на главную страницу

12 Мая 2006 года

Тема номера

Пятница

Императивы нового века



Ежегодное послание Президента России В.В.Путина Федеральному собранию стало предметом внимательного анализа в стране и за рубежом. Политические и общественные деятели, аналитики, средства массовой информации отмечают, в частности, что глава российского государства уделил большое внимание вопросам укрепления национальной безопасности и указал на необходимость модернизации армии и флота с учетом продолжающейся в мире гонки вооружений, выходящей на новый технологический уровень. Развитие Стратегических ядерных сил выделено при этом как один из важнейших приоритетов обеспечения национальной безопасности. «Красная звезда» обратилась к председателю Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, экс-секретарю Совета безопасности России Андрею КОКОШИНУ, слушавшему Президента РФ непосредственно в Кремле, с просьбой прокомментировать «по горячим следам» самые значимые моменты Послания, связанные прежде всего с вопросами национальной безопасности.


     ПРЕЗИДЕНТ России в Послании Федеральному собранию очень предметно очертил сферу вопросов, связанных с укреплением национальной безопасности и обороноспособности страны. В целом вырисовывается четкий двуединый курс России на обеспечение стратегической стабильности, который состоит, с одной стороны, в оптимальном развитии наших собственных сил и средств ядерного сдерживания, а с другой - во все более активной позиции по ограничению и сокращению вооружений, по нераспространению оружия массового поражения.
     В развитии системы международных отношений, и в частности ее военно-политической части, прошел определенный цикл. И действительно, те иллюзии или надежды, которые питались многими политиками относительно того, что мы после завершения «холодной войны» будем жить в бесконфликтном мире - в мире, в котором будет определенная гармония, по крайней мере в отношениях между ведущими центрами силы, - этот мир, к сожалению, и не состоялся. И он не состоялся не только из-за нарастания конфликтности этнического и конфессионального порядка. Но и в силу того, что 1990-е годы, когда, в общем, были для этого очень большие политические возможности и, я бы сказал, политико-психологические предпосылки, ведущая держава, которая осталась единственной сверхдержавой в этом мире, не продемонстрировала должной сдержанности в развитии многих систем вооружения.
     В еще большей степени эти тенденции по наращиванию технологических возможностей в военной сфере со стороны США были продемонстрированы в последние годы, уже в нынешнем десятилетии. Если в период администрации Клинтона были некоторые ограничения и речь шла о новом полномасштабном соглашении в области сокращения, например, стратегических ядерных вооружений, то с новой администрацией с большим трудом удалось заключить очень простенькое соглашение, вводящее ограничения в этой сфере. И то это было сделано по активному настоянию России.
     СЕЙЧАС очень большие угрозы глобальной стратегической стабильности и конкретным сферам ее обеспечения существуют из-за развития космических средств и угрозы вывода оружия в космос. Космос и так в известной степени милитаризован, но он в основном используется для решения вспомогательных задач обеспечения безопасности, хотя и крайне важных. Это прежде всего информационное разведывательное обеспечение, это система предупреждения о ракетном нападении, ее космический эшелон и целый ряд других направлений.
     Но пока космос свободен от ударных вооружений. Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем целый ряд очень тревожных тенденций в этой области – в развитии и конкретной техники, и оперативно-стратегических планов по использованию космоса в военных целях.
     И вполне обоснованно, что в нынешнем послании Президента России рельефно прозвучала тема ограничения и сокращения вооружений, которая, к сожалению, практически ушла с повестки дня мировой политики, перестала быть предметом внимания прежде всего руководства единственной сверхдержавы - США. В последние годы Россия и Китай активно предлагают меры по предотвращению вывода в космос оружия, в том числе оружия массового поражения. Разработан соответствующий проект конвенции, но он пока не встречает понимания и поддержки со стороны США и их союзников. Без каких-то мер по сдерживанию, ограничению в этой сфере, которые должны носить международно-правовой характер, мы можем столкнуться с такой ситуацией, когда стратегическая стабильность будет существенно подорвана.
     Другое тревожное направление – это, конечно, направление, связанное с развитием собственно ядерных вооружений. Здесь в последние годы появилось очень опасное сочетание сравнительно новых технических направлений. Эти направления проявляют себя на протяжении всего «длинного цикла» существования ядерного оружия. После Второй мировой войны это произошло уже по два – три раза. Я имею в виду такие направления, как развитие противоракетной обороны, миниатюризация ядерных боеприпасов. Сейчас опять наступил цикл, когда в планах Соединенных Штатов очень отчетливо проявляется ставка на миниатюризацию ядерных боеприпасов и, фактически, на преодоление разницы между использованием обычных и ядерных вооружений.
     В своем послании В.В.Путин говорил и о другой тенденции – о том, что межконтинентальные баллистические ракеты вот-вот могут оснащаться неядерными боезарядами. С двух этих сторон идет как бы «размывание» ядерного порога. И, что может быть еще более опасно, оно идет в доктринальном плане, присутствует совершенно отчетливо в официальных американских документах на протяжении трех-четырех последних лет. Укажу при этом и на очень сомнительные тезисы, которые присутствуют в современных американских доктринальных установках относительно нанесения упреждающих ударов с применением ядерных боеприпасов по убежищам террористов, которые могут потенциально использовать ядерное или бактериологическое оружие.
     Одна из особенностей нынешнего момента в том и состоит, что мы наблюдаем стремление наращивать вооружения под ширмой противостояния новыми угрозам. Речь идет об обострении борьбы с терроризмом – я предпочитаю говорить, борьбы с экстремистскими политическими организациями, использующими террористические методы (это, мне кажется, адекватнее). Ситуация, которая возникла после 11 сентября 2001 года, была в максимальной степени использована в Соединенных Штатах заинтересованными группами – производителями вооружения, разработчиками, просто политическими группами, которые считают, что необходимо под этим предлогом усилить военные возможности США – продвинуть вперед программы, которые, в общем-то, имеют весьма косвенное отношение к реальной борьбе с экстремистскими политическими организациями.
     В СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации особого внимания заслуживают такие концептуальные положения в послании Президента России, как обеспечение интеллектуального превосходства и выработка асимметричных действий и стратегий. Это полностью соответствует национальным интересам России и нашим сравнительно ограниченным ресурсам, которые хотя и увеличиваются в силу экономического роста последних лет, но по-прежнему значительно уступают многим другим ведущим центрам силы.
     Развитие российских стратегических ядерных сил и их способность к адекватному ответному удару в любых условиях действий – это исключительно важная задача. Она может решаться не только путем наращивания количества ядерных боезарядов и средств их доставки, но и путем применения разного рода технологий и более масштабного учета различных поражающих факторов ядерных боезарядов – как вторичных, так и третичных последствий применения ядерного оружия.
     Для этого в России имеется весьма значительный технологический задел, причем не только советский, но и сугубо российский, созданный в тяжелейших условиях 90-х годов. Отрадно то, что глава нашего государства подтвердил курс на сохранение стратегической ядерной триады, на то, чтобы у нас в составе стратегических ядерных сил был и наземный, и морской, и воздушный компоненты. Сохранение в наземном компоненте ядерной триады стационарных шахтных и подвижных грунтовых ракетных комплексов существенно повышает боевую устойчивость группировки стратегических ядерных сил, создает большую надежность их выживания при любом самом неблагоприятном развитии событий и соответственно резко повышает неопределенность для любого потенциального агрессора.
     СЕГОДНЯ мир таков, что России нужно иметь партнеров на прагматической основе, которые работают с нами исходя из своих интересов и в то же время наших собственных интересов. Я считаю, что наша внешняя политика уже на протяжении целого ряда лет – и до 11 сентября, и сразу после 11 сентября 2001 года – оптимальным образом выстроена так, что у нас есть наши стратегические партнеры по всем азимутам, есть партнерские отношения. И мы не скрываем того, что эти отношения должны строиться только на взаимовыгодной и равноправной основе. У нас действительно много партнеров и друзей в самых различных странах мира. У нас друзья и партнеры и в Латинской Америке, и в Африке, и мы имеем партнерские отношения с развитыми странами, которые входят в «восьмерку», и, безусловно, с Китаем, с Индией, Вьетнамом, Южной Кореей. То, о чем 10 мая говорил президент, уводит нас от стереотипов «холодной войны», от той конфронтации, которая была в те годы.
     МЕЖДУНАРОДНАЯ тематика, отмечу, достаточно равномерно присутствует во всех посланиях Президента России, а в сегодняшнем послании была представлена довольно рельефно. Это касается и постсоветского пространства, и СНГ, и наших отношений с Европейским союзом, Соединенными Штатами, Китаем, Индией. Это важнейшие центры силы, которые сегодня составляют как бы основу центра силовой иерархии в мировой политике.
     Мир очень динамичен, быстро развивается. Не надо, за редчайшим исключением, никого записывать во враги. Но с союзниками, друзьями, будем реалистами, дело обстоит достаточно сложно. Я думаю, что у нас теперь есть уже достаточное понимание того, что в свое время прав был Александр III, когда говорил, что у России два главных союзника – ее армия и флот.
     В мире происходят очень сложные процессы демократизации, процессы борьбы за права человека, одновременно сохраняется активная борьба за то, что можно назвать геополитическим пространством. Мы живем в мире очень жесткой конкуренции. И никому, в общем-то, из наших конкурентов, видимо, не хочется иметь действительно восстановившуюся в своей позиции Россию и в экономическом плане, и тем более в военном и политическом. Наша оборонная мощь явно работает на капитализацию национальной экономики. То, что об этом говорил Президент России, очень важно.
     В.В.Путин обратил внимание и на такой очень важный момент: надо опираться прежде всего на интеллектуальное превосходство. Нужно действительно иметь хорошую голову и мощные мускулы. Вот тогда можно обеспечивать и собственные интересы, и не доводить мир до конфликтных ситуаций. Нам исключительно важно сегодня быть не просто мощными и замкнуться в своем собственном пространстве. Процесс глобализации настолько всепроникающ, что оказывает на нас колоссальное воздействие. Поэтому и нам в свою очередь нужно оказывать воздействие на этот процесс.
     Президент России очень подробно говорил в своем послании о развитии нашей науки и наукоемкой промышленности. Если ты не обладаешь сочетанием финансовых, экономических и военных возможностей, то другие будут за тебя определять правила игры, формировать политику глобализации. И другие будут делать так, что ты стал не субъектом, а всего лишь объектом международных отношений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex