на главную страницу

26 Апреля 2006 года

Вестник РОСТО

Среда

Крейсер на подоконнике

Александр ГУСЬКОВ.
Фото автора.



Знаете, что украшает подоконники и стены дома у воспитанников Владимира Владимировича Жорника? Если думаете, что горшки с какими-нибудь редкостными представителями флоры, то ошибаетесь. В жилой интерьер вписались… корабли – крейсера, эсминцы, тральщики… Дело в том, что под руководством президента федерации судомодельного спорта Московской области В. Жорника подростки строят флот. Правда, корабли его рождаются в масштабе значительно уменьшенном – до моделей-копий.


     Вот уже около 10 лет на базе одной из школ подмосковного города Королева работает кружок судомоделизма. Ребята мастерят модели, прототипами которых служат российские и зарубежные суда, причем как современные, так и старинные; военные и гражданские. Начинающие, как правило, используют наборы готовых деталей, так называемые склейки, составляющие класс F4. В них входят все необходимые элементы для сборки, поэтому такие наборы являются наилучшим началом увлекательного процесса. Четкой специализации у ребят здесь нет, они могут увлекаться моделями подводных лодок или, к примеру, скоростными гоночными моделями.
     Надо заметить, что ребята, посещающие кружок, отличаются завидным упорством. Собрать одну модельку, даже если это склейка, совсем непросто. Здесь требуется особая усидчивость и внимательность к каждой мельчайшей детали. Многие занимаются судомоделизмом в кружке уже не первый год, а есть и такие, кто из учеников перешел в ранг наставников.
     Александр Милосердов пришел в кружок в 12 лет. Занимался под руководством Владимира Владимировича. Учился в школе, на базе которой и по сей день располагается кружок. Модели, на которые он «замахнулся» по прошествии нескольких лет, по сравнению с его первыми корабликами были как современный автомобиль против детского самоката. По мере роста мастерства ребята переходили в старшую группу, а Александру, заканчивавшему учебу в школе, на базе которой и по сей день располагается кружок, доверили заниматься с младшими. Так бывший ученик стал руководителем, одновременно числясь в старшей группе. Сейчас Александр Милосердов – чемпион России в классе
     F4-A, однако из-за досадных поломок в самой сложной своей модели пока еще не успел подняться на подиум международных соревнований.
     Высшим классом в судомоделях считается F2, полностью оригинальные модели-копии, выполненные самостоятельно. На изготовление такого шедевра может уходить колоссальное количество времени, тут даже и 5 лет не предел. Причем нередко над проектом работает не один человек, а сразу несколько. Кто-то мастерит корпус «корабля», кто-то – надстройки. При этом немалым подспорьем служит современная оргтехника. Самые мельчайшие и поистине ювелирные частицы изготавливают при помощи плоттера, предварительно создав чертежную схему в одной из специальных компьютерных программ. Затем пропитанные клеем детали окрашиваются и их уже ничем не отличить от пластиковых, к тому же точность и абсолютное сходство с кораблем-прототипом просто изумляют.
     Процессу сборки новой модели предшествует изучение истории ее прототипа. Фотографии, вырезки из газет и журналов, в том числе военных, – все это помогает проникнуться пониманием сути предстоящей работы. При этом с каждым новым опытом кругозор ребят растет, они набираются знаний, подготавливая себя к постройке чего-то более значительного.
     Конечно, хочется собрать красивую модель, чтобы она была сложной, с обилием разных деталей. Но главный критерий – чтобы модель нравилась, чтобы ее хотелось построить. Тем же, кому одной мало, одновременно строят несколько, таким образом полностью удовлетворяя свои амбиции на ближайшую перспективу…
     Изготовление действующей модели-копии представляет собой чрезвычайно интересный процесс. Помимо скрупулезного воссоздания внешнего облика, в начинку корабля или лодки устанавливается моторчик и движущая система. Теперь модель «ходовая», и самым долгожданным моментом становится ее спуск на воду. Бутылку шампанского, конечно, о борт не разбивают, но испытывают «корабль» по полной программе. В этом и заключается главный смысл упорной работы. Причем нередко даже признанные «гуру» задаются главным вопросом: «Пойдет или нет?» Не раз процесс «заныривания» моделей подводных лодок заканчивался маленькой трагедией, когда лодка скрывалась в глубине озера или пруда и ее больше не находили…
     В коллективе царит дружная атмосфера. Все занимаются любимым делом. Впрочем, те, кому не хватает терпения, здесь надолго не задерживаются. Иногда бывает, что судомоделист начинает работу и по каким-то причинам, то ли понимает, что это занятие не для него, то ли просто ему все это надоедает, и он перестает посещать кружок. А модель остается пылиться на полках. Однако уже начатые проекты здесь окончательно не «хоронят» и позволяют их завершать другим, более настойчивым и целеустремленным ребятам. Кстати, не удивляйтесь, в кружке существует своя «дедовщина», но только в корне противоположная тому злу, от которого страдают новички. Когда дело подходит к соревнованиям и молодые что-то не успевают, на помощь приходят более опытные товарищи и наставники.
     Конечно, судомоделизм – увлечение не из дешевых. При том что приходится корпеть над своим проектом, затрачивая уйму времени, иногда случаются и «аварии». Если деталь по каким-либо причинам сломалась - приходится искать новую либо изготавливать ее заново. Да и комплекты склеек стоят немало. Однако для некоторых судомоделизм становится отличной статьей доходов. Но это, как правило, если создаются эксклюзивные корабли на заказ. Времени на их работу уходит больше обычного, зато и цены запросто доходят до сотен тысяч рублей. Кстати, один из таких кораблей находится в мастерской. Его длина - около двух метров, а точность деталей и частей не могут не впечатлять.
     Таковы, как явствует из рассказа Владимира Жорника, премудрости судомодельного спорта, который впору называть и ремеслом, и даже – искусством. Не смогли мы обойти в разговоре с Жорником и тему предстоящих соревнований, и то, как они будут проводиться, ведь за окном весна – начало активной творческой и спортивной деятельности судомоделистов. Для многих из ребят, посещающих кружок, этот спортивный сезон уже не первый, некоторые имеют в своем активе золотые, серебряные и бронзовые медали чемпионатов России, а дочь Владимира Владимировича Елена, чемпионка Европы, принимала участие в двух мировых первенствах, проходивших в Польше и Франции.
     Для того чтобы попасть в сборную команду, надо обязательно пройти отбор на чемпионате России, выполнить норматив не ниже мастера спорта для взрослых и кандидата в мастера спорта для юношей. Однако сейчас из-за некоторых противоречий с «большой» федерацией выезд подмосковных спортсменов за рубеж на соревнования проходит исключительно за счет личных средств. Централизованного финансирования почему-то практически нет, а местная власть лишь изредка берет часть расходов на себя. А ведь в Московской области из 15 подобных кружков можно выделить не больше 5, где присутствует, как принято говорить, спорт высших достижений. И все они располагаются в так называемых наукоградах - Королеве, Жуковском, Дубне, Протвино. Примером Подмосковью может послужить Кемеровская область, там регулярно выделяются солидные суммы на поддержку своих спортсменов.
     История судомоделизма восходит еще к гробницам древних египетских царств. Археологи находили маленькие копии папирусных лодок среди утвари, которой жрецы снабжали фараонов, провожая их в Царство теней. В наше время актуальность судомоделизма обусловлена как его социальной востребованностью – нужно же занять подростков чем-то полезным, так и научно-просветительскими интересами. Постройка моделей – это не только творчество, но и способ изучения истории, и начальная стадия освоения профессии инженера. Один из прародителей космонавтики, Константин Эдуардович Циолковский, тоже в свое время пропагандировал создание кружков моделизма, а впоследствии из них вышли выдающиеся творцы отечественной авиационной и космической техники.

     На снимке: чемпионка Европы Лена ЖОРНИК.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex