на главную страницу

5 Мая 2006 года

Офицеры России

Пятница

ВОЙНА И МИР ПОЛКОВНИКА ШЕСТИРЕКОВА

Олег ВЕРШИНИН,«Красная звезда».



Полевое учреждение Банка России по ДВО - одно из самых крупных в Вооруженных Силах, оно считается передовым как в технологическом, так и в техническом плане. Во многом это заслуга начальника управления полевого учреждения ЦБ РФ по Дальневосточному военному округу полковника Константина Шестирекова. Для создания современной банковской системы он использовал свой опыт, полученный во время службы не только на территории нашей страны, но и за границей.

     …В Ярославское высшее военное финансовое училище Константин ехал с некоторой долей волнения. Высокий средний балл в школьном аттестате стопроцентной гарантии поступления в военный вуз не давал: стоило допустить на экзаменах промашку и можно было прощаться с мечтой о курсантских погонах до следующего года.
     - Значит, ты брат нашего выпускника, - с долей узнавания сказал один из преподавателей. – Не подведешь?
     - Конечно, нет, - ответил Костя.
     Старший брат запомнился преподавателям не случайно. Еще на «гражданке» он приобрел специальность бухгалтера, в результате получил некоторое преимущество перед остальными сокурсниками и окончил престижное училище с отличием. Однако новый абитуриент верил в свои силы и, как оказалось в последующем, не напрасно. Вступительные экзамены в высшее военное финансовое училище парень сдал с первого захода, в дальнейшем легко осваивал предметы по профильной специальности военного банкира и готовился к работе в войсках.
     В советские годы большинство военных банков работало на территории дружественных государств, соответственно основная масса выпускников направилась за границу. Шестиреков пошел по иному пути, он получил распределение на должность начальника кассы в военный банк под Новосибирском. О своем выборе офицер никогда не жалел. Полевое учреждение обслуживало дивизию РВСН. В плане профессиональной подготовки ближайшие два года оказались очень насыщенными. Шестиреков до сих пор с благодарностью вспоминает уроки начальника военного банка майора Аркадия Пасеко.
     - За границей военные банкиры в основном занимались вкладами, - пояснил Константин Васильевич. – В результате молодые специалисты приобретали достаточно глубокие, но односторонние знания. Я же за два года освоил расчеты и картотеки, научился работать не только по вкладам военнослужащих, но и по кредитованию организаций. Полученный опыт пригодился во время службы в Афганистане.
     Впрочем, сначала Константин направился в Северную группу войск. Работа в Польше оказалась интересной и многогранной. Военный банк обеспечивал соединение ракетных катеров на Балтийском флоте. Большинство подразделений бригады дислоцировалось на территории Польши, но один дивизион стоял в Германии. Таким образом, банкирам приходилось работать сразу с тремя видами денежных единиц: злотыми, марками и советскими рублями. Само собой, выполнение обязанностей предполагало не только внимательность, но и предельную четкость.
     Служба в Польше запомнилась еще по одной причине. В декабре 1981 года в стране начались сильные волнения. За территорией городка собирались воинственно настроенные демонстрации. Поляки скандировали: «Убирайтесь вон!» Выходить за ворота КПП стало опасно, в гарнизоне объявили военное положение. Константин заступил помощником дежурного по комендатуре и сменился только… через две недели. Но постепенно жизнь вновь вошла в привычное русло.
     В Польше Константин прослужил три года. В 1984-м он написал рапорт с просьбой отправить его в Афганистан. Врачи на медкомиссии обратили внимание на графу «семейное положение» - к тому времени Шестиреков женился и стал папой. Медики решили, что молодой капитан едет в «горячую точку» по приказу вышестоящего начальства, и предложили поставить заключение «не годен». Узнав об ошибке в своих выводах, удивленно пожали плечами, но переубеждать не стали – каждый выбирает судьбу по себе...
     …Офицер сошел на взлетную полосу аэропорта в Кабуле и сразу же оказался в районе боевых действий. Над головой с характерными звуками проносились мины, поднимались и оседали сносимые легким ветерком песчаные султаны.
     - Душманы лупят из минометов, - пояснил загорелый до черноты офицер. – Сейчас «вертушки» подойдут…
     Издалека обстрел казался вполне безобидным. Военнослужащие даже головы не пригибали и продолжали заниматься выполнением своих обязанностей.
     Военный банк находился в Шинданде. Приходилось заниматься привычной работой в новых условиях. Из Центрального хранилища Госбанка в Афганистан деньги доставлялись спецрейсами, из аэропорта в полевые учреждения их перевозили с соблюдением обязательных мер безопасности. По намеченному маршруту двигались в сопровождении подразделения десантных войск и под прикрытием бронегруппы, а вместо инкассаторской машины использовали БТР. На посадочной полосе перекидывали мешки под броню и быстро возвращались в полевой банк. С такой колонной душманы предпочитали не связываться, однако опасных ситуаций хватало и без того.
     Однажды Шестиреков получил приказ забрать машину для военного банка из Герата. В пункт назначения добрались на «вертушке». Офицер вместе с сопровождающим солдатом бодро спрыгнули на землю.
     - Извини, капитан, но мы приземлились не в полку, до места доберетесь сами...
     Не успел Константин переварить столь простую фразу пилота, как вертолет тяжело оторвался от земли. Шестиреков растерянно оглянулся. На него смотрели вооруженные до зубов бородачи в чалмах. Сжимая в ладони цевье автомата, офицер кивнул солдату – мол, следуй за мной. Военнослужащих в поношенной песчаной форме сопровождали сверлящие взгляды. Казалось, в любую минуту раздастся выстрел в спину.
     На узких улицах города вооруженных бородачей прибавилось. Ощущение неминуемой беды стало еще более отчетливым. На счастье впереди показалась машина военторга. Водитель притормозил рядом с неистово голосующими военнослужащими. Особо слушать не стал – быстрая посадка, и вновь двигатель набирает обороты.
     Офицеры в полку сказали, что в тот день Константина оберегал ангел-хранитель. Возможно, душманы не стали трогать военнослужащих в силу местных обычаев. Может быть, офицер и солдат встретились с представителями так называемых «дружественных» банд – они предпочитали междоусобные «разборки», в столкновения с советскими подразделениями ввязывались редко. В конце концов бандиты могли просто удивиться наглости непрошеных гостей.
     Нельзя было чувствовать себя в безопасности даже в крупных городах с военными гарнизонами союзных войск. Одна диверсия, например, произошла в Шинданде. Бандиты начали обстрел территории аэродрома. Наши подразделения оказали союзникам солидную огневую поддержку, нападавшие быстро ретировались. Но афганские военные самолеты продолжали взрываться. Специалисты сделали однозначный вывод: большинство машин было заминировано ночью, а обстрел аэродрома стал отвлекающим маневром.
     И все же большинство офицеров относились к местному населению с сочувствием. Однажды давний друг пригласил Константина побывать на стоянке кочевого племени. Два капитана Советской Армии – артиллерист и банкир – пришли в стойбище с лекарствами. Выстроилась очередь. Большинство больных нуждались в элементарных средствах первой помощи. Например, один мальчик наступил на головешку от костра, рана на пятке опухла и загноилась. Офицеры обрезали почерневшие лоскуты кожи, тщательно вычистили и промыли рану. Дальше в ход пошли мазь Вишневского и чистый бинт. Когда мальчик пошел, отец долго не мог поверить в чудо.
     В 1986-м Константин вернулся в Союз. Он получил назначение на должность главного бухгалтера в военный банк на Байконуре. Здесь в очередной раз пришлось примерить новую форму – на сей раз летную. Добираться до стартовой площадки приходилось на мотовозе, на дорогу тратил четыре часа в день. Немного легче стало, когда Шестирекова перевели в управление полевого учреждения. Офицер последовательно прошел должности инспектора, старшего кредитного инспектора, заместителя начальника и начальника инспекции. Работа по большей части оказалась новой и весьма творческой.
     Безусловно, на Байконуре больше всего запомнились пуски ракет. Во время службы на площадке офицер зачастую наблюдал космические аппараты в непосредственной близости. Самыми эффектными стали старты «Энергии» и «Бурана». Выход ракет на заданную орбиту наблюдали и в 75 километрах в городе Ленинске. Местные жители живым ковром устилали крыши домов, толпились на балконах. Но вот ночное небо разрезал яркий клинок длинного пламени, и радостные крики свидетельствовали об очередной победе человека над тяготением Земли. Только долгое время спустя города достигал рев дюз космического корабля.
     - Прошло восемь лет, настала пора задуматься о дальнейшей судьбе, - вспоминает Константин Васильевич. – После семейного совета решил согласиться на должность заместителя начальника банка – старшего кредитного инспектора с единственной целью – получить квартиру в Смоленске.
     В 1997 году Шестирекова назначили начальником управления Полевого учреждения Банка России в Дальневосточном военном округе. В подчинении офицера разом оказалось шестнадцать банков. На первых порах пришлось очень тяжело. Константин Васильевич прибыл на новое место службы майором и, что греха таить, многие офицеры посматривали на нового начальника косо. Пришлось налаживать контакты с командованием округа, затем выстраивать четкую работу в управлении и подчиненных учреждениях в условиях хронического дефицита финансирования. И здесь дала о себе знать школа генерал-лейтенанта Виталия Заставнюка, генерал-майора Виктора Ророхи, полковников Владимира Каримова и Николая Калитина. В свое время они научили офицера многому, и этот опыт оказался решающим.
     Управление первым среди полевых учреждений перешло на систему электронных расчетов в расчетной сети Центрального банка России. Это позволило осуществлять необходимые операции учета, контроля и обеспечения войск округа. Ранее с подобными вопросами офицер не сталкивался, многому пришлось учиться заново. Впоследствии система электронных расчетов стала обязательной для всех полевых учреждений и строилась на опыте дальневосточников. Большую помощь в аппаратуре военным банкам оказал расчетный центр информатизации Хабаровского края.
     Становление полноценной системы заняло около двух лет, но на этом начальник не остановился. Были налажены тесные контакты с Хабаровской банковской школой, и большинство сотрудников повысили свой уровень квалификации. Кстати, о своих подчиненных Шестиреков отзывается с огромным уважением. По словам Константина Васильевича, молодые офицеры относятся к обучению по специальности намного серьезнее военнослужащих в советское время, они приходят всесторонне подготовленными и объяснять десять раз кряду ничего не приходится.
     Заслуги офицера не остались незамеченными. Шестиреков досрочно получил воинское звание полковник.
     За время службы в Дальневосточном военном округе Константин Васильевич защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новый начальник способствовал созданию в управлении нескольких спортивных команд, сегодня банкиры считаются серьезными противниками на волейбольной площадке и футбольном поле. Они занимают призовые места на состязаниях среди управлений штаба ДВО, на региональных соревнованиях среди гражданских банков, хотя последние, к слову, набирают команды в основном из числа профессионалов. Но главное внимание по-прежнему направлено на совершенствование работы подчиненных полевых учреждений. Новых идей много, дело за их реализацией.
     На снимке: полковник Константин ШЕСТИРЕКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex