на главную страницу

26 Апреля 2006 года

Планета людей

Среда

Есть ли к ракетам «головы»?

Александр МАЗИН,
кандидат экономических наук.



Последние заявления руководства Ирана относительно его успехов в ядерной сфере вновь поставили в центр внимания мировой общественности вопрос о дальнейшем расширении «ядерного клуба», который уже насчитывает семь государств (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия и Пакистан). В мире имеются, кроме того, по крайней мере еще три так называемые проблемные страны, факт наличия у которых ядерного оружия точно не установлен, но имеются основания предположить, что они заинтересованы в его получении.

     
Израиль


     Израильская ядерная программа изначально носила чисто военный характер, что неудивительно в условиях перманентного противостояния с многократно превосходящими по численности и вооружению армиями арабских стран. Начало работ по созданию собственной атомной промышленности относится уже к 1952 г., когда в Израиле была создана комиссия по атомной энергии, а в 1960 г. при содействии США, Франции и ФРГ был создан первый ядерный научно-исследовательский центр вблизи Тель-Авива, основу которого составил ядерный реактор мощностью 5 мегаватт бассейнового типа.
     В 1963 году был создан второй, куда более мощный научно-производственный комплекс близ г. Димона в пустыне Негев - подальше от глаз людских. Именно он и стал основной базой для отработки ядерных технологий и производства ядерного оружия. Главной его составляющей, помимо многочисленных КБ, лабораторий и вспомогательных производств, стал созданный по французскому проекту тяжеловодный реактор мощностью 26 мегаватт и производительностью до 6 - 8 кг оружейного плутония в год. В 1966 году, судя по количеству врученных участникам этого атомного проекта наград, НИОКР по проектированию ядерной бомбы были завершены, а в 1969 году была введена в строй радиохимическая установка по извлечению плутония из переработанного ядерного топлива, что создало возможность приступить к серийному производству ядерных боезарядов. Центр в Димоне тщательно охраняется, при приближении к нему без предупреждения могут быть сбиты даже собственные военные самолеты.
     Каналы получения Израилем исходных делящихся материалов были самыми различными - от легальных поставок урана из ЮАР до его похищения сотрудниками спецслужб.
     По данным западной прессы, в критический период Октябрьской войны 1973 года, когда египетские войска форсировали Суэцкий канал и почти вплотную подошли к границам собственно Израиля, за 24 часа из имеющихся компонентов были собраны и доставлены на аэродромы 13 плутониевых бомб.
     В конце 1974 года впервые Тель-Авивом было заявлено, что «Израиль имеет возможность производить собственное ядерное оружие». С тех пор официальные лица страны хранят по ядерной проблематике молчание, не подтверждая, но и не опровергая его существование. Именно по этой же причине, судя по всему, израильтяне совместно с ЮАР предпочли провести первое испытание ядерного оружия не на суше, а в водах Южной Атлантики. В сентябре 1979 года американский разведывательный спутник зафиксировал там яркую вспышку, а последующие пробы воды показали наличие в ней повышенной радиоактивности. Косвенным свидетельством этого после падения режима апартеида стало признание нового руководства ЮАР о наличии у него 6 ядерных бомб, которые впоследствии были благополучно (и без излишней огласки) утилизированы под контролем МАГАТЭ в начале 90-х годов.
     Израиль закупил во Франции в качестве носителей 10 мобильных двухступенчатых оперативно-тактических ракет, получивших обозначение MD-660. На их основе были созданы собственные ракеты «Иерихон», а впоследствии и «Иерихон-2», способные достичь любой точки в ближневосточном регионе.
     В настоящее время, по оценке западных экспертов, Израиль располагает значительным числом ядерных боезарядов (некоторые эксперты ведут даже речь о 200). В качестве их носителей могут использоваться истребители американского производства F-16 и F-15 с радиусом действия 1.600 км и 3.500 км соответственно. Кроме этого, на вооружении израильских вооруженных сил состоят 50 ракет оперативно-тактических ракет «Иерихон-1» и 50 баллистических ракет средней дальности «Иерихон-2» (с дальностью полета 1.800 км). Их производством занимается ведущая государственная авиаракетная компания Израиля и ряд ее дочерних фирм.
     На основе «Иерихон-2» были созданы и космические ракетоносители «Шавит» и «Некст», с помощью которых на орбиту был выведен ряд искусственных спутников Земли, прежде всего военного назначения. Последний из них - низкоорбитальный «Офек-5» - предназначен для наблюдения за соседними странами с высоты 400 км.
     
КНДР

     Вопрос о наличии у Северной Кореи ядерного оружия, несмотря на заявления ее руководства об обладании им, на наш взгляд, по-прежнему остается открытым. Вначале в стране, по мнению западных экспертов, реализовывалась программа создания ядерного оружия на основе плутония, вырабатываемого на тяжеловодных реакторах. Однако в 1994 году под давлением США эти работы были «заморожены» в обмен на американские обещания помочь ликвидировать энергетический кризис в КНДР строительством новой АЭС с двумя южнокорейскими реакторами, не способными вырабатывать материалы для производства ядерного оружия. Компенсировать нехватку энергоресурсов до завершения постройки предполагалось поставками мазута.
     В итоге строительство новой АЭС так и не началось, а поставки мазута в 2002 году в связи с якобы имевшимися нарушениями Северной Кореей эксплуатации ядерных установок оказались сорванными. Саму же КНДР США причислили к «оси зла». Поводом для этого послужил переход, по мнению ЦРУ, от программы создания плутониевой ядерной бомбы к ядерному боезаряду на основе высокообогащенного урана.
     В ответ Пхеньян запустил АЭС с тяжеловодным реактором, который в принципе способен вырабатывать сырье для получения оружейного плутония. По оценкам экспертов, к настоящему времени КНДР могла – гипотетически - накопить запасы плутония или высокообогащенного урана, достаточного для производства 6 - 8 ядерных боеприпасов. Хотя ее достаточно скудный технологический потенциал заставляет сомневаться в этом.
     Одновременно КНДР приступила к интенсивному развитию своей ракетной программы. Ныне ее жидкотопливные ракеты «Но Донг», созданные на основе советских технологий конца 50-х - начала 60-х гг., способны поражать цели на дальности в 1.300 км в Южной Корее, Японии, Китае (вплоть до Шанхая) и части Сибири. В 1998 году прошли испытания двухступенчатой «Таепо Донг-1» с дальностью 1.500 км, полезной нагрузкой 1.000 кг и использующих «Но Донг» в качестве первой ступени. Ныне американские аналитики полагают, что в КНДР вплотную приблизились к созданию БРСД «Таепо Донг-2» с дальностью поражения от 3.500 до 6.000 км, что позволит Пхеньяну «простреливать» всю Аляску.
     Северокорейские комплексы, несмотря на такой недостаток, как использование жидкого топлива (существенно увеличивает время подготовки к старту, а следовательно, и уязвимость ракетных комплексов), пользуются популярностью на мировом рынке. В США полагают, что именно северокорейские «Но Донг» послужили основой для создания баллистических ракет «Гяури» в Пакистане и «Шахаб-3» в Иране. Они также могли поставляться и в ряд других стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе в Ирак до падения режима Хусейна. Наработки КНДР в ракетной области в принципе могут ей также позволить перейти к осуществлению собственной космической программы.
     
Иран

     Ядерная программа Исламской Республики Иран насчитывает уже несколько десятилетий (например, эксперименты по обогащению урана начались еще в 1981 году). Но лишь с недавних пор, а именно с конца 90-х гг., Иран попал в число «проблемных» стран. Кампания против Тегерана была инициирована США. Вашингтон, с одной стороны, традиционно рассматривал Иран как своего противника в регионе, причисляя его к «оси зла», а с другой - явно стремился сорвать российско-иранское соглашение по строительству АЭС в Бушере.
     В 2002 году появились снимки с коммерческих спутников, которые были истолкованы как свидетельство строительства двух ядерных топливных объектов южнее Тегерана. Интерпретации, как известно, вещь скользкая - в свое время аналогичные фотографии были представлены мировому сообществу как оправдание агрессии США против Ирака, хотя, как позднее выяснилось, никаких объектов по производству ОМП у режима Саддама и в помине не было.
     В 2003 году президент Ирана М.Хатами впервые заявил, что его страна планирует создать собственные предприятия полного ядерного цикла. В частности, речь шла о строительстве исследовательского тяжеловодного ядерного реактора в Араке, который в принципе способен производить до 10 кг плутония в год. А это достаточно для изготовления 1 - 2 атомных боеприпасов. Кроме того, в г. Натанце с 2005 г. должно начаться строительство завода по промышленному обогащению урана, для чего предполагается задействовать до 50 тыс. газовых центрифуг. Всего же в стране насчитывается до 12 - 13 объектов, связанных с атомной энергетикой, часть из которых через несколько лет может быть использована для производства ядерного оружия.
     Вместе с тем Тегеран проявил готовность к тесному сотрудничеству с МАГАТЭ и допуску его инспекций на свои объекты. Более того, по настоянию и под контролем Международного агентства по атомной энергии в 2003 году в Лашкарабаде было демонтировано оборудование экспериментального предприятия по получению металлического урана с использованием лазеров, а большинство других ядерных объектов либо задекларировано в МАГАТЭ, либо находится под его гарантиями.
     Если у ядерного проекта Тегерана перспективы неясные, то его успехи в области ракетостроения сомнению не подлежат. Так, в ИРИ было налажено производство оперативно-тактических ракет «Шахаб-1», а с 2003 года проводятся испытания БРСД «Шахаб-3» с дальностью полета 1.300 - 1.500 км. По некоторым данным, они оснащены северокорейскими жидкостными ракетными двигателями, 20 из которых были якобы импортированы в 1999 году. Сейчас в составе корпуса «стражей исламской революции» имеется одна ракетная бригада, оснащенная тактическими и оперативно-тактическими ракетами, точное количество которых неизвестно.
     Израильские и американские источники сообщают о разработке баллистических ракет «Шахаб-4» и «Шахаб-5» с радиусом полета 2.000 и 5.000 км соответственно, однако подобная информация вызывает большие сомнения.
     
* * *

     Очевидно, что сам факт существования «проблемных» стран не может не вызывать тревогу у мирового сообщества. Их число может увеличиваться. Единственный путь, препятствующий распространению ядерного оружия и других средств массового уничтожения, - это установление иного миропорядка, чем навязывает Вашингтон. Требуется признание суверенитета и права каждой страны, каждой культуры развиваться так, как этого хочет ее народ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex