на главную страницу

6 Апреля 2006 года

Квартирный вопрос

Четверг

Жилье будет!

На вопросы «Красной звезды» отвечает
начальник Объединенной дирекции по реализации
федеральных инвестиционных программ
при Росстрое Анатолий МИШАНОВ

Беседу вел Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».




     - Анатолий Викторович, тема обеспечения военнослужащих жильем – одна из самых болезненных. Тем не менее в последнее время в этом вопросе наметились достаточно серьезные подвижки, озабоченность этой проблемой выразил Президент России… О том, что делается для ее решения в Министерстве обороны, «Красная звезда» информирует читателей регулярно. А как Росстрой участвует в этом процессе?

     - Начну с самого на сегодняшний день актуального. Наиболее проблемных субъектов Федерации, где очередь военнослужащих, стоящих на получение жилья и улучшение жилищных условий, значительно превышает очереди в других регионах, сегодня пять. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Калининград. Чтобы этот пик уменьшить, Президентом России было принято решение о дополнительном строительстве жилья для военнослужащих в этих регионах, для чего в текущем и 2007 году выделяются 30 млрд. рублей (по 15 млрд. рублей ежегодно, из-за чего программу еще иногда называют «15+15»).
     Главным распорядителем бюджетных средств и государственным заказчиком на 25 млрд. рублей из этих средств определен Росстрой. Оставшиеся деньги будет осваивать Министерство обороны, которое обеспечит достройку объектов.

     - Это немалые суммы. На что конкретно они будут потрачены?

     – На вложения непосредственно в строительство. Поясню почему. Если вложить деньги в покупку квартир на рынке, то может резко возрасти стоимость жилья как в этих регионах, так и в целом по стране, а оно сегодня и без того недешевое. То есть мы не достигнем нужного эффекта – планируется, что по данной программе мы получим 18.400 квартир, а купить соответственно можно будет гораздо меньше. Потому, вдобавок, было принято решение эти квартиры строить преимущественно на землях Минобороны, чтобы еще сократить затраты.
     Предполагается, что реализация программы существенно снизит социальную напряженность в упомянутых регионах…

     - Кому будут выделяться эти квартиры?
     
- Жилье будет распределено среди трех категорий военнослужащих: тех, кто уволены с военной службы с 2005 года и стоят в очереди Министерства обороны, затем тех, кто будут уволены в 2006 и 2007 годах (по соответствующим основаниям и с выслугой более 10 лет в календарном исчислении), и тех, у кого выслуга более 20 лет в календарном исчислении и имеется право на постоянное жилье, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
     Сразу информирую: это жилье будет предоставляться по спискам Министерства обороны по договору социального найма.

     - А где оно будет строиться?

     - Строительство, как я уже упомянул, будет вестись на землях военного ведомства, выведенных из хозяйственного обращения. Конкретнее, это поселки либо территория городов.
     Решение о том, где и в каком количестве будет строиться жилье, уже принято, согласовано на всех уровнях, протокол по распределению средств и количеству квартир между Минобороны и Росстроем подписан. План строительства жилья был пропорционально разбит между субъектами Российской Федерации. Остановлюсь опять же на наиболее проблемных из них.
     Так, в Калининградском регионе всего предполагается построить 1.500 квартир в течение этих двух лет. Из них примерно 1.300 квартир - в самом Калининграде в 7-м микрорайоне города. Местная администрация берет на себя обязательство подвести туда инженерные сети и построить объекты соцкультбыта: уже проведено совещание у губернатора Калининградской области и приняты все соответствующие решения. Оставшиеся 200 квартир будут строиться в городе Балтийске. Конкурс на выбор застройщика прошел в конце марта, результаты его станут известны в начале апреля.
     По Санкт-Петербургу тоже все согласования проведены. Принято решение вести строительство в объеме 2.500 квартир в городе Пушкине. Градостроительная проработка площадок уже проведена, площадка разбита на 4 лота, каждый примерно по 600 - 700 квартир, конкурс на выбор подрядчика также уже объявлен. Причем Пушкин – это парковая зона и дома там будут возводиться не выше четырех этажей, отделанные снаружи либо кирпичом, либо плиткой по современным технологиям.
     Всего же в Санкт-Петербурге будет построено 3.100 квартир, из них 2.500 – Росстроем, 550 – по плану Минобороны и 50 квартир будет куплено на рынке.
     В Ленинградской области под строительство была определена площадка в городе Всеволожске. Это очень перспективный город для увольняемых, поскольку в нем имеется много современных предприятий, которым весьма требуются трудовые ресурсы, высококвалифицированные кадры.
     На этой площадке у нас будет построено 810 квартир, а в разных районах Ленинградской области, которые примыкают к северной столице, будет куплено еще 100 квартир. Это что касается планов Росстроя. Всего же в Ленинградской области с учетом плана Минобороны будет построено и приобретено 1.400 квартир.
     По Московской области и Москве решения о строительстве жилья будут приняты в ближайшее время.
     Еще раз обращаю внимание, что эта программа – разовая мера, чтобы снизить напряженность в наиболее проблемных субъектах Российской Федерации. Ну а параллельно продолжает и будет действовать механизм Государственных жилищных сертификатов.

     - На сегодняшний день это - основная форма обеспечения жильем уволенных и увольняемых военнослужащих. Как здесь обстоят дела?

     - В настоящее время данный механизм используется в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., в новой подпрограмме, которая называется «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, определенных федеральным законодательством». Отличие ее от старой подпрограммы ГЖС в том, что еще более расширился круг лиц, которые в ней могут участвовать. В нее вошли еще несколько категорий граждан: подлежащие отселению с Крайнего Севера, из города Байконур, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварий и катастроф и вынужденные переселенцы.
     Всего для обеспечения жильем военнослужащих в рамках этой подпрограммы на период до 2010 года предусмотрено выделение 107 млрд. рублей. То есть планируется, что за этот срок примерно 110 тыс. военнослужащих получат жилье путем реализации сертификатов.
     В целом же отмечу, что механизм «Государственные жилищные сертификаты» доказал свою эффективность. Тем более что сейчас в рамках новой подпрограммы появилась возможность использовать систему ипотечного жилищного кредитования, чтобы покрыть разницу стоимости жилья между заложенной в сертификате и рыночной, в случае приобретения жилья с более повышенными качественными характеристиками.
     Многие уже пользуются этим, банки охотно идут навстречу. Раньше банки этого не делали, поскольку кредиты не вписывались в стандарты по рефинансированию ипотечных кредитов. То есть банк этот кредит мог брать только на себя. Теперь же ситуация изменилась: территориальные агентства по ипотечному жилищному кредитованию эти закладные у банков скупают. Поэтому банки сейчас сами ищут таких клиентов, тем более что первоначальный взнос по кредиту получается в размере от 50 до 70 процентов от стоимости жилья. Словом, у механизма ГЖС – большое будущее.

     - А что вы можете сказать по поводу цены самих сертификатов, насколько она, скажем так, «адекватна» действительности?

     - Цены устанавливает Министерство регионального развития по методике, которая определяет норматив стоимости квадратного метра жилья.
     На сегодняшний день норматив стоимости сертификата по России определен в 13.600 рублей за квадратный метр с учетом повышающих коэффициентов. Так, коэффициент 1,2 установлен по Дальневосточному экономическому региону, столько же - по Московской области и Москве, коэффициент 1,1 – по Санкт-Петербургу и Уральскому региону и т.д.
     На второе полугодие этот норматив будет немного выше, потому что планировалось, что в 2006 году средняя стоимость квадратного метра составит 14 тыс. рублей, а в 2007 – 16 тыс. рублей. Эта стоимость сертификата позволяет приобрести жилье в большинстве субъектов Федерации. Может, не в центре, но тем не менее достойное. Конечно, исключение составляет ряд крупных городов, но в них достаточно развита система ипотечного жилищного кредитования, о чем я говорил выше.
     Например, в Московской области стоимость сертификата с учетом коэффициента 1,2 сегодня рассчитывается из суммы более 16 тыс. рублей за квадратный метр. То есть за эти деньги в Серпухове или Орехово-Зуево жилье вполне можно приобрести. А если военнослужащий хочет приобрести квартиру в Красногорске, где она стоит 24 тыс. рублей за квадратный метр, то теперь он на эту разницу может оформить ипотечный кредит, а не ломать голову, где взять довольно существенную сумму на доплату, как было ранее.
     Что касается повышения стоимости сертификата, то здесь есть один тонкий момент. Вопрос - в финансовом ресурсе, что предусмотрен программой: при внеплановом росте стоимости сертификата соответственно уменьшатся темпы предоставления жилья.
     Есть еще и соображения, основанные на опыте. В тех субъектах, где стоимость сертификата на уровне рыночной, стоимость продаваемого жилья резко возрастала примерно на тот процент, на который ее подняли, то есть рынок на это реагировал моментально. Поэтому мы и пытаемся использовать такие механизмы, которые бы не приводили к удорожанию жилья.

     - Ну и в заключение, Анатолий Викторович, хотелось бы знать Ваше мнение о возможных скрытых пока проблемах, могущих возникнуть во время реализации упомянутых программ.

     - По программе «Государственные жилищные сертификаты» могу сказать только то, что выделенные средства позволяют обеспечить жильем практически всех граждан, которые были уволены с военной службы, стоящих в очереди, но только бесквартирных. Граждане, которые стоят на улучшение жилищных условий, конечно, все обеспечены не будут. Но для этого есть и другие механизмы вне рамок этой программы.
     Что касается программы «15+15», то, конечно, некий возможный «подводный камень» - это сроки ее реализации. Все зависит от того, насколько быстро сработаем мы, насколько быстро сработают субъекты Российской Федерации, потому что строительство идет с нуля, а у него есть определенный цикл: оформление исходно-разрешительной документации, проведение ее экспертизы, само строительство, приемка объекта в эксплуатацию и прочее. Времени же на все у нас только полтора года – до сентября 2007-го мы должны эти квартиры сдать, так определил президент. То есть в эти сжатые сроки все должны действовать четко, все ресурсы, в том числе административные, подключены, и на сегодняшний день такая уверенность имеется.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex