на главную страницу

19 Апреля 2006 года

Планета людей

Среда

Министр обороны Армении Серж Саркисян:
Нашим отношениям 1000 лет

Подготовил Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



Отношения между Россией и Арменией имеют не только глубокие исторические корни, но и прочную правовую основу – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года, Декларация о союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век, а также более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Обе страны ведут обмен мнениями по всему комплексу двустороннего взаимодействия, а также по важнейшим международным и региональным проблемам. Регулярные двусторонние контакты между Россией и Арменией придают дополнительный импульс углублению традиционно тесных и дружественных российско-армянских связей, упрочению политической и экономической стабильности обеих стран. Значительное место в этих отношениях занимает военное и военно-техническое сотрудничество. Оно и стало лейтмотивом беседы нашего корреспондента с министром обороны Армении Сержем Саркисяном.

     

     - Господин министр, хорошо известно, что между нашими странами успешно развивается военное и военно-техническое сотрудничество. Тем не менее, что вы могли бы рассказать об этой сфере взаимоотношений нашим читателям?
     - Чтобы говорить об этом, нужны не дни, а месяцы. Но подчеркну самое главное - уровень нашего сотрудничества очень высок и охватывает самый широкий круг вопросов. Конечно, ни в коем случае нельзя ограничиваться достигнутым. Наоборот, следует постоянно развивать эти отношения. Тем более что для этого у нас есть не только соответствующая правовая и историческая базы, но и желание. В январе у нас в гостях был мой российский коллега Сергей Иванов, и мы говорили о перспективах армяно-российских отношений, которые, по признанию обеих сторон, вполне радужны. Кстати, хотелось бы сразу сказать, что в отношениях моей страны с НАТО мы ни в коем случае не развиваем их за счет армяно-российского сотрудничества, которое может только расширяться, причем по всем направлениям. Но понимаем, что должны быть знакомы с опытом развития других вооруженных сил.
     Особое место в наших отношениях отводится 102-й российской военной базе, которая, к слову, была создана по предложению армянской стороны. Вы помните начало 1990-х годов, когда в союзных республиках или захватывали воинские части и городки, или Россия сама передавала им имущество частей, которые находились на их территории. Тогда по нашему предложению 50 процентов имущества было передано армянской стороне, а на основе остальных 50 процентов была создана российская база. Так что если Армения, испытывая серьезный дефицит вооружений, приняла такое решение, значит, именно это ей было очень важно.
     - Говоря о развитии связей между вооруженными силами двух стран, как вы считаете, не могли бы стать реальностью стажировки курсантов военных вузов из России на горных полигонах министерства обороны Армении?
     - А почему бы и нет. Мы с удовольствием их примем, если российская сторона попросит об этом. Ведь сотрудничество не может вестись только в одностороннем порядке, когда ежегодно сотни военнослужащих Армении, в том числе генералов и офицеров, проходят обучение в вузах Минобороны России.
     - Как известно, сейчас идет процесс реформирования армянской армии. В чем заключается его суть и с какими проблемами при этом сталкивается министерство обороны?
     - Не секрет, что на сегодняшний день вооруженные силы РА состоят из мотострелковых подразделений и ВВС. В принципе у нас нет родов войск и их главных штабов. Существует единственный главный штаб, который руководит всеми вооруженными силами, а это пять отдельных корпусов, артиллерийское подразделение, бригады ПВО – всего около 45 тысяч человек. Конечно, такого количества войск много для трехмиллионной Армении, но мы вынуждены идти на это из-за неспокойной обстановки на Южном Кавказе и отсутствия решения карабахского вопроса, конфликта с Азербайджаном.
     В целом же, конечно, проблем в наших вооруженных силах, как и во многих других армиях, много. К сожалению, с каждым годом их количество не уменьшается, а увеличивается, поскольку наша армия молодая и, как вы знаете, в советские времена в Армении не было ни военных вузов, ни большого количества воинских частей. Более того, задачи, которые возлагались на Вооруженные Силы СССР, отличаются от тех, которые стоят перед армией современной Армении. Правда, основные трудности уже позади, и в основном наша армия состоялась. Сейчас мы работаем над ее укреплением и реформированием, но исходя из военно-политической ситуации, того, что подавляющее большинство войск находится в окопах на границе. К этому вопросу мы подходим очень осторожно, чтобы не испортить то, что уже есть. Пытаемся уйти от кардинальных реформ и продвигаемся по эволюционному пути, то есть совершенствуем то, что имеем.
     - Вы сказали о сотрудничестве Армении с западными странами, в том числе с НАТО. А можно ли, на ваш взгляд, обозначить этот процесс как желание этих стран доминировать в Закавказье? И насколько изменится ситуация в Армении в случае эскалации конфликтов в Абхазии и Южной Осетии?
     - Вы знаете, когда говорят о желаниях Запада, я думаю, что лучше спросить об этом у них самих. Ведь сложно до конца знать мысли других. Мы на себе абсолютно никакого давления не испытываем и не скрываем от наших западных партнеров наши отношения с Россией. Неоднократно во весь голос объявляли, что наличие в республике российской военной базы и ряда стратегических договоров с ней - это, в первую очередь, желание самой Армении.
     Другое дело, что у нас есть желание сотрудничать с другими странами и НАТО. Для себя мы поставили задачу до 2015 года иметь вооруженные силы, которые соответствовали бы мировым стандартам. Я это подчеркиваю потому, что в некоторых российских СМИ периодически появляются сообщения о том, что в Армении поставили задачу к 2015 году иметь армию со стандартами НАТО, что в реальности далеко не так.
     А вот что касается эскалации конфликтов, то могу сказать, что, к сожалению, любой незавершенный конфликт может на Кавказе сыграть роль детонатора. Южный Кавказ очень маленький, и здесь все страны зависят друг от друга. Так что возобновление боевых действий может иметь очень негативные последствия, в том числе для нас. Если говорить о возможной нестабильности в Грузии, то это никаким образом не устраивает Армению. Ведь Грузия - единственная страна, связывающая нас с внешним миром. С другой стороны, возобновление боевых действий означает определенный соблазн для других стран впутаться в конфликт.
     - В российской прессе появилась информация о том, что в Брюсселе разрабатывается миротворческая операция для Нагорного Карабаха под эгидой ОБСЕ. В свою очередь министр обороны России Сергей Иванов тоже высказывал мысль, что теоретически российские миротворцы могли бы послужить делу урегулирования конфликта в Карабахе…
     - Честно говоря, сомневаюсь, что где-то серьезно заняты подготовкой миротворческой операции. Ведь для этого нужно иметь согласие сторон или хотя бы ориентиры соглашения. Об этом можно будет говорить только тогда, когда стороны придут к согласию и, конечно, после этого, видимо, понадобятся миротворцы. К сожалению, пока между нами и Азербайджаном не существует соглашения. Следовательно, и о миротворцах говорить пока рано.
     - А как сегодня складывается ситуация вокруг Нагорного Карабаха?
     - Следует отметить, что в Азербайджане карабахский вопрос поднимают постоянно, пытаясь тем самым решить другие внутриполитические проблемы. Вы, наверное, знаете, что и президент Азербайджана, и министр обороны неоднократно говорили и говорят о том, что если мы не согласимся на их условия, то Баку будет вынужден решать вопрос военным путем. Более того, там удвоили военный бюджет, а недавно президент Азербайджана заявил, что доведет его до одного миллиарда долларов. Но, признаюсь, здесь пахнет шантажом.
     Должен сказать, что мы не боимся войны, но и не хотим ее. В 1994 году при посредничестве России было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий. Сегодня наши войска находятся в выгодном оборонительном положении, и за 12 лет мы хорошо оборудовали позиции в инженерном отношении. Миллиарды долларов в данном случае не помогут. Ведь если бы большими военными бюджетами можно было определить боеспособность и боеготовность войск, то, думаю, все нефтяные государства давно имели бы самые боеспособные армии. Но это-то не так.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex