на главную страницу

5 Мая 2006 года

Офицеры России

Пятница

Он не пил, не курил и жене цветы дарил

Майор запаса Сергей СЕРЮГИН.



     
С бандажного завода в Голландию

     Я набрал номер телефона фронтового аса, Героя Советского Союза полковника в отставке Владимира Скугаря без особой надежды на скорую встречу. Владимиру Антоновичу в прошлом году исполнилось 90 лет! До бесед ли в таком почтенном возрасте? Но, на удивление, его супруга Лидия Алексеевна (которой самой 86) пригласила приехать хоть сейчас. Я и поехал.
     Семья Скугаря живет на втором этаже дома, выходящего окнами в тихий дворик на зеленой улице Шполянской, напротив районного военкомата.
     - Наверное, надоел вам, Владимир Антонович и Лидия Алексеевна, наш брат-журналист накануне юбилея Великой Победы? – начинаю знакомство с ветеранами.
     - Да к нам уж много лет никто из прессы не приходит, да и мы никому не докучаем.
     У Владимира Антоновича очень многое в судьбе связано с Севастополем.
     - Впервые я попал сюда в 1938 году, сразу после окончания Ейского военного училища летчиков, а авиатором стал по спецнабору – группу рабочих Московского бандажного завода, на котором делали бочки, сагитировали стать «на крыло». В их числе оказался и я, ведь в то время стать летчиком было очень почетно, - говорит ветеран.
     Поскольку специализировалось военное училище на подготовке летчиков морской авиации, то по выпуску молодой лейтенант Владимир Скугарь получил назначение в часть морской авиации в Севастополе, которая дислоцировалась в бухте Голландия.
     
Листая старые альбомы

     В Севастополе в далеком 1937 году Скугарям выделили малюсенькую комнатку. Там же в 1939 году родился их старший сын Валерий. Увы, в 1963 году он утонул в Симферопольском водохранилище.
     - Зарплата летчика была 75 рублей, - вспоминая 1939 год, рассказывает Владимир Антонович.
     Интересуюсь, что можно было купить на эти деньги.
     - Ничего нельзя было купить! – резко отвечает Скугарь. – Потому что в магазинах почти ничего не было. Выручал нас паек авиатора, а после рождения ребенка Лиду поставили на довольствие, и она питалась в офицерской столовой.
     Между тем Владимир летал на морских самолетах ближней разведки. На МБР-2 он вылетел в свой первый боевой полет 22 июня 1941 года в направлении Турции. Отслеживал обстановку и «мониторил», как сейчас бы сказали, направления возможных ударов противника с моря…
     Потом во время войны Скугарю приходилось садиться за штурвал пикировщиков Пе-2, Ил-28. На базе его звена создали 27-ю разведывательную эскадрилью, потом - 30-й разведывательный полк, в котором Владимир Антонович стал командиром эскадрильи.
     Чего только ни пришлось переживать в небе Крыма отважному летчику-разведчику?! Вот лишь один из эпизодов.
     
Успешный рейд

     Немцы покидали Севастополь. Командующий Черноморским флотом вызвал Скугаря:
     - Проведешь разведку и фотографирование нанесения бомбовых ударов по мысу Херсонес, где сосредоточился противник.
     На самолеты-разведчики разрешалось брать бомбы. И парочку таких «подарочков для фюрера» Владимир Антонович прихватил на этот раз с собой.
     Под прикрытием наших истребителей самолет Скугаря провел фотографирование бомбовых ударов нашей авиации. После этого штурман Василевский доложил командиру о том, что в море обнаружен большой транспортный корабль, уходящий в сторону румынских берегов. Вот и для своих бомб нашлось применение...
     Первый удар пришелся мимо основной цели. Однако после второго захода бомба угодила прямо в центр транспорта фашистов. Корабль водоизмещением 18 тысяч тонн переломился и стал стремительно тонуть. Урон фашистам был нанесен колоссальный! Впрочем, на аэродроме экипаж Скугаря ждал неласковый прием:
     - Ты где это так долго болтался? - стал допытываться командующий флотом.
     - Доставлял на борт вражеского транспорта «подарки фюреру», - попытался пошутить летчик.
     - Как бы за такие «подарки» вы сами от меня не получили подарочек… - сурово оборвал адмирал.
     Но когда проявили фотопленку с борта самолета-разведчика, стало ясно, что в результате атаки Скугаря фашисты понесли огромные потери, и лишние вопросы отпали сами собой. Более того, через несколько дней газеты сообщили, что Владимир Антонович удостоен звания Героя Советского Союза. Героем Советского Союза стал и его штурман Владимир Василевский, а стрелок-радист Паша Сытник был награжден орденом Красного Знамени.
     Всего за время войны летчик-разведчик Василий Скугарь совершил 298 боевых вылетов. Помимо Звезды Героя он был удостоен ордена Ленина, трех орденов Красного Знамени, ордена Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны I степени, орденов ряда других стран, медалей «За боевые заслуги», «За освобождение Одессы» и, естественно, «За освобождение Севастополя».
     
70 лет с любовью по жизни

     Володя родом из небольшой белорусской деревеньки Жабыки Могилевской области, а свою любовь встретил в России. В Ейске в первое же увольнение он познакомился с совсем еще юной девушкой Лидой, ученицей выпускного класса школы. Встреча стала судьбоносной. Юная чаровница просто наповал сразила лихого курсанта. Не знаю, какие в свою очередь слова нашел для Лиды Владимир, но с того дня они 70 лет вместе. Вы не представляете, какими трогательными остались отношения этих красивых людей, немало повидавших на своем веку.
     - Владимир Антонович был очень смелым летчиком и настоящим профессионалом, - хвалит супруга Лидия Алексеевна. - Помню, они с товарищами после полетов вечно сидели у нас дома и анализировали, что было сделано правильно, что не так, планировали вылет на следующий день, теоретически отрабатывали его до автоматизма.
     - Вы не представляете, как мне повезло с женой! - в свою очередь нахваливает свою «вторую половину» Владимир Антонович. - Она прекрасный человек…
     Рассказывая о ней, Скугарь то и дело обращался к жене:
     - Лида, сядь, пожалуйста, у тебя ноги болят…
     - Ничего…
     - Нет, Лидочка, ты присядь, тяжело ведь стоять…
     - Вот уж точно, на судьбу нам грех жаловаться… - говорит Лидия Алексеевна, - вот только бы лавочку поставили у подъезда, чтобы Володенька мог иногда посидеть на улице. А то до соседних подъездов, у которых стоят лавочки, ему дойти трудно...
     
Все дети – крымские

     Так получилось, что все трое детей у Лидии Алексеевны и Владимира Антоновича Скугарь родились в Крыму. Старший, Валерий, - в 1939 году в Севастополе, средняя дочь, Надежда, - в 1944 году в Евпатории, а младшая, Людмила - в 1953 году в Севастополе. У Людмилы муж, Александр Георгиевич Костенич, долгие годы служил на Черноморском флоте, стал капитаном второго ранга, после увольнения семья живет в Севастополе.
     Их сын, внук Владимира Антоновича Скугаря, Сергей Костенич после окончания Симферопольского военно-политического строительного училища служит в России, сейчас уже майор, занимает хорошую должность в Москве. В его семье растет сын Андрей, который уже сейчас в свои юные годы твердо уверен, что будет военным летчиком. Как его славный прадед, Герой Советского Союза Владимир Антонович Скугарь.
     
Факелоносец и почетный гражданин

     После войны Владимиру Антоновичу пришлось несколько лет служить в составе авиачастей Северного флота. Там, на острове Ягодник, он командовал полком бомбардировщиков-пикировщиков, потом принял авиационную дивизию.
     В 1961 году Советскую Армию накрыла волна сокращений, под которую попал и Владимир Антонович. Но еще до своих 65 лет он возглавлял аэропорт Симферополя, не расставался со своей любовью к авиации и небу. Это он, Герой Советского Союза Скугарь, нес в Симферополь факел с огнем, зажженный от Вечного огня на Сапун-горе в Севастополе, и передал его в руки тогдашнего руководителя Крыма Кириченко. От этого факела был зажжен Вечный огонь в честь героев Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Гагаринском парке Симферополя. Это о нем ветераны написали десятки страниц в своих книгах. Это его имя значится в числе почетных граждан Крыма!
     - За счет чего вы достигли всего этого? - спрашиваю Героя.
     - Я всегда стремился к достижению поставленных целей, - ответил Владимир Антонович. - Хотел летать и летал на УТ-1, МБР-2, Пе-2, Ту-16, всего на 11 типах самолетов.
     Я хотел воевать с врагом и остаться живым. А для этого не только стремился досконально изучить возможности своего самолета, тактику боя, но и, например, во время войны практически никогда не пил спиртного. Ни после полетов, ни, тем более, до полетов. Я видел, как парни, которые позволяли себе выпить накануне боевого вылета, в небе становились легкой добычей фашистов. Человек с похмелья – не воин, а мишень для врага…
     Я не курил и сейчас не курю, люблю жить!
     Я любил свою жену и сейчас люблю. Она молодец: растила наших детей, потом внуков. Да и так вкусно готовить, как она, никто не умеет!
     После этих слов я снова увидел, как в уголках глаз жены Героя навернулись слезы радости и благодарности. Стало ясно, что любовь ни на один день не покидала этот дом. И уже вряд ли его покинет.
     

P.S. Когда этот материал был готов к печати, пришло трагическое известие. В апреле 2006 г. Владимира Антоновича не стало. Выражаем соболезнование семье В.А. Скугаря.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex