Перейти на главную страницу

29 Апреля 2006 года

Азимут

Суббота




Профессия - огнеборец

    Альма-матер

    Сегодня мы знакомим читателей «Азимута» с Академией Государственной противопожарной службы.


    Вуз ведет историю с инженерно-санитарно-технического факультета Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства, где с 1933 года открылось отделение противопожарной специальности. На его базе в 1936 году был организован факультет инженеров противопожарной обороны (ФИПО), подчиненный НКВД СССР. В 1974 году ФИПО реорганизовали в Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР, которая в 1996 году была преобразована в Московский институт пожарной безопасности (МИПБ) МВД России.
    В 1999 году на базе МИПБ была создана академия. В ее состав были включены филиалы в Иваново и Екатеринбурге (которые с 1 января 2004 года и 1 января 2005 года соответственно стали самостоятельными институтами ГПС МЧС России).
    С 1 января 2002 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России, в связи с чем Академия ГПС МВД России была переименована в Академию ГПС МЧС России.
    Образовательный процесс в вузе предусматривает реализацию следующих программ по очной и заочной формам обучения:
    - высшее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность» со сроком обучения 5 лет по очной и 6 лет по заочной формам обучения на базе среднего (полного) общего образования, а также со сроком обучения 3 года по очной и 4 года по заочной формам обучения на базе среднего пожарно-технического образования;
    - высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» со сроком обучения 3 года по очной и 4 года по заочной формам обучения на базе высшего пожарно-технического образования;
    - послевузовское профессиональное образование (адъюнктура) по специальностям «Пожарная безопасность», «Управление в социальных и экономических системах», «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами» со сроком обучения 3 года по очной и 4 года по заочной формам обучения на базе высшего образования;
    - послевузовское профессиональное образование (адъюнктура) по специальностям «Пожарная безопасность», «Управление в социальных и экономических системах», «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами» со сроком обучения 3 года по очной форме обучения на базе высшего образования и при наличии ученой степени кандидата наук;
    - дополнительное пожарно-техническое образование по программам переподготовки и повышения квалификации по специальностям и дисциплинам, устанавливаемым академией, со сроком обучения от 15 дней до 2 лет на базе среднего и высшего пожарно-технического образования;
    - довузовская подготовка со сроком обучения до одного года на базе среднего (полного) общего образования.
    В июне 2005 года академия прошла процедуру комплексной оценки деятельности вуза, по результатам которой было отмечено, что наше учебное заведение успешно проводит политику в области пожарно-технического образования и научно-технической деятельности и по большинству аттестационных показателей входит в первую четверть из 165 аккредитованных академий Российской Федерации. Были получены лицензия на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации со сроком действия до 2010 года.
    Сегодня Академия Государственной противопожарной службы, представительства которой в 2003 году открылись в Хабаровске, Красноярске и Нижнем Новгороде, – головное пожарно-техническое образовательное учреждение России. Здесь координируется первоначальная подготовка около двух с половиной тысяч человек в год в примерно 70 территориальных учебных центрах и пунктах, а также в пожарных колледжах в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловске, Нижнем Новгороде и Республике Татарстан.
    Академия - базовый вуз учебно-методической комиссии (УМК) по специальности «Пожарная безопасность» и организует работу УМК в высших учебных заведениях, реализующих образовательные программы по этой специальности.
    Сегодня здесь трудятся около 200 докторов и кандидатов наук. В их числе заслуженные деятели наук РФ генерал-лейтенант внутренней службы Анатолий Микеев, полковники внутренней службы Михаил Безбородько, Николай Брушлинский, Юрий Кошмаров, Юрий Поляков, Николай Топольский, заслуженный деятель высшей школы полковник внутренней службы Владимир Минаев и заслуженный работник физической культуры и спорта РФ полковник внутренней службы Виктор Величко.
    Ежегодно выпускниками вуза становятся более тысячи специалистов в области пожарной безопасности. В общей сложности выпущено более 22 тысяч инженеров пожарной безопасности и более 17 тысяч пожарных техников. Многие выпускники академии стали руководящими работниками в системе пожарной охраны, ликвидации последствий катастроф и других чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом.
    Более двух тысяч инженеров пожарной безопасности были подготовлены для пожарной охраны Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Йемена, Кубы, Монголии, Никарагуа, Чехии, Словакии и других стран, в том числе около 700 человек обучались на курсах повышения квалификации руководящих работников пожарной охраны, более 70 человек – в адъюнктуре и докторантуре.
    Постепенно восстанавливается система подготовки специалистов в области пожарной безопасности для Армении, Вьетнама, Латвии, Монголии и других иностранных государств. Вуз поддерживает связи с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями многих стран, в том числе Англии, Германии, Греции, Дании, Канады, Китая, Румынии, Словакии, США, Турции, Финляндии, Франции, Швеции, Японии.
    Ряд иностранных специалистов пожарной охраны подготовили и защитили в академии научные диссертации. Так, доктором наук стал представитель Польши М. Домбровский, а кандидатами наук - Я. Блесить (Венгрия), П. Вагнер (Германия), Я. Решетар (Чехия) и другие.
    Стоит сказать и о том, что руководство МЧС уделяет большое внимание развитию своих учебных заведений, оказывает максимальную поддержку по вопросам, связанным с улучшением качества обучения и подготовки кадрового состава. В марте 2005 года с приходом нового начальника Академии ГПС МЧС России генерал-лейтенанта внутренней службы Ивана Тетерина вуз вступил в новый этап своего развития. Являясь членом Совета начальников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования МЧС России, Иван Михайлович вплотную занялся развитием и совершенствованием материально-технической базы вуза. Началось строительство нового учебно-лабораторного корпуса, проведен капитальный и косметический ремонт помещений, закуплено новое оборудование для более качественного обеспечения учебного процесса. Значительное внимание уделяется образовательному процессу, научно-исследовательской работе, укреплению служебной и учебной дисциплины.
    В настоящее время в академии действует учебно-методическое объединение (УМО) образовательных учреждений профессионального образования в области пожарной безопасности. В состав УМО входят все образовательные учреждения высшего, а также среднего профессионального образования, независимо от их ведомственной принадлежности.
    Имеется и постоянно совершенствуется учебно-методическая литература, создана база для эффективной учебной и научно-исследовательской работы. В составе академии – хорошо оборудованные учебная пожарная часть, научно-техническая и художественная библиотеки, спортивный зал, учебные аудитории, лабораторная база, компьютерные классы.
    В вузе функционируют два диссертационных совета с правом присуждения ученых степеней кандидатов и докторов технических наук. Научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом постоянно проводится научно-исследовательская работа по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов высших и средних пожарно-технических образовательных учреждений. А также по обеспечению пожарной безопасности и деятельности пожарной охраны, в том числе повышению противопожарной устойчивости объектов, организационно-управленческим и кадровым проблемам ГПС, разработке и совершенствованию автоматизированных систем и средств обеспечения пожарной безопасности.
    Регулярно проводятся научные конференции, семинары, выставки, конкурсы и олимпиады. Специалисты академии участвуют в разработке правил и нормативных требований пожарной безопасности, в исследованиях пожаровзрывоопасных свойств веществ и материалов, в разработке средств противопожарной защиты технологических установок и оборудования. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс при разработке учебно-методических материалов, обучающих программ, автоматизированных систем и материалов, баз нормативных документов.
    Академия осуществляет лицензионную деятельность, проводит сертификацию продукции и услуг, выполняет работы и оказывает услуги в области пожарной безопасности по договорам с юридическими и физическими лицами РФ и иностранных государств. Ведущие ученые активно участвуют в деятельности Национальной академии наук пожарной безопасности (НАНПБ), в различных международных мероприятиях по проблемам обеспечения различных аспектов безопасности, в том числе на международном форуме информатизации, выставках «Технологии безопасности», «Пожарная безопасность ХХI века», «Охрана, безопасность и противопожарная защита» (MIPS), форуме «Средства обеспечения безопасности государства – Интерполитех».
    У академии есть своя загородная учебная база, расположенная в поселке Нагорное Пушкинского района Подмосковья. Здесь на казарменном положении находятся курсанты первого и второго учебных годов факультета пожарной безопасности (на базе общего среднего образования).
    Немало внимания в вузе уделяется спорту. Будущие офицеры имеют возможность заниматься в различных секциях. Большую работу с курсантами проводит и отдел воспитательной работы вуза, который возглавляет полковник внутренней службы Ринат Фатыхов. Для курсантов часто организуются культпоходы в московские театры, музеи.
    Более подробную информацию о вузе можно найти в Интернете на официальном сайте академии: www.ipb.mos.ru.
 ||  Заместитель начальника Академии ГПС по учебной работе полковник внутренней службы Олег КВИТИНСКИЙ.



Науку двигает учеба

    Кафедра

    В одном из старейших высших учебных заведений России, Военно-морском инженерном институте, кафедра процессов и аппаратов – одна из ведущих. Здесь преподаются 10 дисциплин, а средний уровень успеваемости курсантов порядка 4,2 балла.
    В военно-научной работе кафедры участвуют несколько десятков курсантов. И здесь немало достижений. Так, работа курсанта 5-го курса главного корабельного старшины Григория Кобенюка, посвященная совершенствованию средств демеркуризации (удалению ртути), была отмечена дипломом Минобразования и науки. А ставшие в прошлом году лейтенантами Александр Балабанов и Максим Кочетков имеют на счету зарегистрированные изобретения. Причем высокие результаты не только у юношей. Старшина 1-й статьи Екатерина Стукалина получила патент на изобретение за разработку индикаторных трубок.
    Существует кафедра с 1994 года. С 2000 года ее возглавляет кандидат технических наук, профессор капитан 1 ранга Сергей Колесников. В институт он, выпускник Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С. М. Кирова, пришел из Обнинска с должности заместителя начальника цикла радиационной безопасности и обитаемости ПЛА учебного центра подводного плавания.
    Офицерскую службу Сергей Васильевич начинал в 1977 году в Эстонии, в Палдиски. Затем служил в Центральной лаборатории ВМФ, отвечавшей за контроль содержания ракетного топлива на объектах флота. В то время объездил чуть ли не всю страну. В качестве главного консультанта участвовал и в устранении последствий аварии на одной из баз Северного флота. В тот период защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема пролива ракетного топлива при аварийных ситуациях».
    В учебный центр подводного плавания Колесников пришел, будучи капитаном 3 ранга. За годы, проведенные в Обнинске, Сергей Васильевич подготовил многих подводников. Сегодня возглавляемая им кафедра также успешно готовит к службе будущих офицеров Российского флота.
    О своих подчиненных капитан 1 ранга Колесников не жалеет добрых слов. Заместитель начальника кафедры, кандидат технических наук, доцент капитан 1 ранга Виталий Зюкин служил на подлодках Северного флота, награжден орденом Мужества. В 1999 году окончил аспирантуру института. В 2005 году был признан лучшим преподавателем вуза.
    На подводных лодках проходила служба и капитана 2 ранга Романа Бомбина. Ныне он – выпускник Военно-морской академии, старший преподаватель.
    А вот капитан-лейтенант Всеволод Кожухов – один из молодых преподавателей. В конце 2005 года стал кандидатом технических наук. Автор двух изобретений, одно из которых будет представлено на конкурсе «Архимед-2006». Разработка Кожухова – новое слово в эффективной и экономичной утилизации ракетного топлива.
    Теплых слов заслуживают ветераны кафедры. Полвека отдал подготовке специалистов-химиков для флота кандидат технических наук капитан 1 ранга в отставке Валентин Матвеевич Еренко. Он автор многих учебных пособий.
    В свои 74 года продолжает трудиться и кандидат химических наук, доцент капитан 1 ранга в отставке Виталий Петрович Комлев. Его работа «Способ и устройство биоочистки вод от техногенных радионуклидов» получила серебряную медаль на конкурсе «Архимед-2005», была отмечена дипломом и медалью Министерства образования.
    Старший научный сотрудник кафедры, кандидат технических наук капитан 1 ранга в отставке Андрей Федорович Новиков участвовал в разработках всех электрохимических регенераций атомных подлодок. Он автор уникального учебного пособия «Системы электрохимической регенерации воздуха атомных подводных лодок». Недавно был представлен к Государственной премии за разработку системы химической регенерации, которая будет установлена на новых подлодках класса «Лада». Эти субмарины сейчас строятся на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге и в ближайшее время войдут в состав Российского флота.
 ||  Андрей ГАВРИЛЕНКО.



Связисты уходят в десант

    День рождения вуза


    65-ю годовщину отметит в первых числах мая Рязанское высшее военное командное училище связи (военный институт) имени Маршала Советского Союза М. В. Захарова. В стенах этого учебного заведения готовят офицеров с высшим военно-специальным образованием, чей квалификационный уровень отвечает всем современным требованиям. Училище ведет свою историю с первого месяца Великой Отечественной войны, когда приказом Народного комиссара обороны была сформирована Горьковская военная школа радиоспециалистов. В годы войны в сжатые сроки (от трех до шести месяцев) было подготовлено более 13 тысяч радистов, радиомастеров, радиомехаников, командиров взводов связи.
    В 1960 году училище передислоцируется в Рязань и переходит на подготовку офицеров со средним военно-специальным образованием.
    В 1969 году училище преобразуется в высшее военное командное училище связи со сроком обучения 4 года, оно стало готовить офицеров с высшим военно-специальным образованием для всех видов Вооруженных Сил и родов войск, в этом же году был произведен набор курсантов на подготовку по специализации «Связь в воздушно-десантных войсках».
    В 1994 году училище перешло на подготовку специалистов с 5-летним сроком обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
    РВВКУС целевым назначением готовит специалистов связи для Воздушно-десантных войск. Именно здесь, в Рязани, по праву именуемой столицей ВДВ. На каждом курсе есть одна рота связистов-десантников, которые впоследствии возглавят подразделения войск связи «крылатой пехоты».
    С 2002 года вуз возглавляет генерал-майор Константин Владимирович Стоян. Родом он из Кривого Рога. Окончил Полтавское высшее военное командное училище связи, Военную академию связи имени С.М. Буденного. Проходил службу в различных округах на должностях от командира взвода до командира отдельного полка связи общевойсковой армии. Участник боевых действий в Чеченской Республике. Награжден орденом «За военные заслуги», многими медалями. До назначения в Рязань был начальником Новочеркасского военного института связи. Кандидат педагогических наук, профессор Академии военных наук.
    По словам Константина Владимировича, основу поступающих в вуз составляют дети из семей военнослужащих, как действующих, так и офицеров запаса. Интересно, что за последние годы расширилась география поступающих. Есть ребята с Дальнего Востока и Сибири (несмотря на то, что там тоже готовят военных связистов). Широко представлена центральная полоса России. Треть поступающих – юноши, призванные военкоматами Московского военного округа. Конкурс при поступлении в среднем 4—5 человек на место, на электропроводную связь - чуть побольше, на радиосвязь - чуть поменьше.
    Весь курс общевойсковой подготовки курсанты живут в палатках, а по его окончании совершают 25-километровый марш-бросок в пункт постоянной дислокации, принимают присягу, а потом обратно в лагерь училища, где остаются постигать науки на весь первый курс. Да и госаттестация выпускников полностью проводится на объектах полевой учебной базы.
    Кадровый заказ выполняется вузом ежегодно на 100 процентов. В приказе министра обороны в этом отношении училище неоднократно отмечалось как одно из лучших.
    По отзывам из войск, выпускники, а в вузе готовят по двум специальностям: «Сети связи и системы коммутаций», т.е., проще говоря, электропроводная связь и «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», становятся полноценными инженерами за 4—8 месяцев после выпуска, командирами взводов связи - за 6—8, начальниками узлов связи - за 4—5, заместителями командиров рот - за 5 месяцев.
    В последнее время лишь единицы (2-3 человека в год) подают рапорты на увольнение сразу после распределения.
    Многое делается для развития учебно-материальной базы вуза. Самые тесные отношения сложились с Рязанским радиозаводом. Это тем более важно, если учитывать, что многие образцы продукции, выпускаемой заводом, находят свое применение в войсках связи. Курсанты имеют возможность первыми увидеть эти образцы, проходят ремонтную практику на предприятии, видят, как собирается аппаратура, участвуют в ремонте отдельных образцов.
    С другой стороны, есть немалая польза и заводу. Военные обыгрывают различные варианты организации связи на новой технике, дают свои рекомендации по ее доводке. Вообще контакт не только с вузом, но и с армией у завода налажен отлично. Не раз и не два специалисты предприятия во главе с его директором Юрием Смирновым выезжали в действующие части в Северо-Кавказский регион, знакомились на месте с боевой эксплуатацией, делали выводы, а потом вносили коррективы в конструкцию и производство. Добрые отношения сложились и с Рязанским приборным заводом.
    Образовательный процесс осуществляется на 15 кафедрах. Реализуемая профессионально-ориентированная технология обучения обеспечивает поэтапное формирование знаний, умений и навыков, необходимых офицеру для качественного выполнения должностных обязанностей по предназначению.
    Преподавательский состав кафедр обладает богатым педагогическим и методическим опытом, а также опытом службы в войсках. О высоком профессионализме преподавательского состава свидетельствует и тот факт, что более 55 процентов преподавателей имеют ученые степени и звания. В стенах училища работают 2 доктора наук, 5 заслуженных работников высшей школы, почетные работники высшего профессионального образования, заслуженные рационализаторы России.
    Офицеры и курсанты училища активно занимаются научной и рационализаторской деятельностью. Училище на протяжении пяти лет награждается грамотой министра обороны за лучшую организацию изобретательской и рационализаторской работы.
    Курсанты участвуют во всеармейских, межвузовских олимпиадах по информатике, математике, истории России, занимая призовые места. Ежегодно в училище готовится 5—7 мастеров спорта, 20—25 кандидатов в мастера спорта, 80 процентов курсантов имеют спортивные разряды по военно-прикладным видам спорта. По многим видам спорта проводится спартакиада среди курсантских подразделений. Сборные команды училища – постоянные призеры первенства Московского военного округа.
    Созданная в училище учебная локально-вычислительная сеть, включает в себя более 320 компьютеров и позволяет широко использовать в учебном процессе программные тренажеры, контрольно-обучающие программы. А ведь это практически прямой доступ курсанта к учебному процессу, даже если он отсутствует на занятии. В каждом расположении есть ЭВМ, подключенная к Сети. Создают эту информационную базу начальники кафедр, а также предметно-методические комиссии филиала. У каждого курса есть свой web-сайт, где размещены история курса, информация о его сегодняшних делах и проблемах, вопросы к командованию. Кстати, ни один вопрос не остается без ответа.
    В 1998 году в учебном заведении был создан свой телевизионный центр. Сейчас это уже фактически общеобластной телеканал, работающий в интересах всех частей и учебных заведений Вооруженных Сил региона. Еженедельно в эфир выходит информационная программа «Полигон», которую готовят сотрудники и курсанты вуза.
    Особое значение в училище придается патриотическому воспитанию курсантов как на подвигах российского воинства и славных датах нашей истории, так и на героических поступках выпускников училища – подполковника Олега Ильина, майора Андрея Чирихина и других. В училище сооружена стела выпускникам, погибшим в локальных войнах и конфликтах. В 2005 году открыт памятник Герою России подполковнику Олегу Ильину.
    Курсанты училища осуществляют активную шефскую работу. Среди подшефных учреждений школа-интернат № 1, Рязанский Дом ребенка, школа № 39 и другие. Проводятся беседы, конкурсы и соревнования, вечера отдыха, даются концерты, оказывается материальная помощь.
    В свободное от занятий время и в выходные дни с личным составом проводятся мероприятия культурно-просветительной работы, а также спортивные состязания и игры. При клубе училища активно работают коллективы художественной самодеятельности: вокально-инструментальный ансамбль курсантов «Контакт», вокальная группа «Престиж». Постоянно принимает участие в городских и межрегиональных конкурсах команда КВН училища. Коллективы училища завоевывают ведущие места в смотрах и конкурсах в Рязани и Рязанской области.
    В вопросах военно-патриотической работы, военно-профессиональной ориентации молодежи училище тесно взаимодействует с управлением по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области.
    При училище функционирует региональная школа «Юный связист». На базе школы № 39 города Рязани созданы кадетские классы. За период существования класса сделано 4 выпуска, 65 кадетов стали курсантами РВВКУС.
    Мы хотим искренне поздравить коллектив Рязанского высшего военно-командного училища связи имени Маршала Советского Союза М.В. Захарова с днем рождения, пожелать им здоровья и успехов, а их альма-матер - долголетия.
 ||  Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда».


    

Рандеву



    33. Наталья. 1986 г. р. Овен.
    Учусь в московском Гуманитарном университете на факультете рекламы. Родилась в год Тигра, что, по японским легендам, предсказывает очень необычную и богатую приключениями жизнь. Это косвенно подтверждает и широта моих интересов: парашютный спорт, альпинизм, верховая езда, поэзия и фотография.
    Пожалуй, к этому стоит добавить еще занятия в художественной школе и десятки написанных маслом картин.
    

Анекдоты школяра


    То, что не понял на лекции, поймешь на экзамене!
    
* * *

    - Товарищ курсант, вы что, действительно такой умный?
    - Кто, я?
    - Ну не я же!
    
* * *

    Новый командир части собирает подчиненных в понедельник на планерку.
    - Разгильдяйства не потерп
    лю. Будем трудиться. Ну ладно, сегодня понедельник, сами понимаете, трудный день. Сегодня надо отходить от выходных, особо не напрягаться. Во вторник, как обычно, надо начинать раскачиваться для работы. Вот в среду нужно хорошенько поработать. Четверг – это уже почти пятница. А пятница – это короткий день и все такое… Есть у кого вопросы?
    - Что, теперь каждую среду будем вкалывать?
    
* * *

    Разговор двух заядлых интернетчиков:
    - Слышь… это…
    www.zarplaty.net?
    - www. kak.vsegda.net!
    - www. kak.zhe.ya.domoy.po.edu?
    - www.pesh.com!
    
* * *

    Экзамен в школе милиции. Экзаменатор:
    — Перед вами фото подозреваемого в профиль. Какие особые приметы вы можете назвать?
    Первый курсант:
    — У подозреваемого — одно ухо!
    — Неверно, это же профиль! Двойка!
    Второй курсант:
    — У подозреваемого — один глаз!
    — Вам тоже двойка. Напоминаю: это фотография в профиль!
    Третий курсант:
    — Подозреваемый носит линзы!
    Экзаменатор с удивлением:
    — Наконец-то, отлично, товарищ курсант! Расскажите своим тупым коллегам, как вы пришли к такому выводу?
    — Элементарно: на одном ухе очки не будут держаться...
 ||  Дежурный по клубу Андрей ГАВРИЛЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex