на главную страницу

18 Мая 2006 года

Планета людей

Четверг

Когда армия – и мама, и папа

Владимир ХАНЕЛИС.



Мировая тенденция военного строительства - переход к контрактным армиям. Но есть страны, чьи вооруженные силы комплектуются по призыву и не намерены от этого отказываться. Одна из них – Израиль, где обязательному призыву подлежат не только юноши, но и девушки. Наш внештатный корреспондент побывал в генеральном штабе вооруженных сил Израиля и побеседовал с его представителями о том, что происходит с молодым человеком с момента получения им призывной повестки и до увольнения из армии.

     
От дверей дома до ворот военной базы

     Об этом шла речь с начальником управления допризывной подготовки армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) подполковником Давидом ГОЛЬДНЕРОМ:
     – Однажды утром каждый израильский юноша или девушка получает по почте повестку, что «ЦАХАЛ ждет его». Что дальше? Что ожидает молодого человека от двери дома до ворот военной базы? Ведь именно за этот путь отвечает возглавляемое вами управление?
     – У нашего управления есть два, если так можно выразиться, клиента: армия и допризывник. Наша задача – оптимально совместить желание допризывника служить в том или ином роду войск, подразделении, получить ту или иную воинскую специальность с потребностями армии. Мы обязаны дать призывнику как можно больше информации об армии, а армии – о призывнике. Необходимо также отметить: все граждане страны и ее постоянные жители, достигшие 18 лет, находящиеся на территории государства или живущие за ее пределами, призываются на действительную службу. Юноши - на три года, девушки - на два.
     На основании присланных из МВД данных о людях, подлежащих призыву, мы направляем каждому допризывнику в 16 лет первую повестку, в которой приглашаем его в один из пяти окружных военкоматов для первичного собеседования. Вся эта процедура компьютеризирована и занимает, как правило, один день. Если у допризывника есть какая-нибудь медицинская проблема, то его (здесь же) обследует соответствующий врач.
     Примерно за полгода до призыва будущий солдат получает вторую повестку и специальный вопросник. На второй нашей встрече каждый юноша или девушка проходит полное медицинское обследование и сдает психотест. Он проще, чем, скажем, психотест для поступающих в университет, и рассчитан на среднего ученика 11-го класса (в Израиле 12-летнее среднее образование. – В.Х.). В нем мы стараемся понять, как человек воспринимает и оценивает информацию, как умеет абстрактно мыслить, как и на что реагирует, и т. д. На основании ответов на наши вопросы, результатов медицинского обследования и психотеста мы определяем каждому допризывнику «качественную группу». Подлежащие призыву через день-два получат повестку, в которой будут указаны число, месяц и год их призыва. По особым правилам призываются учащиеся религиозных учебных заведений и новые репатрианты.
     – Я понимаю: информация (в цифрах) о призыве – закрытая, но…
     – Но для газеты Российской армии, для «Красной звезды», сделаем небольшое исключение. Вот несколько, на мой взгляд, любопытных цифр о том, сколько допризывников (в процентном отношении) и по каким причинам не пошли служить в ЦАХАЛ. Так, 6,3% ребят, родившихся в 1983 году (я беру этот год, потому что его призыв уже закончил службу, но цифры за два предыдущих и два последующих года практически не менялись), были освобождены от службы по состоянию здоровья. Девушки, как всегда, здоровее парней, поэтому всего у 1,9% из них были серьезные медицинские проблемы. Только 4,7% парней и 3,7% девушек, живущих за границей и подлежащих призыву, не явились в военкоматы. Из 100% девушек, подлежащих призыву, 27,5% принесли документ из раввината, подтверждающий их религиозность и не пошли в армию. По причинам вероисповедания и религии получили освобождение 7,4% парней. И, чтобы не утомлять вас цифрами, скажу – из 100% парней, подлежащих призыву, идут в армию и заканчивают службу (во время нее есть тоже небольшой отсев), примерно 80 %. У девушек эта цифра равна примерно 60%.
     – Сколько призывов в год существует в израильской армии?
     – В боевые части три призыва: август, ноябрь, март. В небоевые части – четыре-пять. Мы даем всем учащимся возможность окончить среднюю школу и с начала выпускного класса ведем с ними «переговоры». Прежде всего посылаем каждому из них проспекты с информацией о его (или ее) возможностях в армии; вопросник, в каких родах войск, подразделениях, на каких должностях хотел (хотела) бы служить, на каких курсах учиться. Все, повторяю, очень индивидуально и зависит от результатов проверок, о которых я уже говорил. Много информации допризывник может получить и на нашем сайте в Интернете. Он ежедневно дополняется и расширяется. Кроме этого, каждый допризывник через Интернет может обратиться к нам с любым вопросом или просьбой. На каждого из них, начиная с 16 лет и до дня призыва, у нас есть компьютерная база данных. За 60 – 70 дней до призыва мы строим своеобразный треугольник: желание допризывника – его возможности – потребности армии. Все это «варится» в компьютере, и допризывник получает новую повестку, в которой говорится, что он будет призван в бригаду «Голани» или бригаду «Гивати», будет танкистом или артиллеристом, связистом…
     – А если допризывник не согласен с вашим решением?
     – Он может заявить об этом в военкомате. Его заявление будет проверено, и если оно обоснованно (здоровье, необходимость служить рядом с домом и т. д., и подкреплено соответствующими документами), то решение будет пересмотрено. Но если человеку просто не нравится быть артиллеристом, а нравится больше водить танк, то ему объяснят, что существует, кроме его желания, еще и такая вещь, как необходимость.
     – Какие рода войск, какие подразделения наиболее популярны сегодня у израильской молодежи?
     – Мода не меняется уже несколько десятков лет: ВВС, ВМФ, бригада «Голани»… Кроме всего, молодежь ищет в армии приключений, «экшн». Поэтому, например, еще десять лет назад, когда бригада «Гивати» не была в центре борьбы с внешним врагом, с террором, то немногие хотели в ней служить. Но последние четыре года бригада провела в секторе Газа, и число желающих служить в ней резко возросло. Все меньше и меньше девушек хотели бы служить в канцеляриях.
     Очень популярны части и подразделения, в которые принимаются только добровольцы: летчики, подводники, десантники, морские коммандос…, хотя попасть туда довольно непросто. Например, те из добровольцев, которые прошли отбор на курс летчиков (курс длится три года), могут быть приняты в любое подразделение, формируемое на добровольной основе. Следующая ступень отбора – бойцы разведывательного подразделения генерального штаба («Сайерет маткаль»), морские коммандос («Шаетет» и «Шальдаг»), курс морских офицеров. Всех, кто по медицинским и прочим параметрам годны для этих курсов, мы дважды в год до призыва вызываем на короткие сборы. Дальше – спасательные команды ВВС и подводники. Затем десантники-парашютисты, моряки ракетных кораблей и бойцы спецподразделений, например подразделение «Дувдеван» (в этом спецподразделении бойцы ведут операции на контролируемых Израилем территориях Иудеи и Самарии, маскируясь под местных жителей-арабов. – В.Х.)
     – Что происходит в случае, если допризывник, вместо того чтобы пойти в армию, хочет продолжить учебу?
     – Если этот молодой человек, окончив среднюю школу с техническим уклоном, хочет продолжать учиться, стать техником или младшим инженером, то мы предоставляем ему такую возможность. Более того, армия оплатит 80% стоимости его учебы и окажет всяческую помощь по специальным программам. Но за это данный допризывник после окончания учебы отслужит срочную службу плюс еще три года офицером по своей специальности.
     – А если допризывник хочет изучать не технические специальности, а, скажем, математику, медицину или историю?
     – Естественно, армия в первую очередь заинтересована дать отсрочку будущим математикам, медикам, электронщикам, чем, скажем, будущим историкам или скульпторам (хотя каждый год нам требуется и три-четыре историка). У каждого допризывника есть наша брошюрка с полной информацией о том, по каким специальностям, в каких университетах или других высших учебных заведениях армия дает отсрочку. Это не только технические профессии и медицина, но и востоковеды, психологи, юристы, филологи… В данном случае мы направляем в университеты и другие учебные заведения, в которых допризывник изъявил желание учиться, запросы, готовы ли они (по результатам психотеста, школьных оценок) его принять. Если «да», то, как правило, мы даем ему отсрочку от армии и также готовы оплатить 80% стоимости учебы. А если такие студенты - выходцы из многодетных, малообеспеченных семей или живут далеко от места будущей учебы, то они могут получить и дополнительные льготы.
     После окончания учебы обладатель медицинского диплома обязан отслужить срок действительной службы плюс еще два года, а все остальные – три. (С того дня, когда такой человек приходит в армию, ему присваивается звание, которое на русский язык можно условно перевести как «младший академофицер» и которое соответствует званиям младший лейтенант и лейтенант в Российской армии. Через 3 года, окончив специальные курсы, он становится «старшим академофицером» – капитаном. – В.Х.)
     – За последние 15 – 20 лет израильское общество изменилось. Некоторые юноши и девушки отказываются идти в армию, и на них уже не смотрят как на изгоев. Как вы относитесь к проблеме таких «отказников»?
     – Проблема «отказников», поверьте, это проблема не армии, а средств массовой информации. Таких случаев очень мало, однако каждый из них раздувается прессой и телевидением.
     Но давайте разберемся. Существует два вида отказа от службы. Есть «отказники по совести» и «отказники по идеологическим соображениям». С последними, вне зависимости, «правые» они или «левые», не ведутся никакие «переговоры». Пришел в военкомат, отказался служить – суд. Отправляйся в тюрьму. После отбытия наказания снова отказался – вернулся в тюрьму. И так несколько раз. После того как такой человек провел в заключении два-три года, его могут освободить от службы.
     Что же касается «отказников по совести» (например, человек принадлежит к определенному религиозному течению или сектам, не позволяющим ему прибегать к насилию, держать в руках оружие и т. д.), то его выслушивает специальная комиссия. Она, как правило, удовлетворяет его просьбу об освобождении от службы. Но таких случаев, повторяю, очень мало.
     – Как призываются в армию представители национальных меньшинств – друзы, черкесы, бедуины?
     – Друзы и черкесы (только парни) призываются в ЦАХАЛ на основании Закона о всеобщей воинской обязанности, о котором я уже говорил. Нет никаких отличий от других граждан Израиля. Что же касается бедуинов, арабов-христиан и арабов-мусульман, то и на них распространяется действие закона, но согласно поправке, принятой израильским парламентом, их призыв может проходить только на добровольной основе. Поэтому в нашей армии есть и арабы-христиане, и арабы-мусульмане.
     – Итак, ворота военной базы закрылись... С этой минуты призывник перестает быть вашим подопечным?
     – Не совсем так. Мы опекаем его до Курса молодого бойца. Ведь у теперь уже солдата и на военной базе могут возникнуть проблемы, например желание перейти в другую часть… Некоторые считают, что «дело» человека от 16 лет до его демобилизации из армии должно находиться в руках одной службы. Но если это и произойдет, то в далеком будущем.
     – Спасибо за беседу.
     (Окончание в следующем номере).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex