на главную страницу

6 Апреля 2006 года

Квартирный вопрос

Четверг

Программа нуждается в доверии

Материал подготовлен при содействии пресс-службы РВСН.



Проблемные вопросы реализации накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих, содержания и передачи ЗАТО, оптимизации фондов и пути их решения были обсуждены на недавнем расширенном заседании военного совета РВСН, проходившем под председательством командующего РВСН генерал-полковника Николая Соловцова. В нем приняли участие представители Министерства обороны РФ, Военной прокуратуры и Военного суда РВСН, ЦК профсоюза РВСН, Союза ветеранов РВСН, начальники управлений и служб РВСН, командование ракетных объединений, полигонов и вузов, командиры частей центрального подчинения.По состоянию на 1 января 2006 года в РВСН насчитывалось около 13 тысяч бесквартирных и нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих. В 2006 году потенциальными участниками НИС могут быть 2.133 военнослужащих РВСН, из них для 32 военнослужащих участие в данной программе является обязательным, и 2.101 военнослужащий имеет право на участие в программе на добровольной основе (в том числе 1.651 выпускник военно-учебных заведений). В настоящее время в полном объеме отработаны списки в отношении военнослужащих, для которых участие в данной программе является обязательным.
В принятом военным советом РВСН постановлении отмечено, что основной задачей решения жилищной проблемы военнослужащих РВСН в 2006 году необходимо считать работу по разъяснению целей и порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ее преимуществ по сравнению с действующей системой обеспечения жильем военнослужащих.
Что необходимо для того, чтобы эта система по-настоящему заработала, став одним из самых главных гарантов социальной защищенности людей в погонах? Об этом рассуждает командующий Омским ракетным объединением гвардии генерал-лейтенант Андрей ШВАЙЧЕНКО.


     В соответствии с Инструкцией о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в объединении на всех уровнях внедрена и обеспечивается система работы командования с военнослужащими, имеющими право на участие в НИС. В управлении объединения, соединениях и воинских частях изданы приказы, которыми назначены комиссии для работы с военнослужащими - участниками ипотеки.
     Расчеты показывают, что в соединениях и частях объединения (в том числе и в частях армейского подчинения) имеют право на участие в НИС 537 человек, вместе с тем изъявили желание участвовать в ней далеко не все.
     Основными причинами, которые повлияли на это нежелание, являются недоверие к программам в части, касающейся жилищного обеспечения военнослужащих. В частности, военнослужащие приводят негативные примеры по реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», также указывают на недостаток служебного жилья, нежелание продолжить службу по окончании первого контракта. Некоторые решили свой жилищный вопрос по другим источникам (наследство от родственников, помощь родителей и пр.). Кто-то не согласен с условиями погашения кредита при покупке жилья через 3 года, когда военнослужащие будут вынуждены частично погашать кредит за счет собственных средств, чего не обеспечивает семейный бюджет, когда часть оплаты идет на поднаем жилья (при отсутствии служебной квартиры). И, наконец, еще причина – недостаток информации о НИС, особенно в части, касающейся ежегодной индексации сумм накопительного счета.
     Совершенно очевидно, что НИС – это долгосрочная программа, которая должна основываться на доверии военнослужащих. В этой связи решающее значение имеет активная разъяснительная работа по доведению ее реализуемости. Основой разъяснительной работы в соединениях и частях Омского ракетного объединения стали финансовые расчеты в виде прогноза.
     Исходя из нынешней рыночной стоимости жилья в городах дислокации соединений и управления объединения получается, что при покупке квартиры по социальной норме, учитывая максимальную сумму накопительного счета (на сегодняшний день) менее 1 миллиона рублей – военнослужащий может купить только 2-комнатную квартиру, и то – во вторичном фонде, что может не устроить участников ипотеки. Кроме того, в отличие от той же программы «Государственные жилищные сертификаты», в реализации которой учитывался как состав семьи военнослужащего, так и обладание им права на дополнительную жилплощадь, в накопительно-ипотечной системе на данный момент отсутствует подобный дифференцированный подход. Естественно, семью из четырех и более человек вряд ли устроит перспектива получения всего лишь двухкомнатной квартиры. Как и военнослужащего, дослужившегося до звания полковник, но, по нынешним правилам НИС, лишенного права на дополнительную жилплощадь. А отсутствие этих принципиально важных положений не прибавляет у военнослужащих доверия к НИС.
     В ходе разъяснительной работы командиры убедились, что доверие участников ипотеки вызывают только рыночные цены. Военнослужащие высказывают свое недоверие к суммам региональных центров ценообразования. Полагаю, что сказались результаты реализации программы ГЖС, когда были многообещающие прогнозы, однако рыночные цены стали определяющими по отношению к установленной средней стоимости жилья за один квадратный метр.
     Вместе с тем люди дают свое согласие на участие в программе по ипотеке в надежде на лучший прогноз, исходя из суммы накопительного счета в 2 млн. рублей, которая обеспечит более широкие возможности при покупке жилья.
     Есть и еще проблемные вопросы.
     На сегодняшний день законодательно установленный порядок получения информации военнослужащими об условиях ипотеки достаточно сложен. С учетом служебной занятости участнику НИС трудно самостоятельно разобраться в законодательной базе, лично регулярно отслеживать поступающую информацию из СМИ, не каждый имеет доступ в Интернет, поэтому для военнослужащего главный источник информации по ипотеке – это командир.
     В связи с этим вариант получения военнослужащим сведений о состоянии накопительного счета через финансово-экономическую службу соединения, а об условиях ипотеки – через командира, на мой взгляд, будет оптимальным. На сегодняшний день в соответствии с требованиями руководящих документов по НИС после внесения регистрирующим органом военнослужащего в реестр он должен получить только письменное уведомление о своем участии в системе. Думаю, что этого недостаточно. По докладам командиров, в ходе разъяснительной работы люди интересуются прежде всего вопросом о состоянии накопительного счета, его ежегодными суммами и порядком их индексации.
     Жизнь показывает, что практика Пенсионного фонда РФ по извещению граждан письменным уведомлением о состоянии базовой и накопительной части пенсионных взносов имеет свои положительные результаты. Письменное уведомление дает человеку определенную уверенность, а также исключает причины для беспокойства. Вполне закономерно, что письменное уведомление участника НИС о состоянии именного накопительного счета от финансово-экономической службы соединения будет тем документом, который подтвердит обязательства, взятые государством перед военнослужащим по вопросу его жилищного обеспечения.
     Также необходимо сказать об особенностях реализации НИС в условиях проведения организационно-штатных мероприятий и сопутствующих им решений, принятых на уровне Правительства Российской Федерации (по распоряжению Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 2339-р), с 1 января 2006 г. открыты военные городки Канского и Иркутского ракетных соединений. Реализация накопительно-ипотечной системы потребует принятия взвешенных кадровых решений командирами.
     Прогноз жилищного обеспечения военнослужащих в ходе организационно-штатных мероприятий на примере Канского ракетного соединения свидетельствует о том, что после открытия военного городка до 1.500 военнослужащих обеспечены жильем по социальным нормам. Вместе с тем за ними останется право на отселение по избранному месту жительства в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
     В условиях организационно-штатных мероприятий в ряде частей объединения, проводимых в настоящее время и на перспективу, участники ипотеки даже по минимальным срокам (3 года) не смогут в полной мере реализовать свои права. Основная причина видится в том, что командиры в ходе разъяснительной работы сами не имеют ясности о порядке дальнейшего прохождения военной службы военнослужащими – участниками ипотеки, проходящими службу в расформировываемых частях. Люди готовы на участие в программе, заранее продумав и определившись с порядком решения жилищного вопроса на условиях ипотеки, однако их удерживают неясные подходы в решении кадровых вопросов на перспективу.
     Поэтому кадровые органы объединения уже сейчас решают вопросы по распределению офицеров (прапорщиков), имеющих право на ипотеку, только в перспективные соединения. В условиях проведения организационно-штатных мероприятий в других соединениях военнослужащие – участники ипотеки распределяются туда только на дефицитные специальности.
     Реализация НИС потребует также регулирования законодательной базы, внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с предоставлением жилья военнослужащим.
     Основная причина этого – несоответствие действующего жилищного законодательства по обеспечению прав военнослужащих жильем, которые определены федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О приватизации жилого фонда». Речь идет о военнослужащих, достигших общей продолжительности военной службы 20 лет и более, подлежащих увольнению из рядов Вооруженных Сил на законных основаниях, которым жилые помещения по избранному месту жительства должны предоставляться в собственность.
     Так, с 1 марта 2005 года конституционное право военнослужащих на жилье реализуется только по договорам социального найма. Как же решить вопрос «собственности» жилья военнослужащему? Только в пределах омского объединения законодательное несоответствие в 2006 году может вызвать массовые обращения военнослужащих в суды (более 500) по вопросу восстановления нарушенного права на получение жилья в собственность.
     Реализацию НИС необходимо также рассматривать вместе с другими вопросами жилищного обеспечения военнослужащих. Предоставление служебных квартир военнослужащим – участникам ипотеки – это основное условие, которое обеспечивает командир.
     Словом, своевременное и полное решение обозначенных проблемных вопросов позволит обеспечить необходимые условия для реализации накопительно-ипотечной системы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex