на главную страницу

5 Апреля 2006 года

Квартирный вопрос

Среда

Новоселье не за горами

Интервью вели полковник Василий ЛАВРЕНЮК,полковник Сергей КНЯЗЬКОВ.



Обеспечение жильем военнослужащих – одна из важнейших социальных задач, которая решается Службой расквартирования и обустройства Минбороны России. О перспективах офицеров и прапорщиков получить в ближайшей перспективе «крышу над головой», преодолеть бытовую неустроенность в беседе с корреспондентами «Красной звезды» рассказал начальник Службы генерал-полковник Анатолий ГРЕБЕНЮК.

     - Анатолий Владимирович, какова общая обстановка на «квартирном фронте»? Есть ли подвижки к лучшему в обеспечении жильем военнослужащих?
     - По состоянию на 1 января 2006 г. подлежат обеспечению жильем 158 тысяч семей военнослужащих, из них 71 тысяча – постоянным жильем, 54 тысячи – служебным, а 33 тысячи семей нуждаются в улучшении жилищных условий.
     По итогам 2005 года из всех источников Министерством обороны получено 29,6 тысячи квартир (постоянного и служебного фондов), в том числе за счет строительства и покупки – 9,2 тысячи; по инвестиционным контрактам – 3,4 тысячи; по программе «Государственные жилищные сертификаты» – 8,5 тысячи; за счет высвобождения служебного жилого фонда в закрытых военных городках – 8,5 тысячи.
     Впервые за последнее десятилетие произошло реальное сокращение очереди на получение постоянного жилья. По сравнению с 2004 годом она уменьшилась на 17,3 тыс. семей.
     - По каким направлениям обеспечиваются сегодня жильем военнослужащие армии и флота?
     - В настоящее время в армии и на флоте образовались три категории военнослужащих, которые обеспечиваются жильем по следующим схемам: те, которые заключили контракт до 1 января 1998 года, подлежат обеспечению жильем вне зависимости от того, продолжают они служить или увольняются с военной службы. При соблюдении определенных законом условий полученное ими жилье переходит в их собственность.
     Вторая категория - заключившие контракты до 1 января 2005 года. Они обеспечиваются служебным жильем на время службы, а по увольнении сдают служебное жилье и получают постоянное.
     Третья категория – военнослужащие, получающие квартиры с 1 января 2005 года с помощью накопительно-ипотечной системы.
     - Какой из этих категорий вы уделяете больше внимания?
     - Всем трем категориям. Нужно, чтобы молодой офицер жил в нормальных жилищных условиях. На особом контроле находится вопрос обеспечения жильем семей погибших военнослужащих, Героев России, военнослужащих, получивших увечья и тяжелые ранения.
     Обеспечение военнослужащих постоянным жильем производится за счет долевого участия Министерства обороны в строительстве квартир и их покупки с использованием целевых бюджетных ассигнований. Уволенные и подлежащие увольнению военнослужащие по желанию обеспечиваются жилищными сертификатами в соответствии с условиями программы «Государственные жилищные сертификаты» федеральной целевой программы «Жилище» на 2004 – 2010 годы.
     Министерством обороны также активно используются рыночные инвестиционные механизмы. Они предусматривают заключение контрактов с частными инвесторами на освоение высвобождаемого недвижимого имущества, закрепленного за Министерством обороны. За счет этих источников поступает дополнительное жилье.
     - Сколько жилья получено в прошлом году для военнослужащих, вставших в очередь до 1998 года?
     - Для обеспечения военнослужащих постоянным жильем в 2005 году Министерством обороны получено 16,2 тыс. квартир: за счет долевого участия в строительстве и покупке – 4,3 тыс., за счет реализации государственных жилищных сертификатов – 8,5 тыс.; через инвестиционные контракты – 3,4 тыс.
     - Анатолий Владимирович, как известно, Президентом России для обеспечения постоянным жильем военнослужащих направляются дополнительные средства в размере 30 млрд. руб. Как идет реализация президентской программы?
     - Действительно, для более динамичного решения жилищной проблемы Президентом Российской Федерации принято решение о дополнительном выделении из бюджета по 15 млрд. руб. в 2006 и 2007 годах. Эти средства предназначены для обеспечения жильем военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 1998 года. Почти 43,7 тысячи из них проходят службу в 15 крупных административных центрах Российской Федерации. Наиболее напряженная обстановка с обеспечением жильем этих военнослужащих сложилась в пяти регионах - в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Калининградской области, в которых проживают 33,1 тыс. семей военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье. В первую очередь необходимо решить вопрос обеспечения жильем 18,4 тыс. военнослужащих, в том числе уволенных уже под гарантии получения жилья и планируемых к увольнению в 2006 – 2007 годах; военнослужащих, проходящих военную службу и имеющих выслугу в календарном исчислении более 20 лет (то есть тех, кто стоит в очереди на квартиру 6 – 8 лет).
     В других регионах объемы получения постоянного жилья будут увеличены за счет перераспределения бюджетных средств, выделяемых Минобороны России в плановом порядке.
     - Анатолий Владимирович, как решается вопрос с обеспечением военнослужащих служебным жильем?
     - Формирование фонда служебного жилья под штатную численность воинских частей и соединений в местах их постоянной дислокации общим объемом 420 тыс. квартир осуществляется в первую очередь для воинских частей постоянной боевой готовности с учетом жилья, получаемого молодыми офицерами в рамках реализации накопительно-ипотечной системы.
     Для наиболее эффективного решения этой важной задачи в Министерстве обороны Российской Федерации реализуется ведомственная программа формирования фонда служебного жилья. С 2003 года ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются целевые средства для строительства служебных квартир.
     По состоянию на 1 января 2005 г. служебный жилой фонд Минобороны России составлял 182,6 тыс. квартир. В 2005 году он пополнился на 23 тыс. квартир и на 1 января 2006 г. составил 205, 6 тыс. квартир.
     - Есть ли в России гарнизоны, где полностью решен жилищный вопрос?
     - В настоящее время служебный фонд сформирован практически полностью в гарнизонах: Ханкала, Борзой, Шали, Молькино, Троицкое (Северо-Кавказский военный округ); Бабстово, Сергеевка (Дальневосточный военный округ); Алейск, Кяхта, Борзя (Сибирский военный округ); Спутник, Заозерск, Полярный (Северный флот).
     В 2006 году за счет всех источников (повторное заселение, долевое участие, строительство, жилищные сертификаты), с учетом дополнительно выделенных 15 млрд. руб. предусматривается получить 40 тыс. квартир, из них в служебный жилищный фонд поступит 25 тыс. квартир. Таким образом, его объем к 1 января 2007 г. составит более 230 тыс. квартир.
     - Как идет реализация накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих?
     - Правовая основа функционирования накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих установлена Федеральным законом от 20 августа 2004 г.
     № 117-ФЗ.
     Данная система представляет собой перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму (накопление средств для жилищного обеспечения).
     В 2005 году сформирован и ведется реестр участников накопительно-ипотечной системы, организована работа по ведению именных накопительных счетов военнослужащих. Проведены конкурсы, по итогам которых отобраны специализированный депозитарий и десять управляющих компаний, призванных заниматься инвестированием жилищных накоплений военнослужащих.
     Нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование системы, предусмотрено получение жилья военнослужащими с использованием ипотечных кредитов уже начиная с 2008 года.
     По согласованию с Минэкономразвития России проводится подготовительная работа по реализации эксперимента, которым предусматривается получение жилья военнослужащими с использованием ипотечных кредитов уже в 2006 году. Это позволит реально отработать механизм ипотечного кредитования военнослужащих – участников накопительно-ипотечной системы, выявить недостатки существующего законодательства и нормативной базы, подготовить и внести необходимые коррективы.
     Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
     Предполагается, что за 17-летний период участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность военной службы до достижения 20 лет календарной выслуги) на именном накопительном счете участника должны быть накоплены средства для приобретения жилья в размере 54 квадратных метров исходя из расчетного состава семьи 3 человека. В 2005 году размер накопительного взноса на одного участника составил 37 тыс. рублей, а в бюджете 2006 г. запланирована сумма 40,6 тыс. рублей.
     Всего Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» на финансовое обеспечение мероприятий по реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрено выделение 3,3 млрд. рублей. С учетом средств (один млрд. рублей), перешедших с 2005 года, сумма составит 4,3 млрд. рублей.
     Участие в накопительно-ипотечной системе является обязательным для офицеров и прапорщиков (мичманов), заключивших первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.
     Добровольно могут участвовать в системе выпускники высших военно-учебных заведений, окончившие вузы после 1 января 2005 г. и заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. (то есть после 1 января 2002 г.), а также сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г.
     Переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих определен Президентом Российской Федерации в ежегодном послании к Федеральному Собранию как одно из приоритетных направлений социальной политики государства.
     Переход к накопительно-ипотечной системе будет способствовать стабилизации военных кадров, поскольку гарантии государства на выплату накопленных для военнослужащих денежных средств неразрывно связаны со сроками прохождения военной службы. Досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы влечет за собой утрату прав на получение указанных денежных сумм, а в случае предоставления указанных средств в виде ипотечного кредита - обязанность их возвращения. При увеличении же продолжительности службы военнослужащий получит более значительную сумму и сможет приобрести более комфортное жилье.
     - Что предпринимается для улучшения условий размещения военнослужащих-контрактников?
     - Для повышения привлекательности военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов предпринимаются меры по обустройству жилых городков и улучшению условий их размещения. Особенно это относится к соединениям и воинским частям постоянной боевой готовности.
     Основными задачами по расквартированию и обустройству соединений и воинских частей постоянной готовности в 2005 году являлись: завершение обустройства 42-й мотострелковой дивизии; обеспечение местами в общежитиях всего личного состава соединений и воинских частей, переводимых на контракт в 2005 году; создание условий для обеспечения с января 2006 года размещения военнослужащих-контрактников в соединениях и воинских частях, планируемых к комплектованию в 2006 году.
     По итогам года в интересах военнослужащих службы введены в эксплуатацию 17 зданий социальной сферы, в том числе 7 столовых на 6.351 место, 4 бани на 135 мест, 5 медицинских пунктов на 33 койки и 101 посещение в смену, спортивный зал на 80 занимающихся, построено 2 учебных корпуса на 500 обучающихся.
     Для 42-й мотострелковой дивизии в Чеченской Республике в гарнизонах Ханкала, Шали и Калиновская введены в эксплуатацию 5 общежитий на 2.154 места.
     В соединениях и воинских частях, переводимых на контрактный способ комплектования в 2005 году, строительство общежитий завершено в 32 воинских частях, введены в эксплуатацию 63 общежития на 15 тысяч 145 мест.
     Современные общежития для размещения военнослужащих-контрактников состоят из жилых ячеек, включающих в себя две жилые комнаты, санузел и тамбур. Общая площадь жилой ячейки составляет 34 кв. м. (8,5 кв.м. на человека). С учетом вспомогательных помещений и коридоров удельная общая площадь на 1 проживающего составляет 10,5 кв.м.
     - В войска прибывает все больше контрактников, имеющих семьи. Что делается в интересах этой категории военнослужащих?
     - Эта проблема нам хорошо известна. Опыт 76-й воздушно-десантной дивизии показывает, что до трети личного состава, имеющего семьи, постоянно проживает вне пределов воинской части – в собственных квартирах, у родственников, на снимаемой жилплощади. Таким образом, появляется возможность более рационально использовать построенные солдатские общежития.
     При возрастании числа семей военнослужащих-контрактников в конкретной части общежития для несемейных могут быть без значительных затрат переоборудованы под размещение семейных военнослужащих. При этом в малой комнате оборудуется кухня – для этого необходимо только установить электрическую плиту и мойку. В такой жилой ячейке размещается семья из 2 – 3 человек.
     Учитывая, что в перспективе количество семейных солдат и сержантов составит 15 – 20 процентов от общей численности, с 2006 года рассматривается строительство дополнительных общежитий для семейных военнослужащих.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex