на главную страницу

19 Мая 2006 года

Планета людей

Пятница

Вагит Алекперов:
России нужна новая стратегия

Сергей ДЕДОВ.



Ни для кого давно уже не секрет, что Россия живет во многом за счет продажи нефти и других природных ресурсов за рубеж. Согласно обнародованным на днях статистическим данным, удельный вес нефти в объеме российского экспорта в первом квартале этого года составил 34,6 процента (в I квартале 2005 года - 31,6 процента), т.е. за последние двенадцать месяцев страна еще больше «подсела» на нефтяную иглу. Доля «черного золота» в экспорте топливно-энергетических товаров из России - 49,9 процента! В 2005 году в России было добыто 469,6 млн. тонн нефти, из которых на экспорт поставлены 252,5 млн. тонн, т.е. больше половины.


     Поэтому, естественно, любое публичное выступление «капитанов» российского топливно-энергетического комплекса представляет интерес не только для аналитиков, но и для общественности. Исключением не стала лекция, с которой президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов выступил на днях перед студентами Тюменского государственного нефтегазового университета. Руководитель ведущей нефтяной компании страны, возглавивший новый комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросам энергетической безопасности, энергоэффективности и развития отраслей топливно-энергетического комплекса, изложил свое видение новой стратегии развития нефтегазового комплекса.
     Само место выступления Вагита Алекперова – Тюмень – весьма символично. Именно в Западной Сибири в начале 1990-х годов стала формироваться новая структура российской нефтяной отрасли. В 1991-1996 годах на базе расположенных здесь нефтедобывающих производственных объединений было создано 12 вертикально интегрированных компаний. Этот процесс шел во многом спонтанно, без должной подготовки и участия государства, которое не имело четких представлений о стратегии развития отрасли. Тем не менее при всех издержках того смутного времени процесс вертикальной интеграции имел огромное значение для будущего России. Он не только позволил восстановить механизм управления производственными процессами, но и заложил основы для укрепления позиций страны на мировом рынке энергоресурсов.
     Ныне, как отметил глава «ЛУКОЙЛа», России необходима новая стратегия развития нефтегазового комплекса, работающего в условиях выхода на новый - глобальный - уровень конкуренции. Речь идет о решении трех основных задач: повышении эффективности использования сырьевой базы в Западной Сибири и других традиционных регионах добычи; освоении новых нефтегазовых провинций в России и за ее пределами; превращении нефтедобывающих компаний из экспортеров сырья в производителей и поставщиков продукции глубокой переработки.
     В нефтяной отрасли накопилось немало проблем, истоки которых лежат еще в советском периоде. В Западной Сибири действующие месторождения выработаны на 60-80 процентов. Основные фонды изношены, а геологоразведка практически не ведется. Тревогу вызывает и экологическая ситуация. Рассчитывать на увеличение добычи нефти в этом регионе не приходится.
     Если российские компании не начнут активно инвестировать средства в развитие новых регионов нефтедобычи и реализацию зарубежных проектов, сказал Вагит Алекперов, влияние России на развитие мирового нефтегазового рынка может существенно снизиться. Между тем в предстоящие 10 лет мировое потребление нефти вырастет, по прогнозам, на 23 процента, газа – на 35.
     Однако само по себе расширение географии добычи не сможет, считает глава «ЛУКОЙЛа», сохранить за Россией позиции игрока «первого эшелона». Для решения этой задачи необходим контроль над всей цепочкой создания прибавочной стоимости - от добычи сырья до производства и реализации качественных нефтепродуктов. В первую очередь речь идет о мощностях, уже вовлеченных в процесс переработки отечественной нефти, в том числе за пределами России. Вагит Алекперов сообщил, что у «ЛУКОЙЛа» за рубежом сейчас находится треть нефтеперерабатывающих и две трети сбытовых мощностей.
     Нашей стране не надо при этом питать иллюзий. Сегодня Россия интересует мир исключительно как поставщик нефти и газа. Чтобы изменить эту ситуацию, указал руководитель «ЛУКОЙЛа», необходимо поощрять вхождение национального капитала в экономику стран - потребителей энергоресурсов. Прежде всего речь идет о государствах Европы, США, Индии и Китае.
     Но для российских компаний выйти на конечного потребителя за рубежом сейчас очень сложно. Экономика в данном случае очень тесно переплетена с политикой. Как справедливо указывал Президент России Владимир Путин, если инвестиции зарубежных компаний в российскую экономику в мире принято называть проявлением глобализации, то инвестиции российских компаний в экономику зарубежных стран – почему-то экспансией.
     Для развития нефтяной отрасли требуется поддержка государства, которое должно принять ряд законодательных решений в интересах повышения эффективности работы отечественного ТЭК. Сегодня у «ЛУКОЙЛа», например, на развитие компании остается только 14 процентов созданной добавочной стоимости, львиная доля (73 процента) направляется в бюджет. Не удивительно, что, несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру на мировом рынке и стабильные темпы прироста производства, наращивать капиталовложения с каждым годом становится все труднее. Налоговая нагрузка растет в два раза быстрее, чем стоимость произведенной нефтяниками продукции. Сложившаяся ситуация способствует макроэкономической стабильности в России, но препятствует решению важнейших общенациональных задач.
     В своей лекции Вагит Алекперов высказал еще одну очень важную мысль, которая, к сожалению, воспринимается далеко не всеми в России, ведь обеспечивать наполняемость бюджета за счет благоприятной конъюнктуры мировых цен на углеводородное сырье куда легче, чем создавать «экономику знаний», к чему стремятся ведущие мировые державы. «Мы должны помнить, - сказал глава «ЛУКОЙЛа», - что основным конкурентным преимуществом в современном мире является уже не обладание дешевыми ресурсами, а интеллектуальный и научно-технический потенциал. Его сохранение и развитие – ключ к процветанию в XXI веке».
     

     P.S. В своем недавнем Послании Федеральному Собранию РФ глава государства указал на то, что отечественный рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и постепенно расширять зону своего влияния. В этих целях, в частности, необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами. «Торговлю – с расчетом рублями, - подчеркнул Президент России. - Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас? Правительству следует ускорить решение этих вопросов».
     Многие эксперты поддержали это предложение. Так, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил: «Правительство должно в самые короткие сроки принять окончательно концепцию биржевой торговли, нефтегазовой в первую очередь, у нас в России. Организация биржевых торгов нефтью и газом, на мой взгляд, чрезвычайно важна и перспективна. Мы торгуем своей нефтью и газом на биржах Западной Европы. В самой же России биржевая торговля не развита… И абсолютно правильно ставит вопрос президент: почему мы до сих пор не торгуем своей нефтью, нефтепродуктами и газом за рубли, тем самым повышая доверие к нашей национальной валюте, добиваясь ее полной конвертации?»
     Отметим в связи с этим, что на тему национальной биржевой площадки думают и в других нефтедобывающих странах. Недавно стало известно о планах Ирана создать собственную нефтяную биржу в свободной экономической зоне на острове Киш в Персидском заливе, торги на которой предполагается вести в единой европейской валюте - евро. Это будет пятая нефтяная торговая площадка после Нью-Йорка, Лондона, Сингапура и Токио.
     А как отреагировали в федеральных структурах исполнительной власти на указание ускорить обеспечение конвертируемости рубля и организовать нефтяные торги в самой России с расчетом в национальной валюте? Складывается впечатление, что весьма осторожно. В Минфине, похоже, считают, что перспективы перехода в биржевой торговле на рубль не близкие. Выступая на днях в Екатеринбурге на заседании Совета при полпреде Президента РФ в Уральском федеральном округе, министр финансов Алексей Кудрин объявил, что последние законодательные ограничения для конвертации рубля будут сняты в соответствии с указаниями Президента, но реально конвертируемым рубль может стать, когда инфляция в стране будет не больше 2-3 процентов.
     Глава Минфина не уверен, судя по сообщению ИТАР-ТАСС, в том, что в ближайшее время в России возможна биржевая торговля с расчетами в рублях. «Даже на более развитых биржах расчеты за нефть идут не в евро, а в долларах, потому что так удобнее, - цитирует министра агентство. - Когда-нибудь мы придем к тому, что часть контрактов на наших биржах будет заключаться в рублях, но для этого нужен реально конвертируемый рубль».
     Вот так: «так удобнее». Кому? А как же национальные интересы? Не получится ли, что идея «нефтяного рубля» будет положена в чиновничьих кабинетах под сукно? Ведь разве что-то реально сдвинулось с места, после того как в прошлом году глава государства обратил внимание на необходимость сокращения несправедливой разницы в ценах между западноевропейской маркой Brent и российской нефтью Urals?



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex