на главную страницу

14 Апреля 2006 года

Армия и общество

Пятница

«Дед»:причина или следствие наших бед?

Организовала и провела «круглый стол» Елена ГРЕЧКО,
редактор отдела писем.



Январь-февраль после известных событий в Челябинске буквально накрыл шквал критических выступлений в адрес Минобороны и Российской армии. Сколько записных ораторов, политиков, дилетантов в беседах, «круглых столах», ток-шоу на ТВ и радио «коснулись до всего слегка с ученым видом знатока». К сожалению, во всех этих разговорах-развлечениях главным было не стремление докопаться до истины, а желание громче прокричать, пощекотать нервы, засветиться. Плюс рейтинги, конъюнктура и прочее. И вот уже «гон» ушел в другом направлении, внимание общества переключили на очередные разводы-свадьбы, склоки-дрязги, выборы-перевыборы…
  А те, кому безапелляционно еще до окончания следствия был вынесен приговор, военнослужащие и ветераны ВС РФ до сих пор пытаются разобраться в причинах негативных явлений в армейской среде, анализируют, ищут пути решения этих острых проблем. Не проходит и дня, чтобы почта не доставила в редакцию такого рода письма. И, поскольку военные профессионалы были фактически лишены права высказать свое мнение, мы решили вместо традиционного обзора писем провести своего рода заочный «круглый стол»: предоставить слово нашим читателям без редакционных комментариев и правок. Правда, в сокращенном варианте и, понятно, не всем, поскольку «записалось» для выступления более 70 человек, а «регламент» - размер газетной площади – весьма ограничен.

     

     Артем Майстренко:
     — Вначале позвольте небольшой экскурс в историю. Слово «деды» появилось в петровские времена. Тогда армия была постоянного состава, служивые призывались на всю жизнь, и многие годились молодым солдатам в дедушки. Это были люди, которые прошли не одну военную кампанию и действительно могли многому научить новобранца. Они были настоящей опорой армии, пользовались большим уважением в войсках. Вспомните «старую гвардию» Наполеона, гренадеров Суворова. Ключевое слово, заметьте, - уважение!
     А что же такое «дедовщина» в современном понимании слова? Часть солдат в подразделении отслужила 1-1,5 года и считает, что они достаточно познали тяготы и лишения военной службы и теперь должны поработать молодые. Но это еще полбеды. Отчасти просто от безделья, отчасти по принципу «как со мной, так и я» старослужащие начинают жестоко издеваться над молодыми солдатами. Думаю, не секрет, что «дедовщина» имела место и в советское время, но «система» строго охраняла подсистему. Вооруженные Силы считались «белой костью», а не отбросами общества. Наша армия была одной из лучших в мире. Что мы видим теперь? Армия в разрухе, ее престиж – о нем вообще уже забыли. ВС не порицает разве только ленивый. Что теперь знают об армии? «Дедовщина», рваные, грязные солдаты, которые только и строят дачи генералам. А взять Чечню! Разве помнят тех, кто своими жизнями спасал нас с вами? Скажите, скольких вот вы знаете Героев России? То-то. Вспоминают больше провалы и недостатки.
     У нас забрали главное – наше достоинство. Нормальных людей просто опустили на уровень «чуть выше городской канализации». Мы защищаемся от собственного общества! Армии нужно помогать, помогать действиями, а не пустой болтовней. Тогда все станет на свои места. И в армии будет править не «дед», а сержант, офицер!
     Начальник учебной части факультета военного обучения Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) полковник
     А. Балобанов:

     — Согласен. «Дедовщина» существовала в армии всегда. Только цели ее были другие: не унизить человека, а передать ему опыт. Когда она приняла такие извращенные формы? Один из ТВ-обозревателей на этот вопрос ответил так: когда офицеры перестали выполнять свои обязанности. Действительно, считаю это одной из главных причин «дедовщины» в нынешнем ее виде. Но все-таки когда и почему это произошло? Ответ однозначен - когда государство перестало выполнять перед офицерами свои обязательства.
     Другой причиной, по моему глубокому убеждению, является снижение кадровой работы, коррупция. Всем известна поговорка – служить бы рад, прислуживаться тошно. Из разговоров с офицерами зачастую можно услышать о том, что служебное продвижение зависит не от их работоспособности, а от того, какую личную пользу командиру они приносят.
     Генерал-лейтенант запаса Ю. Овчинников (Москва):
     — Считаю главной причиной крайне низкого состояния воинской дисциплины в подразделениях отсутствие воспитательной работы со стороны командиров. Но в любой работе для человека важен фактор материальной заинтересованности. Когда денежные поощрения тебя вполне устраивают, тогда человек дорожит местом службы и исполняет порученное дело добросовестно, как бы трудно оно ни было. Вопрос воспитания молодых людей всегда был одним из сложных. Это ненормированный рабочий день, занятость в выходные дни, работа от подъема до отбоя каждый день. Это постоянная ответственность за жизнь каждого человека своего подразделения. Но ведь есть еще своя семья, дети, много бытовых проблем. Как можно считать нормой мизерное денежное довольствие офицерского состава? Эта, с позволения сказать, «зарплата» негативно давит на психику людей, порождает чувство собственной ущербности. Поэтому считаю, что прежде всего нужно решить этот вопрос, а уж потом все остальное.
     Гвардии подполковник Д. Барабаш (в/ч 42152, г. Энгельс Саратовской области):
     — Разрешите реплику. Недавно ведущий итоговой информационной программы озвучил новую версию причин «дедовщины». Она заключается в том, что сейчас уровень «майор-подполковник» занимают выпускники военных училищ 80—90-х годов, как он назвал, «поколение троечников». Мол, все отличники ушли и в армейских рядах остались далеко не лучшие представители офицерского корпуса. Не буду вступать с ним в полемику, лишь замечу. Окончив военное училище в 1993 году с красным дипломом, я поменял несколько гарнизонов. Вместе с армией пережил все «лихие» годы. Месяцами не получал зарплату, моя семья замерзала в холодных сибирских общежитиях, пока я сутками был на службе. Конечно, люди встречались разные, но большинство офицеров достойно исполняли свои обязанности, жертвуя личным, семейным благополучием ради службы. Эти «троечники» служили, воевали. В общем, строили новую армию России.
     Полковник в отставке Вячеслав Зимлелов (Старый Оскол Белгородской области):
     — А я считаю, все проблемы начались с того момента, когда из казармы ушел сержант-сверхсрочник. Именно сержанты и старшины должны нести основную нагрузку по поддержанию внутреннего порядка и воинской дисциплины в подразделениях. Кстати, в 1990 году этот вопрос рассматривался на Всесоюзном совещании младшего и среднего командного состава, где делился своим опытом и я. Например, у нас в части действовали советы сержантов. Эти советы собирались 1—2 раза в неделю и решали все вопросы, касающиеся службы, воспитания, быта солдат. Для улучшения и стимулирования работы сержантского состава командование части в качестве поощрения предоставляло отпуска всем сержантам, в чьих подразделениях не было неуставных отношений. И результаты не замедлили сказаться.
     И еще один момент. Командир части должен создавать нормальные условия для жизни и быта солдат. У нас на Байконуре были образцовые казармы: цветы на тумбочках и подоконниках, цветные телевизоры и видеомагнитофоны, «разгрузочная» комната с аквариумами, хорошее питание. В таких условиях солдат и ощущает себя, и ведет себя по-другому. И, конечно, спорт. Я своих приохотил к секции самбо.
     Председатель Совета ветеранов гвардейской зенитно-ракетной части В. Барышников (п/о Селятино Московской области):
     — Полностью согласен с этим. В свой полк я прибыл весной 1954 года. Тогда уже были построены деревянная казарма, штаб, медсанчасть. Сегодня 2006 год, а эти деревянные развалюхи до сих пор стоят, в них живут солдаты, работают офицеры. И это происходит в 50 км от столицы в передовом полку, который постоянно несет боевое дежурство.
     Подполковник в отставке Анатолий Пантелеев (Воронеж):
     — А почему же со счетов сбрасывают тот фактор, что в армию идут (нередко ведут с милицией) ребята с 3—4-летним образованием? Порой и читать-то умеют лишь по слогам. За их плечами десятки приводов в милицию, пьянство, наркотики. Вот они прибыли в подразделение: «Здрасьте вам, воспитывайте, обучайте нас!» И что с ними делать лейтенанту? Нельзя допускать такой «контингент» в части и на корабли.
     Заслуженный деятель науки РФ, профессор А. Печников:
     - Как панацею от «дедовщины» предлагают ввести институт полковых священников, повысить статус командира роты, перевести сержантов на контрактную службу, увеличить денежное довольствие офицеров. Я думаю, что ни один из этих вариантов не даст никаких результатов. Одеть людей в погоны и загнать их в казарму не значит сделать их военнослужащими и сформировать боеспособное воинское подразделение. Есть только один эффективный способ внедрения воинской дисциплины – рост интенсивности мероприятий боевой подготовки. Как офицер ВМФ с
     30-летним стажем могу утверждать, что лучший способ навести порядок на корабле – отправить его на боевую службу. Через две-три недели после выхода в море на нем прекратятся неуставные отношения, а через два-три месяца будет сформирован такой экипаж, которому можно поручить выполнение любой боевой задачи. Так, что, когда в частях и на кораблях будет вестись боевая подготовка, не надо будет рассуждать Думе, кто спит, а кто не спит в казармах. Спокойно будут спать все, в том числе и в Минобороны!
     Елена Мотырева (Пермская область):
     — Расскажу о моем племяннике Анатолии Семенове. Высоченный парень, спортсмен, выпускник техникума, он был призван служить в Нижегородскую область. Его так избили, что он в тяжелейшем состоянии сейчас находится в военном госпитале Подольска. А нас пытаются убедить, что он упал со стремянки. Что нам делать?
     По этому конкретному факту ответ должна дать Главная военная прокуратура, куда мы отправили запрос. А еще, подводя итог, мы попросили наших читателей коротко сформулировать комплекс мер, которые, по их мнению, могли бы улучшить состояние воинской дисциплины в войсках.
     — Разрешить коллективные жалобы, наказывать лишь конкретных виновников.
     Анатолий Крымский.
     — Командиру и его заместителю по воспитательной работе дать насыщенный дисциплинарный устав, не наказывать за количество выявленных ими нарушителей, а поощрять; восстановить гауптвахту.
     Майор запаса
     В. Гринимаер.

     — В уголовном законодательстве ужесточить меры ответственности за преступления, совершенные в период прохождения военной службы; предусмотреть меры защиты военнослужащих, сообщивших информацию о готовящихся или совершенных преступлениях; освободить командиров и воспитателей (особенно звена «взвод — рота — батальон») от разработки, написания, согласования огромного количества разнообразных планов, которые мертвым грузом лежат в сейфах канцелярий; вместо военной полиции ввести дежурных уполномоченных в казарме на вечернее и ночное время.
     Помощник военкома
     Металлургического района Челябинска
     В. Дукардт.

     

     …А тем временем начался весенний призыв. Свыше ста тысяч новобранцев скоро станут в строй. И, чтобы для любого из них служба не обернулась трагедией, о проблемах, которые были затронуты, надо задуматься всем нам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex