на главную страницу

17 Мая 2006 года

Планета людей

Среда

Поле битвы – Центральная Азия

Андрей ДИЕВ,эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     В МАЕ первая партия нефти из Казахстана поступит, как ожидается, по новому нефтепроводу Атасу – Алашанькоу на нефтеперерабатывающий завод в китайском городе Душаньцзы (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Это событие, несомненно, важный успех Китая, который в последние годы усиленно занимается диверсификацией импорта нефти.
     Пекин озабочен при этом не только поиском дополнительных источников импорта нефти для удовлетворения растущих потребностей китайской экономики (по некоторым оценкам, собственных запасов нефти великой азиатской державе при нынешних темпах разработки хватит всего на 13 лет), но и обеспечением большей надежности маршрутов транспортировки «черного золота». Пока основная часть импортируемой нефти поступает в Поднебесную морским путем, что, как отмечают аналитики, ставит ее в уязвимое положение. В случае обострения отношений с США (например, из-за тайваньской проблемы) американские ВМС, обладающие неоспоримым превосходством в Мировом океане, легко прервут морские коммуникации Китая.
     Вот почему обнаружение в 1990-е годы в Казахстане крупных месторождений нефти стало своего рода даром судьбы для Пекина. Западный сосед объективно превратился в одного из важнейших внешнеторговых партнеров Китая – поставщика так необходимых энергоресурсов. К 2010 году Казахстан выйдет на уровень ежегодной добычи в 100 млн. тонн, а к 2015 году – 150 млн. Сейчас там добывается около 62 млн. тонн (при собственном потреблении не более 30 млн. тонн). Американские эксперты считают, что эта республика уже сегодня – при недостаточном уровне геологоразведки – обладает запасами нефти порядка 9-13 млрд. баррелей.
     ИДЕЯ постройки трубопровода, который соединил бы богатые нефтью западные районы Казахстана с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, возникла еще в 1997 году. Пекин интересовал безопасный наземный маршрут транспортировки «черного золота», а Астану – возможность нового экспортного маршрута. Тогда, осенью 2003 года, генеральный директор госкомпании «Казтрансойл» Аскар Сманкулов откровенно заявил в интервью агентству Рейтер, что Казахстан, не имеющий выхода к морю и зависящий от нефтяного транзита через Россию, хочет сам стать транзитным государством, построив нефтепровод в Китай.
     Договоренность о проекте нефтепровода была достигнута очень быстро, и в сентябре 2004 года началось его строительство, которое завершили ударными темпами уже в ноябре 2005 года. В этот проект Китай и Казахстан вложили в общей сложности более 800 млн. долларов. Протяженность трубопровода составляет 988 километров, кроме того, по своей территории китайцы проложили нефтепровод Алашанькоу – Душаньцзы (252 км).
     По трубопроводу Китай сможет получать из Казахстана 20 млн. тонн нефти, но на первом этапе из-за недостаточно пока разработанных месторождений в Казахстане ежегодно по нему будет поставляться 10 млн. тонн. В 2006 году Казахстан поставит в Китай 4,5 млн. тонн. Это составляет 4 процента всего китайского импорта (всего же с учетом собственной добычи Китай потребляет сегодня около 5,96 млн. баррелей нефти ежедневно). Выход трубопровода на проектную мощность ожидается к концу 2007 года.
     За снабжение Поднебесной нефтью из Казахстана и загрузку нефтепровода отвечает китайская государственная компания CNPC (China National Petroleum Corp.), получившая известность у российской общественности, когда неудачно пыталась приобрести в России компанию «Славнефть». CNPC владеет в Казахстане рядом достаточно крупных месторождений, которые и дадут основной объем поставляемой в Китай нефти.
     Интерес Китая как к казахстанской, так и к российской нефти обусловлен – помимо военно-стратегических соображений - тем, что Пекин в своей энергетической политике делает ставку на долгосрочные контракты с основными поставщиками, чтобы уменьшить закупку нефти по разовым биржевым контрактам на мировом рынке.
     Предполагается, что в перспективе пропускная способность нефтепровода Атасу–Алашанькоу будет доведена до 50 млн. тонн, из которых квоту в 30 млн. тонн Астана может предложить российским нефтяным компаниям. Технологически это возможно, если задействовать нефтепровод Омск – Павлодар – Атасу, расширив участок Омск–Павлодар. Таким образом, российские компании получили бы западный маршрут экспорта нефти в Китай, притом даже раньше, чем будет построен восточный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан с ответвлением на китайский город Дацин (проект согласовывается уже шестой год).
     Китайцы сейчас пытаются договориться с «Роснефтью», которая в этом году взяла на себя обязательство до 2010 года поставить в Китай 48,5 млн. тонн нефти, о ее участии в загрузке нефтепровода, и та вроде бы готова поставлять нефть по этому маршруту.
     НАПРАВЛЕНИЕ маршрутов экспортных нефте- и газопроводов из Казахстана является предметом большой геополитической борьбы, где чисто экономические соображения нередко уступают первенство политическим и военно-стратегическим мотивам. США, столкнувшись с перспективой появления на мировой арене к 2020–2025 году второй ядерной сверхдержавы, способной противостоять американским претензиям на гегемонию в мире, лихорадочно ищут пути ослабления своего нового конкурента на мировой арене.
     Ахиллесова пята китайской экономики, на порядок отстающей от высокоразвитых западных стран в области энергосберегающих технологий, – сильная зависимость от импорта нефти. И очевидно, что Вашингтон старается максимально затруднить Пекину увеличение импорта нефти. По той же причине американцы крайне болезненно реагируют на договоренности китайцев с Москвой и Астаной в нефтегазовой сфере.
     Этим же во многом объясняются повышенный интерес американской дипломатии к Казахстану, постоянные визиты в Астану высокопоставленных представителей вашингтонской администрации. Для Вашингтона Казахстан потенциально является, во-первых, своего рода плацдармом для укрепления своих геополитических позиций в регионе, который называют «мягким подбрюшьем России», во-вторых, важным источником энергоресурсов, особенно принимая во внимание нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке, в Нигерии и Венесуэле.
     В мае с.г. в республике побывал вице-президент США Ричард Чейни, в ходе визита которого была достигнута договоренность о поддержке компаниями США усилий Казахстана по вхождению в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Главным же мотивом поездки Чейни по Центральной Азии, хотя широко и не афишируемым, было стремление добиться от Казахстана и Туркменистана «правильного выбора» трубопроводных маршрутов, чтобы снизить влияние России в мировой энергетической политике.
     Американцам для реализации своей геополитической стратегии крайне важно не только не допустить экономической и военно-политической реинтеграции Казахстана и России (это также справедливо в отношении России с Украиной и Белоруссией), но и «увести» нефть с китайского направления, перенацелить ее в западном направлении – в сторону мирового рынка, контролируемого биржами в Нью-Йорке, Лондоне, Токио и Сингапуре. При этом речь идет, разумеется, о маршрутах в обход России.
     РЕАЛИЗАЦИИ этого замысла служит прежде всего проект транспортировки казахстанской нефти через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (пропускная способность – 50 млн. тонн в год). С экономической точки зрения этот маршрут далеко не оптимальный для доставки азербайджанской нефти на мировой рынок. По мнению некоторых аналитиков, Баку экономически выгоднее было бы выбрать маршрут на Иран с выходом на побережье Персидского залива (но, видимо, свою роль сыграло отрицательное отношение Вашингтона к сотрудничеству постсоветских стран с Тегераном). Госдепартамент США отрицательно относился и к аналогичной идее строительства нефтепровода из Казахстана через Иран.
     Оказать содействие Казахстану в экспорте нефти способна Россия. Наша страна готова предоставлять свою разветвленную трубопроводную систему для нефтяного экспорта и Азербайджана, и Казахстана. Тем более что между правительствами России и Казахстана достигнута договоренность о расширении мощности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до 67 млн. тонн (ныне – 32 млн. тонн в год). КТК соединяет казахстанское месторождение Тенгиз с нефтяным терминалом близ Новороссийска.
     Правда, существует проблема (поправимая) усиления заинтересованности России в функционировании КТК, около половины акций которого принадлежит западным компаниям, России – 24 процента, Казахстану – 19, Оману – 7. Наша страна не получает пока дивидендов от транзита нефти по российской территории, так как в 1990-е годы соглашения были сформулированы таким «хитрым» способом, что доходы уходят на Запад в качестве выплат по кредитам, взятым западниками на строительство КТК у своих же банков.
     УКРЕПЛЕНИЕ сотрудничества России и Казахстана в энергетической сфере устраивает далеко не всех за рубежом. В марте с.г. министр энергетики США Самуэл Бодман откровенно заявил журналистам, что США заинтересованы в присоединении Казахстана к Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Комментируя результаты своей встречи с президентом Казахстана, он отметил: «Мы обсудили желание США о скорейшем завершении переговоров между Казахстаном и Азербайджаном по транспортировке казахстанских энергоресурсов через трубопровод БТД». Американский министр энергетики призвал Казахстан «взять на себя роль лидера в регионе для развития инфраструктуры энергетического сектора, а также для создания дополнительных транзитных маршрутов для энергоресурсов».
     Аналогичным образом высказался недавно на пресс-конференции в Астане посол США в Казахстане Джон Ордвей, заявивший, что наличие множественных вариантов достижения мировых рынков Казахстаном США считают «хорошей идеей». Правда, Ордвей не был бы хорошим дипломатом, если бы не сделал «хорошую мину при плохой игре», сказав, что США поддерживают реализацию проектов, направленных на поставку казахстанских углеводородов на рынок Китая.
     Присоединение Казахстана к нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан предполагает организацию транспортировки среднеазиатской нефти через Каспийское море нефтеналивными судами. Для этого потребуется построить новый нефтяной терминал в казахстанском Курыке (порт юго-восточнее Актау). Пропускная способность участка Актау – Баку, как планируется, составит от 20 до 30 млн. тонн нефти в год, хотя на первом этапе будет перевозиться не более 7,5 млн. тонн.
Фактически танкерный маршрут через Каспий уже существует. В рамках транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия (TRACECA) перевозки нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана в обход России на Запад уже осуществляются. Ожидается, что танкерами и далее по железной дороге в Грузию ежегодно будет транспортировано не менее 10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов из этих среднеазиатских стран.     Альтернативой этому способу перевозки гипотетически мог бы стать нефтепровод по дну Каспийского моря, хотя его реализации объективно мешает сейсмическая активность Каспийского региона. Поэтому данному проекту оправданно противится Россия, у которой есть серьезные опасения с точки зрения экологической, сейсмической и технической безопасности. Российская сторона указывает и на то, что вести строительство трубопроводов по дну Каспийского моря можно будет только после урегулирования правового статуса Каспия. Негативную позицию относительно проекта прокладки нефтепровода по дну Каспия между Казахстаном и Азербайджаном занимает и Иран.
     В Вашингтоне, судя по всему, придерживаются иного мнения. Американцам, надо признать, удалось создать определенную правовую базу для транспортировки казахстанской нефти на Запад в обход России. Эти усилия предпринимаются под лозунгом создания единого энергетического коридора Восток – Запад, в рамках которого и должен быть создан транспортный коридор Актау – Баку – Тбилиси – Джейхан. Соответствующие договоренности закреплены Анкарской декларацией (подписана Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Турцией и Узбекистаном в октябре 1998 года) и Стамбульской декларацией (Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция и США, ноябрь 1999 года).
     Тем не менее присоединение Казахстана к нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан пока юридически не оформлено. Подписание соответствующего соглашения несколько раз откладывалось. Дополнительную интригу в ситуацию вокруг соглашения внесло недавнее заявление азербайджанского президента Ильхама Алиева о том, что его страна сможет загрузить нефтепровод без казахстанских углеводородов. «С учетом наших собственных возможностей по добыче нефти, – сказал он журналистам в Баку, – трубопровод к 2008 году будет полностью загружен только азербайджанской нефтью». Предполагается, что стороны все же договорятся и подписание соглашения, по которому Казахстан станет страной – партнером в проекте БТД, состоится 13 июля 2006 года – в день торжественной церемонии сдачи в эксплуатацию нефтепровода. Он станет тогда называться Актау – Тбилиси – Джейхан.
     Обострение борьбы в мире за энергоресурсы, как и стремление США воспрепятствовать превращению Китая в альтернативный мировой полюс, неизбежно скажется в ближайшие годы на ходе событий на постсоветском пространстве. Центральная Азия объективно становится одной из основных арен экономического и геополитического соперничества двух ведущих мировых держав.
     На схеме: действующие и строящиеся нефтепроводы в Казахстане.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex