на главную страницу

23 Мая 2006 года

Планета людей

Вторник

Япония «заряжает орудия»

Владимир КУЗАРЬ.



В Таиланде проходят многонациональные военные учения «Кобра гоулд-2006», в которых принимают участие японские силы самообороны. Эти учения проводятся ежегодно с начала 1980-х годов и посвящены отработке действий вооруженных сил ряда стран, в том числе США, при возникновении регионального конфликта. Япония участвует в них второй раз, хотя ее подключение к учениям носит, как подчеркивают в Токио, символический характер – на них направлено всего 40 военнослужащих. Тем не менее даже их присутствие подтверждает уже ставшую знаковой тенденцию: военная активность сил самообороны Японии за рубежом нарастает стремительными темпами.

     
Конец пацифизму

     Еще пятнадцать лет назад зона действий японских вооруженных сил ограничивалась национальной территорией и прилегающими к ней морями. Однако со времени направления Японией минных тральщиков в Персидский залив после войны 1991 года этих ограничений больше не существует. Сегодня силы самообороны принимают участие в миротворческих миссиях, многосторонних военных учениях, задействованы в Афганистане и Ираке, осуществляют патрулирование в Индийском океане. Также расширяются роль и характер решаемых японскими военнослужащими задач. Постоянно подчеркивая, что силы самообороны не имеют, согласно конституции страны, права участвовать в наступательных военных операциях, управление национальной обороны Японии уже получило возможность задействовать войска в антитеррористических операциях и миссиях, направленных на предотвращение распространения оружия массового поражения и баллистических ракет, проведение досмотров подозрительных кораблей и ряда других задач, где по сути грань между боевым и мирным использованием вооруженных сил не ощутима.
     Естественно, под это все подводится соответствующая база. Сторонники расширения военного присутствия за рубежом заявляют, что в нынешнем нестабильном, со многими серьезными угрозами, мире богатая и могущественная Япония в таком опасном регионе, как Восточная Азия, не может постоянно играть эпизодические военные роли. Как считает директор института Оказаки в Токио вице-адмирал в отставке Хидеаки Канеда, вопрос в том, будут ли японские силы самообороны действовать рука об руку с Америкой и остальным миром, защищая мир во всем мире сейчас, или в конце концов им придется делать это в одиночку, защищая свою страну. По его мнению, для Японии настало время «зарядить свои орудия» и встать на защиту мира во всем мире.
     И Страна восходящего солнца «заряжает орудия», взяв по сути курс на постепенный возврат себе статуса военной сверхдержавы, сфера интересов которой вряд ли будет ограничиваться ее государственными границами. Уже сегодня 250-тысячные силы самообороны с собственными танками, военными кораблями и самолетами считаются одной из самых мощных армий в регионе. Более того, на протяжении многих лет соотношение между офицерами и солдатами составляет три к одному, что в случае необходимости позволяет увеличить ее численность в несколько раз. По абсолютным же расходам на оборону (около 44 млрд. долларов) Япония занимает одно из первых мест в мире. Если же пересчитать их с учетом численности сил самообороны, то получится, что японский военный бюджет оставил далеко позади все остальные страны, включая США. И вся эта мощь скрывается под скромным наименованием «силы самообороны».
     Несколько лет назад в стране был начат процесс реформирования оборонной политики, предусматривающего, в частности, придание силам самообороны статуса полноценной армии. И, поскольку этому процессу мешает известная как пацифистская конституция, согласно которой Япония отказывается «на вечные времена от войны как суверенного права нации» и от обладания военной мощью, было предложено отменить отдельные ее статьи или внести в них новые формулировки, которые не только позволили бы иметь «настоящие» вооруженные силы, но и расширили бы их возможности по надежной защите страны от агрессии извне и атак террористов. Как поклялся премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, Япония очень скоро вновь станет «нормальной страной», добавив, что она не должна больше стесняться называть вооруженные силы своим именем, а не «силами самообороны». Правда, из-за опасения вызвать негативную реакцию соседей прежнее наименование «силы самообороны», скорее всего, сохранится. А вот организационные изменения, как говорится, не за горами. Например, в марте в структуре управления войсками появилась должность начальника объединенного штаба сил самообороны. По заявлениям представителей управления национальной обороны Японии, создание новой структуры позволит более эффективно руководить деятельностью наземного, морского и воздушного компонентов вооруженных сил страны. При этом начальник объединенного штаба сил самообороны будет находиться в прямом подчинении у начальника управления национальной обороны страны.
     Происходят изменения и в оснащении сил самообороны высокотехнологичным вооружением, в том числе оружием первого удара. Так, военное ведомство Японии открыло финансирование работ по созданию управляемой крылатой ракеты класса «земля — земля» с дальностью действия в несколько сотен километров. Планируется, что в ближайшие пять лет новая ракета поступит на вооружение. А 15 марта во время торжественной церемонии, которая проходила на заводе компании Fuji Heavy Industries в г. Утсуномия, состоялась передача сухопутным силам первого многоцелевого боевого вертолета AH-64D Apache Longbow. Японская компания объединилась с «Боингом» для производства вертолетов Apache, которые будут выпускать на ее заводе по американской лицензии.
     Однако «главным детищем» японской армии призвана стать система противоракетной обороны. Ее развертывание планируется начать уже в следующем году, а к 2010 году Япония намерена располагать четырьмя эсминцами, оснащенными зенитными ракетами морского базирования «Стэндард миссайл-3» (СМ-3) и таким же количеством зенитно-ракетных групп с наземными зенитно-ракетными комплексами «Пэтриот» (ПАК-3), которые в основном будут размещены вокруг столичной префектуры. Подчеркивая, что в интересах ПРО может быть задействован и космос, японские парламентарии уже подготовили законопроект, позволяющий использовать околоземное пространство в военных целях. Инициатором законопроекта выступила правящая либерально-демократическая партия, которая надеется утвердить его не позднее августа.
     
Союз на все времена

     Создает собственную систему противоракетной обороны Япония совместно с Соединенными Штатами, которые и дальше будут оставаться ее главным союзником в обеспечении безопасности страны. Как подчеркивают в Токио, несмотря на происходящие изменения в военной политике, основой национальной обороны по-прежнему является японо-американская система безопасности. Более того, на отказ от мирных положений конституции Токио подтолкнул именно Вашингтон.
     Однако не кто иной, как Колин Пауэлл, будучи госсекретарем США, заявил в августе 2004 года, что Японии следует внести поправки в свою конституцию, чтобы стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. При этом высший американский чиновник прямо рекомендовал японцам пересмотреть 9-ю статью конституции, которая мешает армии воевать за рубежом. В этом отразилась общая позиция американской администрации, считающей, что сильная в военном плане и активно действующая в регионе Япония необходима для обеспечения стратегических интересов США в Восточной Азии. «Пришло время наблюдавшей до этого за игрой Японии выйти на бейсбольное поле», - заявил заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж. В частности, в Вашингтоне не скрывают, что Страна восходящего солнца могла бы сыграть в качестве противовеса могуществу Китая, может быть использована для оказания материально-технической и разведывательной поддержки вооруженным силам США, для обеспечения переброски американских войск в потенциальные зоны конфликта.
     В Пентагоне хорошо понимают, что, несмотря на существование среди японцев, особенно среди жителей Окинавы, сильной оппозиции американскому присутствию, таких уникальных возможностей для базирования, как в Японии, он нигде не получит. Гуам находится слишком далеко, а Вьетнам вряд ли позволит американцам вновь занять их прежнюю военную базу Камрань. Австралия и Сингапур интересны для Пентагона как «перевалочные пункты» для переброски войск в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион, но не в Тайваньский пролив, где, как считают аналитики, и развернутся основные события в случае конфликта с Китаем.
     Для Японии военный союз с США не менее важен. И прежде всего в виде американского «ядерного зонтика», который, по мнению японцев, надежно их защищал от нападения ядерных государств на протяжении пятидесяти лет. Необходимость в нем, они считают, не исчезла и в наши дни, когда растет мощь Китая и когда Северная Корея не скрывает наличия у нее ядерного оружия и средств его доставки. В Токио также осознают, что, если союз распадется, Японии придется вдвое, а то и втрое увеличить расходы на оборону, чтобы компенсировать утрату возможностей, которые ей сегодня предоставляет сотрудничество с США. Но даже в этом случае ей не удастся создать такой же уникальный военный и разведывательный потенциал, каким обладают Соединенные Штаты.
     Вместе с тем японские политики не скрывают, что хотели бы со временем получить для страны большую самостоятельность и равноправие в рамках союза. Однако это стремление вряд ли когда-нибудь станет реальностью, так как японо-американское партнерство уже по определению не может быть равноправным из-за разницы в размерах и стратегических «весовых категориях» его участников. В очередной раз это было продемонстрировано в ходе многомесячных переговоров Японии и США о планах по реструктуризации американского военного присутствия в Японии. Соглашение о выводе около 8 тысяч американских солдат с Окинавы на Гуам и о закрытии ряда военных баз было достигнуто еще в октябре прошлого года, однако возникли споры о том, кто будет платить за передислокацию личного состава и техники. Вашингтон оценил эту операцию в 10 млрд. долларов и просил союзника взять на себя 75 процентов суммы. Значительную часть этих средств он требовал внести в виде дара. Токио готов был заплатить не более 3 млрд. долларов, и то в основном в виде кредитов, которые США пришлось бы возвращать. В ходе переговоров Вашингтон оказал на Токио такое давление, что японцы вынуждены были согласиться выделить 6,1 млрд. долларов, а также предоставить Пентагону вместо закрываемого в 2014 году крупного аэродрома американской морской пехоты «Футэмма», который расположен в черте города Гинован на юге Окинавы, двух новых взлетно-посадочных полос в менее густонаселенных районах острова.
     
Соседи обеспокоены

     Изменения в сфере безопасности, ведущие к повышению роли сил самообороны в политике Японии, не могут не вызывать соответствующей реакции ее соседей, и прежде всего со стороны Китая и двух Корей. Особенно учитывая тот факт, что соперничество между ними, взаимное недоверие уходят корнями в далекое прошлое. В Пекине нередко высказывается обеспокоенность в связи с поддержкой Японией Тайваня и созданием ею системы ПРО, выражается недовольство по поводу действий, связанных с наследием истории, в частности с неоднократным посещением Коидзуми храма Ясукуни, который китайцы считают символом имперского прошлого Японии. До недавних пор эти озабоченности как-то приглушались наличием конституционных ограничений в Японии и тем, что в Пекине осознавали: союз с США служит препятствием для возрождения военной мощи Японии. Однако тенденция к отмене этих ограничений и расширяющееся военное присутствие Японии в различных районах планеты привели китайских аналитиков к выводам, что Токио маскирует свои истинные стратегические цели, заключающиеся в стремлении Страны восходящего солнца к региональному лидерству. В свою очередь японские политики выражают обеспокоенность растущей мощью Китая.
     Напряженность в отношения между Токио и Пекином вносят и неурегулированные территориальные споры, особенно из-за островов Сенкаку (китайское название - Дяоюйдао), расположенных вблизи богатых морских месторождений нефти и газа. Пока дело ограничивается обменом нотами и символическими акциями протеста со стороны китайских активистов. Но возможность необдуманных действий будет возрастать, по мере того как нуждающийся в энергоносителях Китай начнет расширять разведку нефти в водах вокруг Сенкаку, - на это Япония отреагирует усилением морского патрулирования и наблюдения за регионом.
     Подобные мотивы звучат и в отношениях Токио и Сеула. Наиболее острая проблема в них - острова Токто в Японском море. В марте обе стороны прибегли к военной силе. Япония - для охраны исследовательского судна, направленного для изучения дна у спорных островов, Южная Корея - для патрулирования района с целью не допустить проведения этих работ. При этом и там, и там звучали весьма воинственные заявления. Лишь ценой больших взаимных усилий удалось избежать разрастания конфликта. Но проблема не решена, и она, не трудно предположить, даст еще о себе знать. Тем более что Токио намерен ужесточить свою позицию в отношении нерешенных территориальных проблем. Свидетельством тому стал выход школьных учебников, в которые издатели по настоянию японских властей записали, что острова Такэсима (Токмо) незаконно оккупированы Южной Кореей. Этот факт, по мнению официальных представителей Сеула, отражает «намерение японского правительства прославить военное прошлое страны и преподавать ученикам извращенную историю».
     Кстати, такие же формулировки учебники приводят и в отношении Южных Курильских островов Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды (остров Шикотан и группа островов Хабомаи). правительство Японии давало понять, что не готово к поиску компромиссов по проблеме Южных Курил. Оно заявляет, что считает эти острова «своими исконными территориями» и готово лишь «гибко» подходить к срокам и условиям их реальной передачи. При этом постоянно подчеркивает, что без разрешения территориального спора развитие отношений с нашей страной невозможно.
     «Необходимо принять вызов, бросаемый нам растущей напряженностью и конфликтностью на планете, дабы мы смогли жить так же успешно следующие пятьдесят лет», - заявляет премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. И на этот вызов Япония готова ответить прежде всего созданием мощных, высокотехнологичных и мобильных вооруженных сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex