на главную страницу

28 Марта 2006 года

Планета людей

Вторник

ПОБЕДИТ ПАРТИЯ ВЛАСТИ

Беседу вела Марианна ГРИШИНА.



Сегодня в Израиле состоятся парламентские выборы. О том, как шла предвыборная кампания и какую роль итоги выборов могут сыграть в палестино-израильских отношениях, наш корреспондент побеседовал с президентом Института Ближнего Востока Евгением САТАНОВСКИМ.

     - Итак, предвыборная гонка в Израиле на финише. Каковы, на ваш взгляд, Евгений Янович, были ключевые события этой избирательной кампании?

     - Им, несомненно, стало возникновение партии «Кадима», по своему типу голлистской или перонистской партии, партии вождистского типа. Во-первых, такого и с таким успехом осуществленного политического проекта в Израиле не было давно. Во-вторых, вслед за созданием этой партии внезапно ушел из политики ее лидер — премьер-министр Ариэль Шарон. Уже сейчас ясно, что партия «Кадима», возглавляемая и.о. премьер-министра Эхудом Ольмертом, на выборах возьмет от трети до четверти голосов, а возможно, и больше, и что в Израиле нет другой партии, которая может добиться такого успеха. Столько мест в кнессете, сколько может взять «Кадима», брали лишь МАПАЙ времен Д. Бен-Гуриона и «Ликуд» на пике своей популярности с Ариэлем Шароном во главе после начала второй интифады.
     Выборы, которые пройдут 28 марта, – внеочередные, точнее, это «очередные внеочередные выборы», поскольку для Израиля стандартными выборами являются как раз внеочередные. Почему «Кадима» стала новым фактором израильской политики? Этому можно дать много объяснений. Вождистских партий, партий одного лидера в Израиле было много, но до сих пор не случалось, чтобы в такую партию входили не лидер и политические маргиналы, а лидер и множество известных фигур. Достаточно сказать, что в партию «Кадима» вошли и Шимон Перес, и министры от «Ликуда», и значительная часть министров от других фракций. Это типичная партия власти, объединение людей, идеология которых состоит в удержании исполнительных полномочий, министерских и других постов и контроля над бюджетом. Любопытно, что к этой партии присоединилась во втором и третьем десятках списка большая группа менеджеров высшего звена – известных состоявшихся профессионалов, которые ни в какие политические баталии до того не вступали.

     - А каковы ваши прогнозы относительно итогов избирательной кампании в целом?

     - На мой взгляд, арабские партии, ультраортодоксы и восточные традиционалисты, включая партию ШАС, в ходе этих выборов сохранят свои позиции. Национально-религиозный лагерь был разгромлен после того, как в ходе «итнаткута» – насильственной эвакуации израильских поселений из сектора Газа – его лидеры не смогли противостоять действиям правительства. Партии, его представляющие, сейчас в кризисе, и их избиратели будут голосовать в основном за другие умеренно-консервативные и правые центры силы. Ультралевые партии сильно потеряют в позициях, поскольку уступки Израиля приводят лишь к тому, что палестинское руководство начинает очередной виток конфликта, и иллюзии по поводу возможности достижения мира с палестинцами путем уступок, на которых настаивал левый лагерь, умерли. Немало левых голосов уйдет к партии «Кадима». Что касается «Партии труда», то она из левоцентристской превратилась в партию ультралевых, так как ее нынешний лидер Амир Перец – профсоюзный деятель, представитель движения «Шалом ахшав» («Мир сегодня») - потерял избирателей, голосовавших за Шимона Переса и его группу. Эта партия скорее всего не войдет в правительство, если только ее не согласятся взять в качестве «младшего партнера» «Кадимы».
     «Ликуд» возьмет свои голоса, которые скорее всего будут вдвое меньшими, чем были при Ариэле Шароне. Эту партию возглавляет Беньямин Нетаньяху, профессиональный министр иностранных дел и финансов, но слабый премьер. Он педалирует вопросы безопасности, на деле же будет готов, как и Амир Перец, Эхуд Ольмерт и лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман, уйти с любых территорий, если этого потребуют США. Сторонники Либермана, по моим прогнозам, возьмут около 10 мест.
     «Кадима», как я уже говорил выше, получит большинство голосов. В какой мере это большинство голосов будет подавляющим, мы увидим в день выборов.

     - 19 марта, незадолго до намеченных в Израиле выборов, было сформировано новое палестинское правительство, в состав которого вошли в основном сторонники движения ХАМАС. Почему, по вашему мнению, завершились неудачей переговоры о создании коалиционного правительства, объединяющего представителей ХАМАС и ФАТХ?

     - Палестинское правительство, которое составили сторонники ХАМАС, не состоялось в качестве коалиционного по той причине, что ХАМАС и ФАТХ не удалось поделить между собой полномочия. Это сценарий по Окуджаве: «...пряников сладких всегда не хватает на всех». Сегодняшняя палестинская экономика в огромной мере основана на разделе внешней помощи: 2,1 – 2,5 млрд. долларов в год, которые палестинское правительство должно расходовать на социальную сферу и выплату зарплат госслужащим, включая «людей с ружьем» - палестинских полицейских. Только 250 млн. долларов из этой суммы собирают на палестинских территориях. Остальное дают спонсоры, включая Европейское сообщество, ООН и Израиль. ФАТХ обладал раньше безраздельным правом распоряжаться бюджетом Палестины. Но экономическая ситуация сильно ухудшилась, в том числе с точки зрения будущего.
     Сейчас в Израиле могут трудоустроиться все меньше и меньше палестинцев, а значит, в Палестину перестают поступать как налоговые платежи, перечисляемые израильтянами от выплат в фонды социального страхования работающих в стране палестинцев, так и сами зарплаты – деньги, которые палестинцами зарабатываются. Речь идет о десятках миллиардов долларов. Это происходит потому, что рабочие места в израильской экономике, которые раньше принадлежали палестинцам, сейчас оказываются занятыми рабочими из Иордании, Египта, Филиппин, Таиланда, китайскими строителями, румынскими, польскими и португальскими гастарбайтерами и даже эмигрантами из Африки. В Израиле сегодня и без палестинцев около 150 тысяч нелегалов из арабского мира, включая такие страны, как Судан. В том числе поэтому сегодня палестинская экономика в глубоком кризисе, и битва за передел ресурсов между ХАМАС и ФАТХ его только усугубляет.
     Прошедшие выборы в Палестине привели к размежеванию. Те, кто следил за ними внимательно, могли увидеть, что были города, в которых целиком победил ФАТХ, а были города, в которых целиком победил ХАМАС. Это произошло потому, что кланы, семьи и племена, из которых состоит палестинское общество, как и любое другое общество арабского мира, построенное отнюдь не по европейскому образцу, разделились. Часть их лидеров поставила на ФАТХ. Часть – на ХАМАС. Лишь немногие из них раскололись. ХАМАС и ФАТХ не готовы вступать в коалиционное правительство, поскольку представители ФАТХ очень хорошо понимают, что, если право на передел бюджетного пирога достанется ХАМАС, все поддерживающие их кланы, бедуинские племена, семьи – «хамулы», которые до последнего времени обладали монополией на получение ресурсов, ее потеряют.

     - Не проходит и дня без терактов на Ближнем Востоке. Не скажется ли это на ходе самих выборов?

     - Перед проведением израильских выборов система безопасности уже включена. В целом террор в Израиле оказался блокированным. Мы часто и справедливо говорим о большом числе террористов, атакующих Израиль, о чрезвычайно высоком уровне террористической активности в Палестине. Но, как ни странно, если сравнить число жертв террора сегодняшнего с тем, что было в 2001 или 2002 годах, окажется, что оно значительно меньше. Израильтяне, на мой взгляд, не просто выдержали, но выиграли террористическую войну на своей территории.
     Это сделали не политики, а армия и спецслужбы. В Израиле в настоящее время предотвращаются почти все теракты, а самоубийц останавливает защитная стена. При всех ошибках и том, что израильские политики не дают армии - ЦАХАЛу и спецслужбам проводить все необходимые превентивные операции, силовые структуры обеспечили приемлемый уровень безопасности израильтян в ходе террористической войны. Конечно, продолжаются ракетные обстрелы и попытки террористов провести суицидальный или несуицидальный теракт, но они не приводят к серьезным жертвам. Более того, операция в Иерихоне показала, что израильтяне могут осуществлять военные операции в любой части Палестины – как угодно далеко от своей территории, несмотря на угрозы палестинцев. Как мы помним, после захвата там убийц израильского министра Рехавама Зеэви они были преспокойно вывезены на израильскую военную базу. Не случайно ряд активистов ФАТХ обратился сразу после этого инцидента к Махмуду Аббасу с требованием передать Палестину под международное управление. Это еще один итог политических противоречий, которые сейчас раздирают Палестину.
     Не думаю, что это серьезным образом скажется на ситуации с безопасностью на израильских выборах, победители которых будут решать проблему сроков и методов отделения от Палестины, поскольку вопросы мирного урегулирования палестино-израильских противоречий, на мой взгляд, сняты с повестки дня самой жизнью.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex