатами срочной и контрактной службы большие. С солдатами по призыву, с одной стороны, проще, поскольку они приходят молодыми, их сознание достаточно гибкое. Контрактники – это другое, с ними работать сложнее, ведь у некоторых большой жизненный опыт, свои взгляды, принципы, устои. Например, у меня в роте есть те, кто почти вдвое старше меня. Чтобы для таких «дядь» быть авторитетным командиром, одного желания недостаточно. Командир в контрактной роте должен быть настоящим профессионалом, иначе уважения не добиться. Взводный ты или ротный, обязан быть личным примером для солдат. Если чего-то требуешь от подчиненного, то сам должен уметь сделать это даже лучше него.
     Несомненно, в контрактной службе много положительных моментов. Контрактники идут в армию осознанно, у них есть определенные цели (одни хотят в будущем стать прапорщиками и офицерами, другие - только заработать). Так или иначе, но они приходят уже настроенными на службу. А это, по крайней мере, значит, что среди зрелых людей по определению не могут возникать жестокие неуставные отношения. Со всей ответственностью говорю, что в нашем подразделении «дедовщины» ни в каких проявлениях нет. Да и боевая работа, боевая подготовка, постоянные тренировки здесь, в Чеченской Республике, занимают столько времени, что толком и отдохнуть не удается. При этом офицеры постоянно находятся с личным составом, и поскольку подразделение пока живет не в общежитии, а в обычной казарме, командиры и подчиненные находятся вместе, и все друг у друга - как на ладони.
     Было бы неправдой говорить, что все до единого контрактники добросовестно выполняют служебные обязанности. Есть нарушители, с ними офицеры поступают предельно жестко, наказание следует неотвратимо. Правда, арсенал мер воздействия на контрактника маловат, но и его можно применять эффективно. Нерадивых лишаем вознаграждений, «рецидивисты» становятся кандидатами на увольнение.
     Научились в роте работать и с солдатами - выходцами из республик Северного Кавказа (их в подразделении почти половина). Нужно отметить, что эти ребята у нас несут такие же нагрузки, как и те, кто призван из Центральной России, наравне со всеми выполняют хозяйственные работы. Секрет прост - воздействуем методом убеждения, уделяем работе с ними дополнительное, часто личное время, но добиваемся от них уставной исполнительности. А одного отъявленного нарушителя, жителя Республики Дагестан, я наказал отправкой письма домой, в его родной аул. Подействовало, да еще как: сейчас он - один из лучших солдат в роте. И признается, что сильнее всех на него отец и дядя повлияли.
     Конечно, хочется, чтобы у командира было больше возможностей влиять на контрактника. Мы обсуждали в роте эту проблему и пришли к выводу, что необходима более суровая, чем сегодня, ответственность за расторжение контракта. Также нужно разработать и внедрить систему штрафов. К примеру, составить перечень дисциплинарных проступков, за которые командир вправе снижать контрактнику размер денежного содержания.
     В работе офицеры нашей роты опираются на помощь сержантского состава. К примеру, один из лучших наших сержантов заместитель командира первого взвода старшина Батырхан Алиев пользуется большим авторитетом и положительно влияет на обстановку в коллективе. К сожалению, командирам сложно стимулировать работу сержантского состава (единственное, что мы можем, это предоставлять сержантам отпуска тогда, когда им удобнее). Между тем нагрузка на них ложится гораздо большая, чем на обычного солдата, а разница в денежном довольствии минимальная.
     Хочу отметить, что наша рота сумела подтвердить высокий уровень подготовки в деле. В декабре прошлого года ее подняли по боевой тревоге. Солдаты и сержанты в экстремальной ситуации вели себя хладнокровно, слаженно - как на тренировке. Теперь есть полная уверенность, что 9-я рота выполнит любую боевую задачу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex