на главную страницу

6 Мая 2006 года

История Отечества

Суббота

«Небо. Самолет. Девушка...»

Тамара САПЕГИНА.




     «Самый счастливый человек – это тот, кто принес счастье многим людям…» – написал в одной из своих книг Егор Андреевич Черепень. И он знает, о чем говорит, умудренный жизнью боевой летчик морской авиации, полковник в отставке, награжденный орденами и медалями. За его плечами целая эпоха из истории нашей страны: Октябрьская революция, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная…
     Родился Егор в 1916 году на Украине, в Луганской области, в многодетной семье, где, кроме него, было семеро братьев и сестер. Успешно окончил семилетку, уехал в город, в фабрично-заводское училище. Как-то отец спросил Егора: «Нелегок рабочий хлеб, сынок? Но ты старайся! Запомни: если человек делает не все, что может, он живет попусту…»
     Эти слова крепко запали в душу мальчишки.
     Когда Егор впервые увидел человека в форме, мечта стать военным не покидала его. Но стране нужны были рабочие руки, и с этим пришлось повременить.
     Специальности слесаря-сборщик
     а, наладчика станков Егор освоил досконально. «Можно бесцельно транжирить, убивать свое время, а можно его уплотнить, сжать, загрузить до предела. Мы многое успевали, потому что в наших сутках было 48 часов, а в году 24 месяца…»
     Вдумчивого, трудолюбивого паренька назначили бригадиром, под его началом были люди гораздо старше. Егор успевал отлично работать, заниматься спортом, поступил на вечернее отделение машиностроительного техникума. Его, почти мальчишку, стали величать Егором Андреевичем…
     Ну а потом стране нужны были летчики, и тысячи комсомольцев записывались в аэроклубы, прыгали с парашютом. Егор был в числе первых.
     …Война застала его в Луганске, на оборонном заводе, к тому же он заочно учился в механическом институте. «На заводе оставалось все меньше мужчин, их заменяли женщины… И я, не раздумывая, написал заявление в горвоенкомат: «Прошу направить на фронт», хотя у меня была законная бронь.» И в начале июля 1941 года Егора направили в морские части на Южный фронт. Его боевое крещение произошло уже в пути, когда поезд попал под бомбежку…
     Ну а потом – учеба в Военно-морском авиационном училище им. С.А. Леваневского, которое находилось в Бердянске. Из вчерашних мальчишек, но уже побывавших в боях, по ускоренной программе готовили штурманов для морской авиации. Учились до изнеможения: занятия в училище длились по 12 часов. Не все выдерживали такие нагрузки. Но Егор готов был сделать даже невозможное, чтобы поскорее самостоятельно подняться в небо!
     Училище тогда перебазировалось в Безенчук Куйбышевской области. 1942 год. Время самой напряженной учебы курсантов училища. И вдруг, как гром среди ясного неба, – случайная встреча Егора с ясноглазой, застенчивой Дусей Товченик. Только взглянув на девушку, серьезный, рассудительный Егор сразу понял: вот она, долгожданная любовь!
     Они с Дусей виделись очень редко. В начале 1943-го Егору Черепеню за короткое время пришлось освоить полеты на различных типах самолетов в сложных метеоусловиях. И накануне окончания училища, в 1944 году, Егор предложил Дусе стать его женой…
     «Не было у нас ни золотых колец, ни звона хрустальных бокалов. За столом с незатейливым угощением сидела невеста в простеньком платьице, жених в военной форме, а боевые мои товарищи кричали традиционное «Горько!»
     Кому из них было труднее? Егору, который в составе спецавиагруппы перегонял самолеты с заводов в действующие части? Это была очень сложная боевая работа. О ней говорили так: «Орденов здесь не нахватаешь, а вот голову точно потеряешь!»
     Или Дусе? Которая ждала мужа с военных полетов, не спала ночами, с тревогой вглядываясь в темноту и, глотая набежавшие слезы, шептала: «Только вернись!» Да разве можно хоть как-то измерить, передать словами ту боль, ту тревогу от бесконечных расставаний, от неизвестности, от предчувствия возможной беды?
     После одного из воздушных боев с фашистским асом штурман Егор Черепень (когда летчик уже потерял сознание), сам весь израненный, все же сумел посадить самолет. Но вскоре из-за состояния здоровья его ждал суровый приговор врачей: «Летать запретить!»
     Тогда казалось, что он не сможет этого пережить, но любимая жена уверенно сказала тогда: «Ты еще обязательно поднимешься в небо!»
     «Нет, не напрасно о феномене Любви люди спорят с давних времен. Это – загадка, которую за тысячелетия люди так и не сумели разгадать…» – написал позже в своей книге Егор Андреевич Черепень.
     Ну, а День Победы Егор Андреевич Черепень с Евдокией Ивановной встретили в Херсоне, где он преподавал в летном училище. Этот яркий, солнечный день они запомнили навсегда. Теперь предстояло жить за себя и за тех, кто не вернулся, не дожил…
     После изнурительных тренировок он снова смог подняться в небо. А чуть позже в газете «За Родину!» появился очерк, где говорилось о старшем лейтенанте Егоре Черепене, который во время прыжков с парашютом спас жизнь курсанту – у того не раскрылся парашют, и они приземлились на одном…
     А потом у Егора и Евдокии были многочисленные переезды, нелегкий быт. Его служба, которая всегда стояла на первом месте. «Кажется, Вересаев писал, что у человека есть спасительное свойство: привыкать к любым условиям…» – вспоминает Егор Андреевич трудные годы, проведенные в гарнизонах Заполярья. В семье было трое детей: две дочери и сын, и старенькая мама жены.
     К выходу на заслуженный отдых Егор Андреевич имел звание полковника. «Однако «отдыхающего» из меня не получилось!» – смеется бывший штурман морской авиации. Шестьдесят лет продолжалась его рабочая, воинская и трудовая вахта.
     И сейчас, в свои 90 лет, Егор Андреевич не сидит без дела. Уже изданы две его книги, готовится материал о воинах-ветеранах, о тех, кто является живой историей нашей страны…
     Семейная вахта Егора Андреевича и Евдокии Ивановны длится вот уже 60 лет. Но главная гордость семьи – это дети: Галина, Светлана, Владимир, которые окончили знаменитое Баумановское училище… Теперь и за плечами внуков годы учебы в этом вузе. В их небольшой квартирке в подмосковном поселке Купавна нет ни дорогой мебели, ни антиквариата, но здесь тепло и уютно всем, кто приходит в гости к этим замечательным людям. И все потому, что в этом доме давно и надолго поселилась Любовь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex