на главную страницу

28 Марта 2006 года

Планета людей

Вторник

АЗИАТСКИЙ ДЕТОНАТОР

Роман СТРЕШНЕВ.



США в своей новой стратегии национальной безопасности отмечают, что «линия фронта» в борьбе с терроризмом сегодня проходит в Ираке и Афганистане и без победы над противником в этих государствах поражение терроризма просто немыслимо. Однако, как показывают события, до победы над «Талибаном» и «Аль-Каидой» в том же Афганистане еще очень далеко.

     
Игра на грани фола


     В середине марта палата представителей конгресса США одобрила запрос Белого дома о выделении дополнительно 68 млрд. долларов, которые должны пойти на военные операции в Ираке и Афганистане. Эту сумму многие конгрессмены считают недостаточной. В частности, представитель демократической партии Сэм Фарр заявил, что денег «не хватит даже для поддержания нынешнего уровня наших военных операций в этих странах в текущем году».
     Похоже, он близок к истине, особенно если учесть, что положение в Ираке и Афганистане выходит из-под контроля Вашингтона. Однако если об угрозе гражданской войны в Ираке говорят практически каждый день, то Афганистан как-то отходит на второй план. Хотя ситуация там достаточно сложная. Как заявил на днях лидер талибов мулла Омар, «в этом году, как только потеплеет, солдаты-крестоносцы и их марионетки будут вынуждены столкнуться с таким ожесточенным сопротивлением, которого они и вообразить себе не могут». «Мы намерены чаще использовать смертников, для того чтобы под ногами захватчиков горела земля», - подчеркнул он.
     По большому счету и сейчас положение иностранцев, а также сотрудничающих с ними афганцев нормальным вряд ли назовешь. Так, 12 марта в результате подрыва талибами армейского патруля в восточной провинции Кунар погибли четверо американских солдат. В начале месяца в перестрелке с талибами был убит французский офицер. В провинции Кандагар афганец, вооруженный топором, напал на канадского офицера и успел нанести ему несколько ударов, прежде чем был застрелен. За день до этого пять канадских военнослужащих были ранены, когда террорист-смертник на заминированной автомашине врезался в военную колонну.
     Серьезные потери в последнее время несет афганское МВД. Все в том же Кандагаре боевики напали на полицейский блокпост. Двое полицейских были убиты, еще четверо стражей правопорядка пропали без вести. Ранее здесь же в результате теракта погибли 9 полицейских, сопровождавших трупы похищенных и убитых талибами четырех албанцев. Иностранцы, имевшие македонское гражданство и работавшие на немецкую компанию «Эколог», были накануне похищены и казнены боевиками за «шпионаж в пользу США». В провинции Гильменд в результате нападения талибов на контрольно-пропускной пункт МВД Афганистана один полицейский убит и трое получили ранения. Еще четверо сотрудников афганской контрразведки погибли в Гильменде при подрыве их автомобиля. По версии афганских правоохранительных органов, активизация деятельности боевиков в провинции связана с начавшимся проведением здесь широкомасштабной операции по уничтожению плантаций мака. Известно, что в Гильменде действует большое число антиправительственных вооруженных отрядов, идет активная торговля опиумом и героином.
     Немалую опасность для региона представляет все большее обострение взаимоотношений Афганистана с соседним Пакистаном. Ситуация на афгано-пакистанской границе более чем взрывоопасная. Напомним, что именно в приграничных с Афганистаном районах, неподвластных официальному Исламабаду (так называемой зоне племен), по данным разведки, скрываются со своими отрядами предводители «Талибана» и «Аль-Каиды». Вооруженные инциденты регулярно случаются и между самими военизированными подразделениями Пакистана и Афганистана. 23 марта Исламабад выразил резкий протест Кабулу в связи с убийством военнослужащими афганской армии 14 своих граждан в приграничном районе. Командир одного из афганских армейских формирований генерал Абдул Разик утверждает, что все убитые являлись талибами, ожесточенный бой с которыми произошел в районе города Спинбулдак. По его словам, боевики базировались на территории Пакистана и вторглись в Афганистан для совершения вооруженной вылазки. По данным афганских военных, в числе убитых талибов оказались два влиятельных полевых командира - мулла Атта Джан и Шиш Нурзай, которые направляли боевиков-смертников для совершения терактов.
     Однако, по пакистанским сведениям, все убитые принадлежали к проживающему в Пакистане племени нурзаи и стали жертвами клановой войны, а некоторые источники утверждают, что погибшие были военнослужащими пакистанской армии. Церемония похорон, на которую собрались более 2 тысяч пакистанцев, превратилась в акцию протеста. Разъяренная толпа жгла афганские флаги и выкрикивала антиафганские лозунги.
     Необъявленная война развернулась и на информационном фронте. Так, Исламабад запретил вещание трех афганских телеканалов на территории своей провинции Белуджистан, обвинив афганские СМИ в «антипакистанской пропаганде». Причиной стал тот факт, что один из телеканалов передал заявление ряда афганских политиков, обвиняющих пакистанские спецслужбы в убийстве экс-губернатора афганской провинции Газни известного антиталибского полевого командира Кари Бабу. В свою очередь глава верхней палаты афганского национального собрания страны Сибгатулла Моджадиди также обвинил в покушении на его жизнь пакистанские спецслужбы. Моджадиди руководил страной в 1992 году, сразу же после прихода к власти моджахедов, и считается близким соратником нынешнего президента Афганистана Хамида Карзая. Депутат также возглавляет правительственную комиссию национального примирения, цель которой - достижение мира с талибами.
     Подлило масла в огонь сообщение афганского государственного телеканала о том, что пакистанские спецслужбы предоставили в распоряжение талибов переносные зенитные ракетные комплексы типа «Стингер». В ответ на эти заявления афганских властей президент Пакистана обвинил спецслужбы и министерство обороны Афганистана в заговоре против Исламабада. Он также отметил, что афганский президент Хамид Карзай не знает, что происходит в его стране. Еще раньше министр иностранных дел Пакистана обвинил официальный Кабул в переброске оружия в пакистанский штат Белуджистан. Исламабад даже заявил о намерении построить ограждение вдоль границы с Афганистаном и разбить в приграничных районах минные поля, чтобы пресечь проникновение иностранных боевиков.
     В свою очередь талибы вновь демонстрируют, что способны оперативно проводить перегруппировку сил и наносить мощные неожиданные удары. Так, в начале месяца в пакистанской провинции Северный Вазиристан несколько сотен вооруженных боевиков захватили в местном административном центре ряд зданий. Хотя пакистанская армия впоследствии освободила объекты и провела «зачистку», большей части бандитов удалось безнаказанно скрыться.
     
Американцы теряют лицо

     Во взаимоотношениях Вашингтона и Кабула в последнее время наметились некоторые нестыковки. Наблюдатели отмечают рост антиамериканских настроений в стране, в связи с чем некоторые афганские политики все чаще пытаются действовать без оглядки на мнение США. Это, в свою очередь, прибавляет им веса в глазах электората. Например, весьма неоднозначно восприняли в Белом доме заявление теперь уже бывшего главы афганского МИДа Абдуллы Абдуллы, в котором он не разделил официальной позиции США по отношению к Ирану. Экс-глава афганского внешнеполитического ведомства, посещая Вашингтон, заявил, что Тегеран поддерживает политические процессы в Афганистане и помогает в восстановлении страны, а следов его подрывной деятельности замечено не было. Не мудрено, что буквально через пару дней по решению Хамида Карзая глава афганского МИДа лишился своего поста.
     Вообще, как отмечают эксперты, в Кабуле все чаще подавляется политическое инакомыслие, особенно если оно идет вразрез с мнением заокеанских «спонсоров-освободителей». Но именно этот факт играет на руку антиамериканским политическим силам.
     Помимо сложностей с обеспечением безопасности в Афганистане есть и другие не менее важные внутренние проблемы. В частности, на сегодняшний день даже в афганском правительстве нет квалифицированного управленческого аппарата, достаточно высок уровень коррупции как местных властей, так и различных западных организаций, работающих в стране и «съедающих» значительную часть международной финансовой помощи.
     На этом фоне США предпринимают все новые попытки переложить афганский груз на своих союзников по НАТО. И, похоже, Вашингтону в этом вопросе постепенно удается договориться с Брюсселем. Как заявил генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер, численность миротворческих сил НАТО в Афганистане увеличится к нынешнему лету с 10 до 16 тысяч военнослужащих. По его словам, рост военного присутствия альянса будет происходить по мере продвижения международных войск на юг страны, где наиболее активно действуют боевики движения «Талибан» и «Аль-Каиды». Как только ситуация в этом районе стабилизируется, сказал он, силы НАТО начнут перемещаться в восточную часть Афганистана, где дислоцирована основная часть американского контингента.
     Тем не менее, по мнению большинства экспертов, увеличение сил НАТО вряд ли серьезно улучшит ситуацию. В первую очередь это обусловлено разногласиями по поводу расширения афганской миссии в самом альянсе, ведь оставляемое американцами «наследие» не только обременительно, но и грозит серьезными потерями. Именно по этой причине предложение американцев и англичан о передаче натовцам функций по непосредственной борьбе с боевиками, а также наркобизнесом не нашло понимания у партнеров по альянсу. Возможно также ухудшение отношения местного населения к миротворческим силам. К слову, голландцы изменили полевую форму своих миротворцев так, чтобы местные жители не путали их с американцами. Подобному примеру намерены последовать бельгийцы и другие натовские военнослужащие миротворческих сил.
     
«Белое золото» талибов

     На днях Совет Безопасности ООН выразил обеспокоенность активизацией террористических нападений со стороны «Талибана», «Аль-Каиды» и других экстремистских групп и призвал правительство Афганистана при содействии США и сил НАТО активизировать усилия в деле противодействия боевикам. Совбез также призвал присутствующие в Афганистане международные силы продолжать оказывать помощь местным властям в борьбе с боевиками и наркобизнесом.
     О том, что наркопроизводство представляет немалую угрозу как самому Афганистану, так и всему остальному миру, говорилось немало. При этом именно эта сфера теневого бизнеса дает боевикам немалую часть финансовых поступлений. Тем не менее успехов в решении наркотической проблемы так и не достигнуто. И вряд ли они произойдут в ближайшей перспективе.
     По сведениям управления ООН по наркотикам и преступности, в стране снова растут площади посевов мака и в 2006 году прогнозируется рост объема производимых наркотиков. На Афганистан приходится около 90 процентов посевов опийного мака в мире.
     Россия активно пытается участвовать в решении этой проблемы как в одностороннем порядке, так и в рамках различных региональных структур.
     Например, в заявлении, сделанном постоянным представителем РФ при ООН Андреем Денисовым от имени Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) говорится, что от решения проблемы производства и контрабанды наркотиков зависят успех борьбы с терроризмом, экономическое обустройство и формирование централизованной власти в Афганистане. Дипломат констатировал, что усилия международного сообщества и афганских властей по борьбе с наркотиками пока не дали желаемого эффекта. Он озвучил предложение разработать с участием миссии ООН в Афганистане комплексную международную стратегию противодействия афганской наркоугрозе.
     Денисов также проинформировал международное сообщество о шагах ОДКБ по созданию антинаркотических «поясов безопасности» вдоль границ Афганистана. Так, в октябре и декабре 2005 года страны - члены этой региональной организации провели операцию «Канал», в ходе которой удалось изъять из незаконного оборота более 11 тонн наркотических средств и психотропных веществ, в том числе полтонны героина и более тонны гашиша.
     Следует отметить, что при Совете министров иностранных дел ОДКБ создана и начала свою деятельность рабочая группа по Афганистану. Взаимодействие по проблеме афганского наркотрафика налаживается и в рамках контактной группы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
     Конечно же было бы очень кстати, если бы к борьбе против афганского наркобизнеса подключились и силы НАТО. Но, как отметил в этой связи руководитель Антитеррористического центра СНГ Борис Мыльников, командования коалиционных и миротворческих сил «не заинтересованы в исправлении складывающейся ситуации, так как опасаются неизбежного увеличения потерь среди своих военнослужащих, в случае если они развернут действенную борьбу с производством наркотиков».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex