на главную страницу

12 Мая 2006 года

Тема номера

Пятница

Печально небо без «Руси»

Андрей КУРНЯЕВ, «Красная звезда».



Прошлым летом на проходившем под Москвой розыгрыше парашютного Кубка ФАИ имени Малевского публика восторженно аплодировала виртуозным фигурам в исполнении пилотажной группы «Русь». Приглашенные для показательных выступлений летчики Вяземского учебного авиационного центра РОСТО (ДОСААФ) еще раз продемонстрировали, что наряду со знаменитыми «Стрижами» и «Русскими витязями» из Кубинки они по праву входят в десятку лучших пилотажных групп мира.
Впечатляющее небесное шоу настраивало на оптимистичные размышления. Думалось, раз проворные L-39 по-прежнему чертят узоры в небесной синеве, значит, «Русь» выжила вопреки безденежью и прочим невзгодам, не раз за последние 15 лет ставившим под угрозу ее существование. Да и как же иначе, если снискавшая всеобщее признание пилотажная группа стала нашим национальным достоянием, «визитной карточкой» Оборонного общества и неоспоримым аргументом в пользу авиации при выборе жизненного пути многими российскими подростками. Поэтому появившееся вскоре сообщение СМИ о бедственном положении Вяземского УАЦ выглядело довольно неожиданным.


     Но начальник учебного авиационного центра Казимир Тиханович подтвердил: «Действительно, в строю остались только два самолета. Остальные не летают и еще осенью были отбуксированы на дальнюю стоянку. Почему произошел такой обвал? Его следовало ожидать, так как эксплуатационный ресурс наших L-39 по большому счету выработан. Продлить срок службы этих самолетов можно, но только при условии капитального ремонта. Так вот, время их отправки в «капиталку» подошло в прошлом году».
     Вместо возвращения к жизни крылатым машинам, по словам Тихановича, уготована печальная участь «доноров». С них снимают исправные детали и агрегаты, чтобы ставить на те два самолета, которым ресурс двигателей пока еще позволяет подниматься в воздух. Для проведения полноценных ремонтно-восстановительных работ требуется 45 миллионов рублей, а такими средствами авиация РОСТО (ДОСААФ) не располагает.
     Тут самое время внести ясность по поводу пресловутого безденежья, из-за которого «Русь» испытывает трудности практически все годы своего существования. Дело в том, что содержание такой пилотажной группы – удовольствие не из дешевых, оно включает подготовку пилотов до уровня асов, освоение техники полетов в плотных порядках, постоянные тренировки. Создавалась группа под празднование 70-летия советской власти в 1987 году с одноразовой задачей – выступить на юбилейном авиационном празднике. Когда праздничные салюты отгремели, в «верхах» решили, что этот уникальный и дорогостоящий организм больше не нужен. Однако благодаря энтузиазму самих летчиков группа продолжала летать и восхищать зрителей. Юрий Быков, в то время возглавлявший Вяземский УАЦ, добился разрешения выступать на праздновании Дня Воздушного флота в 1988 году. Но это уже была «самодеятельность» вне государственных задач, которую при определенном напряжении мог себе позволить учебный авиационный центр. Средства нашлись, так как УАЦ, в то время готовивший летчиков резерва Военно-воздушных сил, финансировал госбюджет. В 1991 году эту задачу сняли, и государственное финансирование прекратилось.
     – Нужно ли объяснять, что РОСТО (ДОСААФ) в одиночку не может полностью обеспечивать функционирование такой затратной структуры, как УАЦ? – говорит Тиханович. – Оказывается, нужно. Многим и невдомек, что Оборонное общество, будучи общественной организацией, не получает подпитки из казны и живет в довольно жестких рамках хозрасчета и самофинансирования. Между тем откладывать ремонт самолетов ни в коем случае нельзя. За год-другой бессмысленной стоянки они придут в еще большую негодность, и их останется только списать.
     Судьба группы «Русь» и всего авиационного центра решается сегодня. Утрата техники неизбежно будет означать и потерю самого центра. Чтобы понять, что мы теряем, достаточно взглянуть на то, какую пользу приносила и еще смогла бы принести стране Вяземская авиационная организация РОСТО (ДОСААФ).
     Что касается пилотажной группы, то ее выступления на воздушных праздниках и авиасалонах – это гораздо больше, чем просто эффектное шоу на потребу публике. Показательные полеты «Руси» наряду с военно-патриотическим воспитательным воздействием на россиян способствуют поддержанию международного престижа отечественной авиации. Школы, готовящие асов группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, во всем мире можно сосчитать на пальцах. Их наличие – своего рода привилегия великих авиационных держав. Вместе с тем, по мнению начальника УАЦ, авиация, безусловно, нуждается в летчиках высочайшего уровня подготовки, какой достигается в пилотажных группах. Такие асы нужны и для выполнения особо сложных полетных заданий, и как инструкторы, обладающие бесценным практическим опытом.
     Главное же, ради чего должен жить и функционировать Вяземский центр с его самолетным парком, – это утвержденная постановлением Правительства России № 809 от 26 октября 2000 года задача авиации РОСТО (ДОСААФ) содействовать Военно-воздушным силам в поддержании надлежащего уровня натренированности летного состава. То, что ВВС объективно испытывают потребность в использовании каких-либо дополнительных возможностей для обеспечения необходимого налета летчиками строевых частей, ни для кого не секрет. Например, по состоянию на ноябрь 2005 года в связи с ограниченным финансированием летной подготовки около 400 летчиков ВВС не выполняли полеты на эксплуатируемых в частях самолетах. Для поддержания их направленности на летную деятельность и общей натренированности в полетах признано целесообразным проводить тренировки на учебных L-39. Тем более что этот самолет за час полета потребляет 650 кг керосина, тогда как топливо, «съедаемое» за такое же время боевыми МиГами и Су, измеряется тоннами.
     В 2004—2005 годах Главкомат ВВС и РОСТО (ДОСААФ) организовали тренировку летчиков строевых частей на базе Вяземского УАЦ в объеме 225 часов в год на договорной основе за счет средств федерального бюджета (5 млн. рублей в год), выделяемых на реализацию постановления Правительства России № 809. Более того, Вяземский центр располагает возможностью проводить на L-39 тренировки военных летчиков в объеме до 1.500 часов в год (30 летчиков с налетом по 50 часов в два потока) при условии поддержания исправности авиационной техники. Что же касается поддержания исправности самолетов, то и на этот счет есть соответствующие нормативные документы. Согласно приказу министра обороны России от 2 августа 2002 года «Об утверждении инструкции о порядке безвозмездного обеспечения ОСАО РОСТО (ДОСААФ) военным имуществом», изданному во исполнение постановления Правительства России № 809, Минобороны России может обеспечивать ремонт авиационной техники, проведение работ по модернизации и увеличению ресурсов в рамках государственного оборонного заказа.
     Тренировки летчиков ВВС на самолетах РОСТО (ДОСААФ) – это и есть не что иное, как гособоронзаказ, наравне, скажем, с подготовкой водителей в автошколах Оборонного общества. Да только денег ни на продолжение тренировок, ни на ремонт учебных самолетов Министерство финансов не дает. Точнее, средства на поддержание исправности авиационной техники Министерству обороны выделяются, но в таком объеме, что их не хватает даже для строевых частей и вузов ВВС, не говоря уж о финансировании ремонта самолетов Вяземского УАЦ РОСТО. Об этом главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов 30 ноября 2005 года письменно информировал начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Юрия Балуевского, обращаясь к нему с просьбой подписать письмо в Министерство финансов по поводу увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству обороны на осуществление государственной поддержки авиации РОСТО (ДОСААФ).
     Вопрос о дальнейшей судьбе Вяземского УАЦ рассматривается в самых высоких инстанциях во многом потому, что сами летчики центра неоднократно обращались во все инстанции, в том числе и к Президенту России, с просьбой принять решения, которые дадут им возможность и далее служить во благо Отечества. И хотя реальная потребность в функционировании данной структуры не вызывает сомнений, «выбить» дополнительные средства на ее возвращение к полноценной жизни не удается. Ответ заместителя директора департамента Минфина С.И.Довгучица на обращение вяземских летчиков – классика чиновничьего эпистолярного жанра. В частности, сообщается: «ежегодно в составе расходов федерального бюджета Минобороны России предусматриваются средства на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, а также на содержание и ремонт авиационной и другой техники, в том числе в рамках государственного оборонного заказа. С учетом изложенного полагаем, что решение вопросов обеспечения подготовки авиационных специалистов, а также ремонта авиационной техники РОСТО всецело относится к компетенции Минобороны России». Почти как в бородатом анекдоте: «На, сынок, рубль и ни в чем себе не отказывай».
     Допустить гибель авиационной техники Вяземского центра могут только люди, неспособные или не желающие мыслить по-государственному. Сэкономив сейчас на ремонте самолетов и тем самым «санкционировав» их безвозвратную потерю, впоследствии, возможно, придется изыскивать несоизмеримо большие средства на закупку новых учебно-тренировочных Як-130 или МиГ-АТ. Разумеется, переоснащать авиацию самолетами нового поколения все равно рано или поздно придется, но только реально ли это в обозримом будущем, если один Як-130 стоит не менее 8 млн. долларов? Простой расчет показывает, что даже если в течение ближайших трех лет израсходовать на капремонт техники Вяземского центра не 45 млн., а 100 млн. рублей и таким образом вернуть в строй 15 самолетов L-39, это окажется в два с лишним раза дешевле закупки одного нового «Яка». При этом восстановленные машины послужат еще 10 лет и смогут обеспечить в интересах ВВС 20.000 часов налета. Тогда как ресурс одного Як-130 составляет 1.500 часов. Таковы реалии.
     При кажущейся безысходности положения, в котором оказался Вяземский центр, все же есть надежда на его спасение. Главнокомандующий ВВС генерал армии Михайлов предлагает в этом году заново рассмотреть вопрос об увеличении объемов бюджетных ассигнований на осуществление государственной поддержки авиации РОСТО (ДОСААФ). И хочется верить, что работники Министерства финансов, пересилив в себе психологию временщиков, смогут подсчитать не только сегодняшние расходы, но и завтрашние выгоды от решения проблемы Вяземского учебного авиационного центра РОСТО (ДОСААФ).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex