на главную страницу

25 Апреля 2006 года

Российское оружие

Вторник

Флот – малый, задачи – большие

Капитан 2 ранга Александр ЧЕБОТАРЕВ.Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     Думается, нет необходимости представлять санкт-петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», которое недавно возглавил генеральный директор Александр Васильевич Шляхтенко. Его известность давно перешагнула границы России. Всего по проектам ЦМКБ построено свыше 15 тыс. катеров и кораблей, 450 из них поставлены в 26 стран мира.
     Естественно, особую благодарность к специалистам-алмазовцам испытывают российские военные моряки. Такие проекты, как «Скат», «Джейран», «Кальмар», «Мурена», «Омар», «Касатка», «Чилим», «Зубр», «Молния», «Ураган», «Мираж», и многие другие вписаны золотыми буквами в историю флота, потому что зачастую эти корабли и катера не имели и не имеют аналогов в мире.
     Главный конструктор ЦМКБ Валерьян Иванович Корольков на Черноморском флоте самый известный представитель «Алмаза». Двадцать лет назад его творческая жизнь неразрывно объединилась с крылатыми «Сивучами» – ракетными кораблями на воздушной подушке «Бора» и «Самум».
     Ракетоносец с уникальными боевыми возможностями на своем пути повторил все перипетии нашего переломного времени. Первоначально планировалось построить десять кораблей «крылатого» проекта. Но когда уже был приготовлен металл для изготовления третьего корпуса, наступил 1991 год. Зеленодольский судостроительный завод из-за отсутствия финансирования был вынужден прекратить строительство очередного «Сивуча». А судьба «Боры» и «Самума» еще долго была неопределенной…
     Ныне боевые катамараны - непременные участники всех флотских учений. Во многом благодаря их вкладу переходящие призы ВМФ России практически прописались в Севастопольской ордена Нахимова I степени бригаде ракетных катеров ЧФ, которой сегодня командует капитан 1 ранга Юрий Земский.
     Во время весеннего сбор-похода мы встретились с главным конструктором ЦМКБ В. Корольковым, создателем одного из самых современных проектов кораблей ВМФ (на снимке).
     – Валерьян Иванович, насколько сама по себе ценна плодотворная идея в конструкторском творчестве?
     – Разве можно было предполагать, что рожденная еще в далеком 1940 году идея вездехода на воздушной подушке, предназначенного для преодоления болотистых местностей, станет востребована через десятилетия при создании принципиально новых кораблей катамаранного типа, тех же «Зубров», «Сивучей».
     Сейчас в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь» начинаются государственные испытания первого корвета типа «Стерегущий». Именно при его создании были опробованы российские технологии «невидимости», более известные как «стелс». Прежде всего конфигурация корпуса и надстроек создана таким образом, что эффективная отражающая поверхность сводится к наименьшему значению. Как видно даже невооруженным взглядом, нечто подобное применялось и при строительстве «Сивучей», спроектированных еще в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века.
     Однако мировое военное судостроение, понятно, проделало за это время огромный путь. Те же французы при строительстве своих новых корветов применили технологию покрытия металла надстроек стеклополимерами. В результате довольно большой по водоизмещению надводный корабль стал на экранах радиолокаторов похож по размерам на небольшой катер или базовый тральщик.
     В начале ХХI столетия оказалась востребована идея применения пластмасс в судостроении, которой не менее полувека. Ведь до сих пор в составе ВМС независимого Туркменистана находится тральщик, построенный в год первого полета человека в космос, выполненный из полимерных материалов. За сорок пять лет эксплуатации в условиях повышенной солености воды каких-либо серьезных проблем с его корпусом не возникло. Опыт работы с полимерами весьма пригодился при строительстве корветов. Конечно, пришлось применять новейшие технологии. Но одно дело начинать с «абсолютного нуля», другое – совершенствовать уже реально действующую производственную базу.
     – Давайте посмотрим на деятельность Центрального морского конструкторского бюро через призму военно-технического сотрудничества.
     - Мы были третьими в стране, кто начал участвовать во внешнеэкономической работе по продаже лицензий на строительство кораблей по нашим проектам. Сегодня на индийских заводах в Бомбее и Гоа осуществляется модернизация на лицензионной основе экспортного варианта известной «Молнии». Во Вьетнаме также строятся по лицензии катера наших проектов. В Кронштадте прошли ремонт и модернизацию ракетные катера, переданные еще в советские времена в состав ВМС Алжира. Словом, определенная финансовая самостоятельность дает ЦМКБ возможность направлять средства на исследовательские работы.
     Интерес в мире к нашим разработкам есть, и весьма немалый. Десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» закупили ВМС Греции. Десантный катер на воздушной подушке (ДКВП) типа «Мурена» отправился в Южную Корею. Недавно американцы попытались приобрести через Египет наши «Молнии» с боекомплектом современных ракет типа «Москит». Сделка по вполне понятным причинам не состоялась.
     - За океаном проявляют повышенный интерес к российским разработкам?
     - В этом нет ничего удивительного. Ныне с особым вниманием изучается тактика действий, вооружение, боевые возможности относительно небольших по водоизмещению кораблей. Наш опыт или тех же французов может быть полезен и для американцев. Не случайно одной из перспективных разработок в США значится создание корабля-платформы на воздушной подушке.
     Мы и американцы схожими путями в создании судов с новыми принципами динамического поддержания шли с 1970-х годов. Но отчего-то катамаран на воздушной подушке фирмы «Bell Aircraft» тогда не «приглянулся» высокопоставленным чиновникам военно-морского ведомства. Идея воплотилась на тот момент лишь в трех маломерных катерах береговой охраны, предназначенных пресекать незаконные перевозки наркотиков в Мексиканском заливе. Насколько я знаю, они уже выслужили свой срок.
     В новых условиях старая идея оказалась вполне востребована. Возможно, через какой-то период времени в составе ВМС США появится корабль на воздушной подушке катамаранного типа. Но, насколько известно, за океаном разрабатываются и проекты экранопланов.
     – Над чем вы сейчас трудитесь?
     – От Военно-морского флота в наш ЦМКБ поступил ряд заявок на выполнение работ с целью продления сроков эксплуатации кораблей. За два года мне довелось побывать на всех четырех флотах и Каспийской флотилии. Везде я сталкивался с пониманием важности нашего труда, с желанием выходить в море. На Севере, на морских тральщиках, разговор касался одной темы: как конструктивно продлить срок их службы. Ведь они выполняют важные задачи, в том числе и по обеспечению атомных подводных лодок, гаранта безопасности Отечества. Уныния и упадка воинского духа я не почувствовал ни на одном из флотов. Характер русского моряка везде одинаково силен.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex