на главную страницу

15 Апреля 2006 года

Тема недели

Суббота

Ротацией по коррупции



     

     Введение принципа ротации кадров в военкоматах стало предметом оживленных комментариев в прессе. Свое слово конечно же не преминули сказать и те, кто жить не может без ерничества. Вот, дескать, отняли хлебушек у благородных жуликов, которые помогали честному народу уберегать своих чад от армейского произвола. Доминирующий же мотив откликов такой: мера, давно назревшая и вполне вписывающаяся в пока разрозненные усилия государства и общества на бескрайнем поле коррупции.
     Отныне срок службы офицера на каждой конкретной должности в военном комиссариате любого уровня не должен превышать трех лет. Реализация замысла начнется уже в этом году. Сотрудников военкоматов в погонах будут переводить на равнозначные (или более высокие) должности в соседние родственные учреждения, а также направлять для прохождения службы в войска.
     Полностью искоренить взяточничество посредством регулярных перемещений офицеров военных комиссариатов вряд ли удастся. Но эффект, безусловно, будет ощутимым. Еще во времена царя Гороха весьма расхожим было суждение, что интенданта, прослужившего на одном месте три года, можно сажать в тюрьму без суда и следствия. Дело тут не в чисто российском свойстве национального характера. Систематическое перемещение кадров во всем мире является испытанным способом освежать в подведомственных учреждениях застоявшуюся кровь, оздоровлять деловую атмосферу, разгоняя в разные стороны не в меру «спевшиеся» компании.
     Помимо профилактики финансовых и прочих злоупотреблений, такая практика полезна с точки зрения профессионального роста кадровых офицеров, расширения их кругозора, накопления опыта службы в смежных и родственных сферах. Кстати, в США считается в порядке вещей направлять боевого генерала на преподавательскую работу в академию, а потом возвращать его в строй. В Германии комбриг может возглавить штаб земельного военного ведомства (по-нашему военкомат), а через какое-то время отправиться на повышение в войска.
     У нас же еще с советских времен сложилось так, что назначение на службу в военкомат считалось неким «задвижением» в глубокий тыл. Ну а где тыл, там и «тыловые крысы». Уже само это предубеждение нередко порождало нездоровые устремления. Обретши статус военкоматского столоначальника, осмотревшись вокруг себя, новичок вольно или невольно перенимал десятилетиями упрочившиеся привычки. Притом что среди этой категории кадровых офицеров можно встретить сколько угодно людей чистоплотных, совестливых, порядочных.
     Много лет назад в одном из районных военкоматов Одесского военного округа во время товарищеского застолья по случаю завершения окружной проверки в качестве шутки прозвучала цитата из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина: «Которые люди полагают, что взятки когда-нибудь прекратятся, те люди полагают это от легкомыслия». Расслабленные водочкой хозяева и проверяющие от души посмеялись, и каждый, наверное, подумал про себя: не нами заведено, не нами будет отменено. Помнится, я потом перечитал указанную книгу, поразившись, насколько изменилось мое восприятие текста великого русского сатирика по сравнению с тем, что было в школьные годы.
     Что и говорить, чиновничьи традиции в России были фундаментальны. Социализм, как бы его сегодня ни порицали, порядком почистил «авгиевы конюшни» взяточничества. Что собой представляли взятки-благодарности в советскую эпоху, мы хорошо помним: кассирше на вокзале – шоколадка, учительнице – коробка конфет, начальнику жилконторы – поллитровка водки, военкому – бутылка дорогого коньяка. Это уж ближе к перестроечным годам ставки повысились. Когда же наступила безграничная «свобода совести», в ход пошли пачки долларов, смазливые девицы, машины, земельные участки и т.д.
     Тягу чиновников к извлечению дополнительного дохода стимулирует сложившийся российский ландшафт. На общем фоне социального убожества оазисами вседозволенности и расточительства выглядят возведенные хоромы. Прекрасно знающий счет деньгам госслужащий мгновенно соображает, что терема из новых сказок, равно как и окружающие их подворья с лимузинами, не могут быть овеществлением затраченного честного труда. А тут еще вызывающие публикации списков миллиардеров, особняки в Лондоне, Париже, на экзотических берегах. Почему «им можно, а мне нельзя!» – в сердцах восклицает чиновник и утверждается в справедливости неписаных правил мздоимства.
     Невзирая ни на какие разоблачительные публикации, ежевоскресные карауловские страдания, репортажи с места событий, когда тепленького взяточника берут с поличным, коррупция в России демонстрирует свою непобедимость. Стало быть, нужны более радикальные и более системные меры профилактического воздействия. В этом плане вводимый принцип ротации офицерских кадров в военкоматах видится одной из таких мер. Универсальность такого подхода кажется очевидной.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex