на главную страницу

5 Апреля 2006 года

Армейский арсенал

Среда

Уральский богатырь

Анатолий АНТИПОВ, Юрий АВДЕЕВ
при содействии 46-го ЦНИИ Минобороны РФ.



В 2000 году на нижнетагильскую выставку вооружений без лишней огласки приехал главный конструктор американского танка «Абрамс» и более часа осматривал уральскую новинку – Т-90С. Интерес заокеанских специалистов неслучаен: российский танк по многим показателям не только соответствует западным образцам, но и превосходит их.

     Основной боевой танк Т-90С является дальнейшей модернизацией ракетно-пушечного танка Т-72С. Коллектив ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ) учел опыт применения танков в локальных конфликтах конца XX века, их эксплуатации в войсках, результаты интенсивных испытаний в самых жестких природных и климатических условиях. Вместе с военными аналитиками танкостроители переосмыслили цели использования бронетехники в современных условиях, учли последние достижения науки и техники, оригинальные компоновочные и конструктивные решения.
     Т-90С сохранил классическую компоновочную схему своих предшественников, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, а силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса. В результате модернизации улучшены все основные боевые свойства танка: огневая мощь, защищенность и подвижность, которые российские военные считают основой для победы в современной войне.
     Повышение огневой мощи, точностных и баллистических характеристик обеспечила модернизация 125-мм гладкоствольной пушки - пусковой установки 2А46М. Повышено и могущество боеприпасов при стрельбе как по бронированным, так и небронированным целям.
     В бою немаловажным является время подготовки первого выстрела. Этот параметр для Т-90С конструкторы УКБТМ оценивают в 15 секунд. Вот только другие специалисты обращают внимание, что это максимальное значение при ручной зарядке. По их наблюдениям, на выставках при использовании автомата заряжания затрачивалось в три(!) раза меньше времени. Более того, по заявлениям российских военных, сегодня этот параметр улучшен. На зарубежных танках экипажу по-прежнему приходится заряжать пушку вручную, добиваясь длительными тренировками порой поистине великолепных результатов скорострельности – 8-10 секунд. Ее на Западе определяют подсчетом выстрелов, сделанных за одну минуту, а не расчетом среднего значения времени при использовании всего боекомплекта. Опять же на выставках у нас этот параметр составил 6-8 секунд.
     На Т-90С установлен автоматизированный комплекс управления огнем с повышенными характеристиками. Он позволяет вести эффективную прицельную стрельбу на больших дальностях как артиллерийскими, так и управляемыми снарядами из танковой пушки с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью.
     За счет установки тепловизионного прицела увеличена дальность стрельбы и обнаружения целей ночью. В настоящее время отечественные разработчики стараются довести прицельные возможности в ночное время до максимальной дальности стрельбы.
     Кстати, за рубежом и по сей день не могут создать танковое орудие, способное вести стрельбу управляемыми снарядами. У нас же создан комплекс управляемого вооружения нового поколения с повышенной, до 5.000 метров, дальностью поражения сильнобронированных целей. Однако зарубежные конструкторы заявляют об «уникальности» своих танковых пушек, способных вести огонь на дальность 3.000 –
     3. 500 метров. Попутно они «забывают» о невозможности на таком расстоянии преодолеть лобовую броню уровня танка Т-72. Ведь пробивная сила снаряда сильно зависит от дальности стрельбы, а ракета, как известно, сохраняет свою ударную мощь на максимальной дальности стрельбы.
     Следующим ноу-хау стала зенитная установка с 12,7-мм пулеметом. Она позволяет командиру танка бороться как с воздушными, так и с наземными целями, находясь под защитой брони. Американские танкостроители только теперь на основе опыта боев в Ираке приступили к подобной разработке.
     Не менее важным для танка является его способность противостоять средствам поражения противника. Здесь выполнена модернизация по нескольким направлениям. Одно из них - повышение защищенности за счет установки комплекса оптико-электронного подавления «Штора». Он обеспечивает защиту танка от ПТУР «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon» с полуавтоматическими системами наведения. Кроме этого, Т-90С оборудован системой автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты от ПТУР «Maverick», «Hellfiree», «Copperhead» с лазерными головками самонаведения. Она обеспечивает автоматическое создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями. Если потребуется, автоматика наведет орудие на источник излучения.
     Опыт боевых действий показывает, что бронетехнике, помимо управляемых ракет, угрожают гранатометы. Для противодействия этой угрозе на танк устанавливается комплекс активной защиты «Арена», который защитными боеприпасами, а точнее их осколками, «сбивает» атакующий снаряд, ПТУР или поражает их кумулятивную воронку, снижая тем самым бронепробиваемость. Комплекс работает в автоматическом режиме и может различать малоскоростные предметы (пули, малокалиберные снаряды, осколки), а также цели, удаляющиеся от объекта защиты и пролетающие мимо него. В итоге живучесть танка на поле боя в наступательных операциях повышается приблизительно в 2 раза.
     Западные конструкторы увеличивают броневую защиту, которая ведет к росту общего веса, снижению удельной мощности двигателя. УКБТМ защищенность танка повысило за счет оптимизации функциональных свойств встроенной динамической и бронезащиты, что позволило не выйти за рамки транспортабельности техники. Боевая масса нашего танка - 46,5 т, у американского M1A1 «Abrams» - 57,2 т, английского «Challenger II» - 62,5 т. Если учесть, что у специалистов танк весом 50 тонн переходит из средней весовой категории в тяжелую, где к машине предъявляются несколько иные требования, то навряд ли зарубежные модернизации можно признать успешными.
     Подвижность увеличена за счет установки двигателя В-92С2 мощностью в 1.000 л.с. (прежний В-84 имел 840 л.с.) с улучшенными характеристиками по расходу топлива. В итоге удельная мощность выросла с 18,5 л.с./т до 21,5 л.с./т. Необходимо сделать еще одно пояснение. В Индии, закупившей у нас партию Т-90С, специалисты считают, что уральские разработчики не совсем точны в оценке мощности двигателя. По их оценке, она составляет не менее 1.100 л.с. Как говорится, больше - не меньше, вроде мелочь, а приятно.
     По совокупности боевых, технических характеристик и возможности ведения современного боя нижнетагильская машина не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров превосходит их. В свое время военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д. Сингх по итогам испытаний, проведенных перед заключением контракта на поставку российских машин, заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex