на главную страницу

29 Марта 2006 года

АРМИЯ РОССИИ - ВЕК XXI

Среда

Время конструктивных решений



2005 год был годом напряженной работы Министерства обороны РФ, приоритеты деятельности которого на современном этапе были определены в решении июньского (2005 г.) заседания Совета Безопасности Российской Федерации. Это было временем конструктивных решений, реализация которых способствовала модернизации Вооруженных Сил.

     
Открытость для общества

     Особый статус и ответственность Министерства обороны в системе федеральных органов исполнительной власти определяются прежде всего тем обстоятельством, что поддержание обороноспособности страны выступает как важнейшая общенациональная задача, решение которой обеспечивают не только Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, входящие в военную организацию государства, но и институты власти и общества.
     На улучшение взаимодействия министерства с институтами общества и государства и координацию их деятельности в интересах обороны страны направлено и назначение министра обороны Сергея Борисовича Иванова на должность заместителя председателя Правительства Российской Федерации, а также восстановление должности статс-секретаря – заместителя министра обороны.
     Повседневные усилия руководства Минобороны сосредоточены на последовательном создании эффективной и современной армии. Основное предназначение Минобороны, играющего ключевую роль в выработке и реализации оборонной политики страны, - выступать в качестве эпицентра, в котором воспринимаются и взаимоувязываются импульсы, постоянно исходящие от руководства государства, от общества и от Вооруженных Сил. В этих целях идет и будет продолжена работа по последовательному превращению российского военного ведомства в компетентный управленческий орган, в котором вырабатываются адекватные способы решения задач, поставленных руководством государства и направленных на поддержание обороноспособности страны.
     Успешное решение задач, возложенных на военную организацию государства, невозможно без понимания и поддержки их со стороны широких слоев российской общественности. Из телерепортажей, со страниц газет и журналов в обществе знают о мужестве и самоотверженности солдат и офицеров – тех, кто непосредственно принимает участие в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе, кто своей повседневной службой продолжает славные традиции российского воинства и гарантирует нам мирное небо над головой. Благодаря совместным усилиям средств массовой информации и Министерства обороны возрождается интерес граждан к военной службе, к проблемам и перспективам развития Вооруженных Сил. Информацию по наиболее волнующим вопросам общественность может получать из первых рук, а не пользоваться порой сознательно искаженными сведениями из ангажированных источников.
     Приобрели систематический характер пресс-конференции и брифинги по самому широкому кругу вопросов с участием представителей высшего командного состава Вооруженных Сил. Активно действует пресс-клуб военных обозревателей при Управлении информации и общественных связей Министерства обороны. В ходе его заседаний журналисты имеют возможность в неформальной обстановке встретиться с представителями руководства оборонного ведомства, начальниками различных служб и управлений. Такая работа активно ведется также в военных округах и на флотах. Изыскиваются новые формы и методы работы с журналистами.
     Представители средств массовой информации все чаще приглашаются в воинские части и на военные объекты. Если в 2004 году в военных органах информационного обеспечения были аккредитованы более 11 тысячи российских и зарубежных журналистов, то в 2005-м – около 15 тысяч. Показательными при этом стали командно-штабное учение «Восток», совместные учения в формате ОДКБ «Рубеж» и в рамках объединенной системы ПВО государств – участников СНГ «Боевое содружество», двусторонние учения с нашими китайскими, индийскими и узбекскими коллегами.
     Российская общественность своевременно получает объективную информацию о реализации федеральной целевой программы по переходу на контрактный способ комплектования, об оснащении армии и флота новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники. Примером открытости военной организации государства перед гражданами является показ в СМИ хода испытаний в Военно-морском флоте новой стратегической ракеты морского базирования «Булава». При этом общественность информировалась не только об успехах, но и о неудавшихся пусках.
     Широкий резонанс в обществе получило проведение 1 июля 2005 года расширенного совещания руководящего состава Вооруженных Сил по вопросам состояния воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте с привлечением представителей государственных органов, общественных организаций и средств массовой информации. Практическая реализация решений, принятых на этом совещании, продемонстрировала открытость военного ведомства, его готовность к конструктивному диалогу с обществом по одной из наболевших проблем, реальное усиление гражданского контроля над Вооруженными Силами России.
     
Актуальные акценты в сфере безопасности и обороны

     Несмотря на ослабление ракетно-ядерной угрозы, мир нашего времени не стал спокойным. Усиливаются международный терроризм и националистические движения, обостряются сепаратистские тенденции и религиозный экстремизм. Эти опасные явления не знают государственных и административных границ, в равной степени могут воздействовать на любое государство мира, на социальные группы и общности людей, на конкретного человека. В результате международная обстановка не становится стабильней и безопасней. При этом далеко не все страны придерживаются миролюбивых намерений. Силовой подход к решению проблем в сфере международной и национальной безопасности продолжает активно утверждаться в политике ряда государств мира. Расширяется практика военно-силового давления.
     Российская Федерация стремится к дальнейшему укреплению внутриполитической стабильности и своих позиций на международной арене. С этой целью развиваются отношения с различными странами, коалициями государств. Россия принимает активное участие в решении проблем международной стабильности и в формировании такой мировой системы, которая обеспечивала бы равную безопасность для всех государств и народов.
     Особенности развития обстановки обусловили трансформацию акцентов военной безопасности. Среди них наиболее значимыми для России являются:
     - продолжающиеся вооруженные конфликты в ряде регионов мира;
     - стремление ряда сопредельных с Российской Федерацией государств к вступлению в НАТО;
     - усиление активности международных террористических и экстремистских организаций, в том числе на территории России и соседних с ней стран;
     - ослабление интеграционных процессов на пространстве СНГ;
     - выход в одностороннем порядке некоторых иностранных государств из международных договорных обязательств в сфере безопасности и обороны;
     - наличие условий и факторов, способствующих неконтролируемому распространению оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления оружия массового поражения (ОМП), а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.
     Названные процессы предопределяют важность объединения усилий институтов государства и общества в обеспечении национальной безопасности. При этом ведущая роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации принадлежит Вооруженным Силам.
     
Мы и мир

     Наличие политических договоренностей с иностранными государствами и международными институтами безопасности имеет важное значение в любую историческую эпоху. Необходимость реагирования на новые вызовы и угрозы национальной и международной безопасности требует участия компетентных военных экспертов в формировании, реализации и отстаивании российской позиции в ходе переговоров и консультаций. Минобороны России осуществляет международно-правовую деятельность в соответствии с договорами, соглашениями, конвенциями и режимами в тесном взаимодействии с МИД России, другими федеральными органами исполнительной власти.
     Ведется диалог по практической реализации Договора между Российской Федерацией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов; проработке путей заполнения «правового вакуума» в области контроля над стратегическими вооружениями, который образуется в 2009 году в связи с завершением срока действия Договора о СНВ; выполнению требований Договора о СНВ; решению договорно-правовых вопросов защиты российских технологий при осуществлении международных космических проектов; разработке российско-американского соглашения по сотрудничеству в области оборонных технологий.
     На европейском направлении основные усилия сосредоточены на развитии и укреплении связей в военной области между Россией и основными европейскими международными структурами, такими как НАТО, ЕС и ОБСЕ.
     В целях развития сотрудничества в сфере европейской безопасности продолжена реализация Соглашения причерноморских государств о создании военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» и Документа о мерах укрепления доверия в регионе Черного моря. Началась работа по формированию международно-правовой базы участия Российской Федерации в операции «Касфор».
     В рамках Шанхайской организации сотрудничества было разработано, согласовано и подписано межгосударственное Соглашение «О статусе воинских формирований России и Китая при проведении совместных учений». Данное Соглашение явилось юридической базой как для проведения в августе 2005 года российско-китайского военного учения «Мирная миссия-2005», так и для продолжения практики проведения совместных военных учений в будущем.
     Российская Федерация полностью вы
     полнила принятые на себя обязательства по международным договорам и соглашениям о сокращении, ограничении вооружений и укреплении мер доверия в военной области. На своей территории Россия обеспечила проведение 114 иностранных инспекций и миссий. На территории иностранных государств провела 130 инспекций военных объектов и 31 наблюдательный полет.
     
Строим и крепим

     Оптимизация структуры, состава и численности Вооруженных Сил осуществлялась на основе сокращения воинских частей и подразделений, не имеющих прямого отношения к выполнению боевых задач. Сокращена численность группировки войск на территории Северо-Кавказского региона в связи с передачей функций по проведению контртеррористических операций от Министерства обороны в ведение Министерства внутренних дел Российской Федерации.
     Поддержание соединений и воинских частей постоянной готовности на уровне, обеспечивающем выполнение боевых задач в штатах мирного времени обеспечивалось выполнением мероприятий плановой боевой подготовки на данном направлении, достижением необходимого уровня полевой выучки и готовности к выполнению задач по предназначению.
     Совершенствование организационно-штатной структуры органов военного управления, соединений, воинских частей видов, родов войск Вооруженных Сил обеспечивалось решением ряда вопросов по совершенствованию структуры управления группировками войск (сил). В войсках Приволжско-Уральского военного округа успешно закончилось формирование отдельной миротворческой бригады. В истекшем году в 40 соединениях и воинских частях проведены мероприятия по переводу на контрактный способ комплектования. При этом укомплектовано более 42 тысяч должностей солдат и сержантов военнослужащими-контрактниками.
     Активно ведется работа по объединению на основе территориального принципа складской, транспортной, медицинской, ремонтной и других инфраструктур тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
     Отличительной особенностью государственного оборонного заказа в 2005 году стало его исполнение в новой структуре органов заказов и поставок вооружения и военной техники. Начал осуществляться и в 2006 году продолжен переход от закупок единичных образцов вооружения и военной техники к закупкам комплектами в целях перевооружения воинских частей и подразделений.
     
Зона особого внимания

     В прошедшем году основные усилия Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации были сосредоточены на обеспечении правопорядка и безопасности, поддержании условий, способствующих восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики. «Сегодня вполне можно говорить об окончании контртеррористической операции», - такую оценку обстановки на Северном Кавказе в целом и в Чеченской Республике в частности дал 31 января 2006 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин на ежегодной пресс-конференции.
     Наглядным подтверждением этого тезиса служат изменения в сфере обеспечения безопасности. Акценты смещаются в правоохранительную область. Сегодня правоохранительные органы Чечни практически берут на себя основную ответственность за состояние правоохранительной сферы. Укрепляются все правоохранительные органы Чеченской Республики – министерство внутренних дел, прокуратура, суды, адвокатура, нотариаты. Кроме того, Министерством обороны реализовано решение Президента Российской Федерации о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации функций по стабилизации обстановки на территории Северо-Кавказского региона.
     Эффективная и слаженная работа всех силовых структур по стабилизации обстановки позволила добиться самого главного результата – сегодня созданы все органы государственной власти Чеченской Республики.
     Для закрепления положительной динамики по стабилизации обстановки в регионе, а также с целью перекрытия основных маршрутов передвижения боевиков, переброски материально-технических и финансовых средств к границе Российской Федерации было принято решение о формировании двух отдельных мотострелковых (горных) бригад.
     Наибольшую опасность в этом отношении представляют Ботлихский район Республики Дагестан и Зеленчукский район Карачаево-Черкесской Республики, находящиеся на пересечении основных маршрутов незаконных вооруженных формирований. Таким образом, формирование бригад позволит исключить возможность беспрепятственного проникновения боевиков на территорию Российской Федерации, нарушит систему их обеспечения, послужит гарантом безопасности и поддержки органов исполнительной власти и сил правопорядка.
     
Без техники и технологий – никуда

     Военно-техническая политика государства формирует научно обоснованные взгляды на развитие вооружения и военной техники (ВВТ). В рамках военно-технической политики реализуются мероприятия по разработке, производству, приобретению, обеспечению эксплуатации и боевого применения ВВТ в соответствии с военно-политическими условиями развития государства. Положением о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082) вопросы проведения единой военно-технической политики государства по созданию и совершенствованию вооружения и военной техники в полном объеме возложены на Минобороны России. В этих условиях в Вооруженных Силах основные усилия сосредоточены на продлении сроков эксплуатации ВВТ, их выборочной модернизации, совершенствовании системы технического обеспечения, а также на оснащенности соединений и воинских частей постоянной готовности ВВТ на установленном уровне.
     Основным механизмом реализации военно-технической политики является государственная программа вооружения – долгосрочный план работ (на 10-летний период) по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии вооружения, военной и специальной техники, обеспечивающих решение задач военной организации государства. Государственный оборонный заказ предусматривает разработку, серийные закупки, модернизацию и ремонт оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг для военной организации государства.
     Плановые задания государственного оборонного заказа в минувшем году реализованы практически в полном объеме. На государственные испытания представлены около 100 новых образцов ВВТ. В войска поступили 20 межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования; 17 танков Т-90; 91 бронетранспортер БТР-80 (три батальонных комплекса); около 3.800 автомобилей общевойскового назначения. В текущем году около 70 процентов бюджетных средств предусмотрено сконцентрировать на закупках новых образцов вооружения и военной техники для комплектного перевооружения подразделений и воинских частей.
     
Тыл – наша крепость

     Решение о переходе к Межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового обеспечения (МУСТО) принято Советом Безопасности РФ 9 ноября 2000 года и оформлено в виде Плана основных мероприятий, который разработан при непосредственном участии силовых министерств и ведомств, одобрен Президентом РФ и в феврале 2002 года введен в действие распоряжением Правительства РФ № 212-р. В основу замысла создания МУСТО положен территориальный принцип тылового обеспечения всех войск независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности при полной ответственности соответствующих органов управления за тыловое обеспечение своих войск.
     Сегодня два министерства отвечают за воинские перевозки – Минобороны России (дополнительно осуществляет перевозку в интересах Спецсвязи России) и МВД России (дополнительно осуществляет перевозку в интересах ФСБ, МЧС и Федеральной службы исполнения наказаний России). При этом в 40 городах комендатуры размещены на одних и тех же железнодорожных станциях, а зачастую в одних и тех же зданиях.
     Минобороны России предлагает на первоначальном этапе (2006 - 2007 гг.) провести эксперимент по совместному функционированию объединенных комендатур военно-транспортных органов. Подготовить необходимую нормативно-правовую базу, определить систему мониторинга, контроля и учета. По итогам первого этапа эксперимента сделать детальный анализ и при положительных результатах провести второй этап (2007 - 2008 гг.). После этого создать единый орган управления воинскими перевозками, выполняющий задачи в интересах всех силовых структур Российской Федерации.
     Проблема и в том, что на сегодняшний день существует ряд ведомственных лечебных учреждений (Минобороны России, ФСБ России, МВД России, Спецстроя России), дислоцированных в одном городе и имеющих загруженность коечного фонда менее нормативной.
     Минобороны России предлагает сформировать межведомственную комиссию и на местах определить наиболее оснащенные военно-лечебные учреждения, способные в полной мере осуществлять медицинскую помощь по территориальному принципу, а в дальнейшем по результатам этой работы представить предложения по их дальнейшему использованию.
     При этом все военнослужащие и остальной прикрепленный контингент гарнизона независимо от ведомственной принадлежности будут проходить лечение в одном наиболее оснащенном военно-медицинском лечебном учреждении, а финансовые взаиморасчеты будут проводиться в Центре.
     

     На снимке: армии нового века - новые технологии и новое оружие.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex