на главную страницу

6 Апреля 2006 года

Журналистское расследование

Четверг

Камчатские страдания,
или «Невыездные-2»

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
Москва — Петропавловск-Камчатский – Москва.
Коллаж Дмитрия ПРУДНИКОВА.



Недавно мы рассказали о проблемах военных пенсионеров Камчатки, которые стали «невыездными» по той простой причине, что им не выдают теперь в военкоматах воинские перевозочные документы (ВПД) при следовании в санаторно-курортные учреждения Минобороны. Но участь провести отпуск «при части», оказывается, грозит и действующим военнослужащим.

     
«Только самолетом можно долететь…»


     Именно так и не иначе. Железнодорожного сообщения с Камчатским полуостровом нет. Хотя изредка происходят такие курьезные случаи, когда не слишком грамотные или не очень опытные штабисты выписывают ВПД убывающему на Камчатку офицеру «в купейном вагоне скорого поезда». Морское же сообщение теперь ассоциируется у старожилов-дальневосточников исключительно с советскими временами. Попытки возобновить его между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским пока так и не удались. Воздушный транспорт – единственная возможность попасть в «страну гейзеров и вулканов».
     Чаще всего в местном аэропорту Елизово приземляются самолеты «Домодедовских авиалиний». Зимой 2 раза в неделю, летом – 3-4. Именно эта авиакомпания по договоренности с Минобороны выделяет основное количество мест (как правило, от 10 до 60 на рейс), которые можно выкупить, то есть оформить по ВПД. Как говорит начальник управления военных сообщений на Камчатско-Чукотском бассейне капитан 1 ранга Александр Ляшко, это 90-процентная гарантия того, что самолет без военных пассажиров не улетит.
     Правда, месяц на месяц не приходится. Например, летом, в самый разгар авиаперевозок, квота, выделяемая «Домодедовскими авиалиниями» для обладателей ВПД, страждущих улететь в отпуск, обычно не превышает 25 – 30 мест. Из Шереметьево на Камчатку летают самолеты «Аэрофлота», представительства которого также принимают определенное количество ВПД. Но там квота тоже незначительная, поэтому общую ситуацию она не меняет. Шереметьевские места – своеобразный резерв командования Войск и Сил на Северо-Востоке РФ. И простому смертному попасть на них нелегко.
     Ведь на Большую землю летят не только «свои» отпускники, но и «чужие», например отдыхавшие в военном санатории «Паратунка». А есть ведь еще командированные, сопровождающие больных или «груз 200», уволенные в запас. Есть всевозможные проверяющие, которых надо отправить любой ценой. Есть те, кому надо срочно вылететь на материк по семейным обстоятельствам. Жизнь постоянно подбрасывает офицерам ВОСО те или иные вводные. И все их приходится решать. Так что рейсы в Шереметьево в этом смысле – определенная палочка-выручалочка.
     Но всех она выручить не может. Собственно, из-за этого и все проблемы…
     
Квота на… отпуск

     Предотпускной ажиотаж в отделе воспитательной работы Войск и Сил на Северо-Востоке РФ начинается в начале марта. На воспитателей возложена сверхважная в масштабах объединения миссия – подготовка списков улетающих, обычно на неделю или на две. При этом надо учесть массу факторов – никого не забыть и не обидеть, соблюсти какие-то пропорции между воинскими частями, принять во внимание, что человеку надо улететь 15-го, а не 20-го и т.д. Задачка, мягко говоря, непростая. Соответственно эти списки затем «осваивают» представители ВОСО.
     В кабинете заместителя командующего группировкой по воспитательной работе капитана 1 ранга Евгения Петрова страсти порой кипят нешуточные.
     - Что прикажете делать, если по квоте на рейс выделено 20 мест, а желающих улететь в несколько раз больше?! – разводит руками Евгений Константинович. – Кого-то приходится вычеркивать…
     Можете представить себе, с какими чувствами этот «вычеркнутый» приходит на «разборку» к воспитателям или восошникам. Следом нередко является и его заплаканная жена. Ведь лето – единственная пора, когда можно вывезти детей-школьников на Большую землю. К бабушке с дедушкой или на теплые моря. Чтобы мальчишки и девчонки порадовались солнцу, хорошей погоде. Чтобы окрепли, насытились на следующую зиму витаминами. Покушали не «пластмассовых» китайских фруктов, заполонивших камчатский рынок, а выращенных на российском юге или хотя бы в средней полосе. Поэтому основная масса военнослужащих старается уйти в основной отпуск с мая по сентябрь. Нормальное человеческое желание.
     Однако летнего наплыва военных авиапассажиров пресловутые квоты не учитывают. Они ведь не резиновые. И если из Москвы пришла телеграмма на строго фиксированное количество мест по ВПД, то превысить их при всем желании не получится. За неделю представительство ВОСО в Петропавловске-Камчатском может отправить на Москву максимум 100 – 120 человек. К тому же в это время года нет недостатка в обычных пассажирах, и авиакомпании стремятся заработать на них «живые», быстрые деньги, не ожидая расчета с Минобороны по ВПД постфактум. Но и летом в любом улетающем самолете, как правило, остается 2 – 3 свободных места. А квоты по пресловутым проездным уже выбраны…
     Отчасти выручают региональные авиакомпании, с помощью которых из Елизово можно улететь в Санкт-Петербург, Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Минводы, Симферополь. Но рейсы эти нерегулярны. К тому же основной массе военнослужащих и членов их семей добираться к месту проведения отпуска все-таки удобнее через Первопрестольную. Поэтому московское направление – самое востребованное.
     
Коль квоты нету, гони монету!

     Начальник штаба Войск и Сил на Северо-Востоке РФ контр-адмирал Александр Витко, интервью с которым мы опубликовали совсем недавно, так прокомментировал транспортную проблему.
     – В рыночные времена мы пытаемся решать ее нерыночными методами, – сказал он. – Скажем, гражданский персонал, работающий в частях нашей группировки, имеет право раз в два года за счет Минобороны слетать на материк в отпуск и обратно. С прошлого года им дают «живые» деньги, а не ВПД, которые многие авиакомпании, особенно в пиковый летний период, просто не принимают. Гражданскому персоналу за деньги билеты можно приобрести свободно. Удобно, цивилизованно, без унижений и нервотрепки. Почему нельзя сделать такую же систему и для военнослужащих?
     Действительно, почему? Тем более что авиакомпании предоставляют всевозможные скидки – для семейных поездок, для молодежи и т.п., и в итоге перевозка военнослужащих за «живые» деньги обходилась бы гораздо дешевле и Министерству обороны.
     В управлении военных сообщений на Камчатско-Чукотском бассейне монетизацию авиаперевозок тоже считают выходом из положения. Но при этом задают резонный вопрос:
     - Где военнослужащим взять столько денег на билеты? На поверку ведь получается, что средства приходят только постфактум. То есть ты летишь в отпуск за свой счет, за свой возвращаешься, составляешь авансовый отчет, и только после этого тебе возмещают деньги. Но, как правило, к концу года…
     Чтобы семье из четырех человек летом слетать в Москву и обратно, надо примерно 120 тысяч рублей. Деньги по офицерским меркам сумасшедшие. И, чтобы заработала система, о которой говорит контр-адмирал Витко, прежде всего необходимо упреждающее финансирование транспортных расходов. Деньги на соответствующую статью должны поступать хотя бы в марте-апреле, а не так, как водится в Вооруженных Силах – в лучшем случае осенью, когда люди уже возвращаются из отпусков!
     Ведь даже с тем же гражданским персоналом, поездки которого перевели на жесткую финансовую основу, в прошлом году все гладко не получалось. Отнюдь не всем удалось получить деньги на проезд заранее. И если бы не мудрая, взвешенная позиция профсоюзного комитета, если бы не финансовая «гибкость» командования группировки (за которую тоже могли по головке не погладить), дело могло бы дойти до забастовок и других акций протеста.
     Быть может, механизм этот пока дает сбои из-за того, что ВПД для служащих Минобороны на Камчатке отменили только с прошлого года. Но, скорее, здесь сказывается наша традиционная безалаберность. Ведь даже выделение средств на оплату авиакомпаниям проезда по ВПД, как рассказал нам капитан 1 ранга Ляшко, организовано сейчас без учета сезонных факторов.
     - Тот бюджет, который выделяется на год, – говорит начальник управления ВОСО на Камчатско-Чукотском бассейне, – мы предлагаем разбивать не равномерно на каждый месяц, а в зависимости от интенсивности авиаперевозок. Скажем, на январь-февраль разумно выделить на оплату авиакомпаниям 5 процентов, на март – 10, а с апреля по август – уже по 15 процентов от общей суммы. А так получается, что летом мы задыхаемся из-за отсутствия мест, а по осени авиакомпании жалуются на меня из-за того, что мы не выбираем по ВПД выделенные квоты. Но ложка-то дорога к обеду…
     Неумение подать эту «ложку» вовремя всегда отличало отечественную бюрократию, и бюрократия военная в этом смысле не исключение. Игнорируя такое понятие, как «плановое ведение хозяйства», мы порой сами себя загоняем в угол. Оформлять по ВПД билеты можно за 60 суток. Так что же, собственно, мешает еще в начале года спланировать финансовые потоки так, чтобы они попали «в яблочко»? Скажем, в марте проплатить авиакомпаниям основную массу денег на весь летний период и «спать спокойно»! Тогда бы и в частях могли спокойно планировать отпуска, и офицеры с семьями не сидели бы на чемоданах в полном неведении, улетят они или нет. Ведь билеты можно было бы оформить заранее, а не в последний момент.
     Тогда бы и авиакомпании не смотрели на военных пассажиров, как на халявщиков. Они же заинтересованы в том, чтобы Минобороны рассчитывалось своевременно, а не к концу квартала или года. Деньги им нужны «здесь и сейчас», а не после того, как они преодолеют бесконечные внутриведомственные «закоулки».
     
Скупой платит дважды

     Тысячу раз прав контр-адмирал Витко, говоря, что в рыночные времена мы даже не пытаемся учитывать их особенности. И от этого проигрываем.
     Можно, разумеется, добиваться, чтобы авиакомпании увеличивали количество квот для военнослужащих. Но здесь существует обратная сторона медали. Ведь по воинским требованиям авиакомпании берут с Минобороны большую сумму, нежели если бы расчет производился за наличные каждым военным авиапассажиром! Иными словами, коммерсанты от авиации все равно внакладе не останутся. Представляете, какие деньги теряет военное ведомство, если разница между фиксированным (по которому оформляется договор с авиакомпанией) и плавающим (по которому можно приобрести билет в кассе) тарифом порой составляет несколько тысяч рублей?
     Капитан 1 ранга Петров привел такой пример. Во время нынешних новогодних каникул билет до Москвы и обратно на Камчатке можно было купить за 16 тысяч. А по ВПД он обойдется почти вдвое дороже! Ведь при заключении договора с авиакомпанией представители Минобороны называют примерное количество военных авиапассажиров, которых надо перевезти, а авиакомпания в свою очередь обозначает «цену вопроса». Можно не сомневаться, что в нее будут включены не только настоящие, но и мнимые издержки авиаперевозчиков. А как же иначе?!
     Вся эта бумажная круговерть влетает Министерству обороны в копеечку. Ну сами посудите. Улететь по ВПД с Камчатки в Санкт-Петербург, как говорят офицеры группировки, практически невозможно. Особенно летом. Те, кому надо в северную столицу, летят через столицу общепризнанную, а потом по ВПД же добираются до Питера поездом. Минобороны в итоге расплачивается и за то, и за другое.
     К тому же все это отнимает у людей массу нервов и времени. Евгений Константинович Петров, ленинградец в третьем поколении, рассказал о своих дорожных злоключениях. Если даже ему вместе с семьей и удается улететь с Камчатки сразу же на Питер, то обратная дорога превращается в бесконечные мучения. Пулковская авиакомпания на Петропавловск-Камчатский ВПД, как правило, не принимает. Приходится ехать на поезде в Москву, отстаивать очередь к военному коменданту и в кассу, с приобретенными билетами возвращаться в Петербург, догуливать отпуск, а затем снова ехать в Москву и уже отсюда лететь к месту службы. Иначе как издевательством над людьми и здравым смыслом все это не назовешь…
     Между тем некоторые авиакомпании наверняка готовы пойти навстречу военному ведомству, поскольку они кровно заинтересованы иметь долгосрочные договоры на перевозку военнослужащих и членов их семей. За постоянных клиентов на рынке всегда идет конкурентная борьба, и им готовы создавать условия наибольшего благоприятствования. Мы же подчас обрекаем таких клиентов, читай – самих себя, на постоянные мучения. Мы не думаем, как выгодней и разумней использовать выделяемые государством на транспортные расходы деньги.
     А иногда и загоняем людей в тупик, ставя их перед необходимостью лететь в отпуск на ведомственном Ил-76. Офицеры на Камчатке рассказали мне, как в прошлом году они вместе с женами и детьми добирались на этом «транспортнике» до Москвы. На одном из промежуточных аэродромов военные пассажиры просидели трое суток(!) только из-за того, что никто не мог принять решение о заправке самолета топливом…
     Камчатка была и останется регионом, за который будут конкурировать между собой как столичные, так и региональные авиаперевозчики. И потому, что сюда «только самолетом можно долететь», и потому, что полуостров привлекает все больше туристов, и потому, что здесь с каждым годом нарастает экономическая активность. В Елизово все чаще приземляются самолеты таких авиакомпаний, как «Сибирь», «Красаэро» и некоторых других.
     С недавних пор Минобороны заключило договор на перевозку своих пассажиров и с авиакомпанией «Трансаэро». Работать с ней в управлении ВОСО на Камчатско-Чукотском бассейне начали с ноября прошлого года, и пока далеко идущие выводы делать рано. В зимний период, как рассказал нам капитан 1 ранга Ляшко, «Трансаэро» не заполняло свои вместительные «Боинги» даже за наличные деньги. Бывало, по этой причине даже отменяли запланированные рейсы. Но ближе к лету ситуация наверняка изменится, и есть надежда, что свою «квоту на отпуск» в этом году выберет куда большее количество военнослужащих и членов их семей. Вот если бы «Трансаэро» еще изменило расписание полетов, было бы вообще хорошо. Не совсем удобно в ночь вылетать с Камчатки и из-за девятичасовой разницы во времени ночью же прилетать в Москву.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex