на главную страницу

18 Мая 2006 года

Планета людей

Четверг

Семья Масхадова рвется в Европу

Андрей ПИЛИПЧУК, «Красная звезда».



Ближайшие родственники уничтоженного в Чечне «ичкерийского президента» и лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова попросили «политического убежища на гуманитарных основаниях» в Финляндии. Об этом стало известно несколько дней назад из сообщений информационных агентств.

     Оказывается, жена Масхадова Кусама, дочь Фатима и сын Анзор еще 2 мая подписали заявление с просьбой предоставить им такое пристанище и отправили его на имя президента этой страны.
     Судя по сведениям, поступающим из Финляндии, финские власти пока оставили запрос родных Масхадова без ответа. Однако, как считают некоторые эксперты в Чечне, их решение вполне может быть положительным. Ведь известно, что близкие бывшего «президента» ичкерийского постарались подготовить для этого благоприятную почву. В расчете на известный всему миру западный гуманизм они уже неоднократно заявляли об угрозах со стороны российских спецслужб и кадыровского клана. Вероятно, для закрепления образа «несчастных» и «гонимых» незадолго до обнародования своего решения о желании эмигрировать в Финляндию родственники Масхадова сообщили журналистам, что не чувствуют себя в Баку в достаточной безопасности. Хотя уже на протяжении последних нескольких лет выезжали в азербайджанскую столицу на отдых, затем благополучно проживали там и продолжают жить в настоящее время на правах беженцев.
     Как сообщили по телефону корреспонденту «Красной звезды» в пресс-службе правительства Чечни, никто из руководства республики, в том числе председатель правительства Рамзан Кадыров, семье Масхадова не угрожал. Мало того, многочисленная масхадовская родня продолжает жить на территории Чечни и сейчас: в селениях Первомайское, что в пригороде Грозного, Аллерое, других населенных пунктах. И никто их не трогает, подчеркнули в пресс-службе.
     Недоумение по поводу безопасности родственников Масхадова высказали и в объединенном пресс-центре группировки войск в Чечне, лишь отметив, что и без них у силовых структур дел в республике хватает.
     Вместе с тем жена Масхадова ранее действительно не раз попадала в поле зрения правоохранительных органов по подозрению в пособничестве террористам. В частности, в начале 2000 года военный комендант Надтеречного района Чечни полковник Вячеслав Передеренко рассказал корреспонденту «Красной звезды», что Кусама в то время проживала в станице Знаменской и неоднократно привечала у себя дома подельщиков мужа. Примерно в феврале коменданту стало известно об очередных визитерах к жене Масхадова, по оперативным данным, у нее на постой остановились два масхадовских эмиссара, которые занимались вербовкой молодежи в банды. По приметам один из них был хромой и пожилой, другой – молодой, с броской внешностью. Попытались их задержать. Подъехали к дому. Дверь военным открыла сама Кусама, но в комнатах и подсобных помещениях бандитов не нашли. Потом у соседей выяснили, что боевики ушли огородами буквально за несколько минут до прибытия силовиков. Видимо, кто-то предупредил. Зато, по словам коменданта, жена Масхадова была очень возмущена появлением военных. Мол, зачем понапрасну беспокоите. Но факты, как говорится, вещь упрямая. Кусаме все-таки пришлось признаться, что у нее действительно несколько дней гостили двое неизвестных. Правда, по ее словам, они были не боевиками, а «бедными странниками». И пустила она их к себе в дом только лишь из-за денег. Кусама сетовала, что военной пенсии мужа, которую она получает на почте (Масхадов до известных событий был советским офицером), ей на жизнь не хватает.
     После этого разговора полковник Передеренко выяснил, что пенсия на имя Аслана Масхадова действительно приходит в Знаменскую. Получился парадокс: «ичкерийский президент» воевал против федеральных сил, а в это время ему платили деньги из бюджета. Поднялась шумиха в прессе. И только после этого пенсию Масхадову перестали присылать.
     Что же касается тридцатилетнего сына Масхадова, Анзора, то к нему претензий со стороны правоохранительных структур, похоже, нет. По крайней мере с оружием в руках он не воевал и в военных действиях против федеральных сил замечен не был. Хотя у российских спецслужб и была информация о том, что до приезда в Баку он жил в Малайзии, занимался там бизнесом, а заработанные средства присылал в Чечню, так сказать, в помощь «силам сопротивления». Однако прямых доказательств его пособничества террористам получить не удалось. И вот после ликвидации Масхадова-старшего 8 марта 2005 года в селении Толстой-Юрт Грозненского района Анзор собрал в Баку брифинг, где заявил журналистам о том, что решил продолжить дело отца. Правда, по данным спецслужб, в Чечне он так и не появился. Зато теперь, по всей видимости, плацдармом для подрывной, террористической деятельности против России он избрал Финляндию.
     Кстати, как стало известно из открытых источников, террорист и ближайший соратник Масхадова Ахмед Закаев, объявленный в международный розыск и в настоящее время проживающий в Великобритании, поддержал идею переселения масхадовской семьи в Европу. Мало того, он даже попытался оказать воздействие на финские власти через прессу. Закаев поспешил заявить, что ближайшие родственники Масхадова находятся под покровительством Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и в соответствии с этим им обязаны предоставить убежище не только в Финляндии, но и в любой другой стране.
     Ожидать, что уже в ближайшее время жена и дети Масхадова переедут в эту страну, вряд ли стоит. Согласно финскому законодательству заявление о предоставлении убежища может быть рассмотрено только в случае, если оно подано с территории Финляндии, а не из-за границы, как это сделали масхадовские близкие. Хотя такая вероятность все же есть. Ведь при желании всегда можно найти «исключение» из правил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex