на главную страницу

3 Июня 2006 года

Армия и общество

Суббота

Без человека дело не делается

Андрей ГАВРИЛЕНКО.



На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом по воспитательной работе – начальник управления воспитательной работы ВМФ вице-адмирал Федор СМУГЛИН.

     - Товарищ вице-адмирал, вы, как никто другой на флоте, знаете состояние дел в сфере воспитательной работы среди военных моряков. В каких-то частях есть проблемы, в других дело налажено. Кто из ваших подчиненных отвечает требованиям времени?
     - Прежде всего мне хотелось бы отметить заместителя командующего Северным флотом по воспитательной работе – начальника управления воспитательной работы контр-адмирала А. Дьяконова. Он – кандидат наук, опытнейший офицер-воспитатель, талантливый организатор, творчески и инициативно мыслящий человек. Под его руководством на флоте создана и эффективно функционирует система воспитательной работы на всех уровнях.
     В частности, в управлении воспитательной работы СФ с использованием информационного канала «Военный вестник» готовятся и направляются на корабли, находящиеся в море, информационные обзоры событий в стране и за рубежом. Это оказывает существенную помощь офицерам-воспитателям в работе с личным составом в период выполнения задач в море.
     Добрых слов заслуживает и заместитель командующего Кольской флотилией разнородных сил СФ по воспитательной работе, продолжатель флотской и офицерской династии в четвертом поколении, кандидат психологических наук капитан 1 ранга М. Юрченко. Среди лучших назову и заместителя командира Новороссийской военно-морской базы по воспитательной работе кандидата психологических наук капитана 1 ранга А. Томилина. Он более семи лет руководит организацией воспитательной работы в этом объединении. Грамотный, разносторонне развитый офицер сейчас работает над докторской диссертацией.
     Эффективно организована информационно-пропагандистская работа на кораблях Черноморского флота под руководством заместителя командующего ЧФ по воспитательной работе – начальника управления воспитательной работы контр-адмирала А. Пушкарева. Целенаправленно внедряются в учебный процесс современные технологии, компьютерная и оргтехника. Обеспечивается функционирование созданного в 2003 году сайта в Интернете, на котором размещены тематические планы общественно-государственной подготовки, методические рекомендации, лекции, другие материалы в помощь руководителям и слушателям групп ОГП. Важную роль играет и телецентр Черноморского флота. Его программы, транслируемые по местному кабельному телевидению, используются в ходе проведения занятий по ОГП и информирования личного состава.
     Назову еще несколько передовых офицеров-воспитателей. Это тихоокеанцы капитан 1 ранга Н. Лапшин, полковник М. Любецкий, старший лейтенант М. Селявский, балтийцы капитан 1 ранга И. Кирбай, подполковник А. Каминский, североморец капитан 2 ранга А. Заикин и проходящий службу на Черноморском флоте капитан 2 ранга А. Ушкачев. Среди руководителей культурно-досуговых учреждений хочу отметить начальника Ансамбля песни и пляски Черноморского флота подполковника В. Бойко и руководителя Драматического театра Северного флота капитана 2 ранга М. Онищука.
     - Каковы приоритеты военно-социальной направленности работы воспитательных органов?
     - Поскольку без человека никакое социально-общественное, в том числе и военное, дело не делается, то и главнейшим направлением деятельности органов воспитательной работы является именно человек - возвышение его патриотических, духовных, нравственных ценностей, воспитание готовности выполнить долг перед Отчизной. Приведу лишь некоторые примеры этой работы. Особое внимание уделяется семьям начинающих офицерскую службу выпускников военных вузов. В объединениях, соединениях, в частях Военно-морского флота с участием женского актива проводятся «Дни молодого офицера», «Недели молодой семьи», «Лейтенантские балы». Проходят встречи выпускников и членов их семей с командованием флотов, объединений, соединений, кораблей и частей, знакомство с историей и традициями кораблей и частей флота. Ведется работа по трудоустройству жен молодых офицеров. Собранные данные об их образовании, специальностях передаются в центры занятости в местах дислокации сил флота. Порядок решения социальных проблем доводится через местные органы власти и командование. Женский актив знакомится с жилищными условиями молодых семей. Оказывается помощь в доставке контейнеров, в приобретении предметов первой необходимости. Традиционно большая работа проводится и по организации летнего отдыха детей военнослужащих и гражданского персонала...
     - Сегодня священнослужители – частые гости в воинских частях, стало практикой, когда они принимают участие в походах кораблей российского флота. В обществе активно ведутся дискуссии об учреждении в Вооруженных Силах института военных капелланов. Ваша позиция по этому вопросу?
     - С петровских времен в штатах полков и кораблей значились священники, которые словом Божьим укрепляли нравственное начало, веру в добро, справедливость и победу над врагом. Каждый полк, корабль, крепость, военно-учебное заведение, военный завод, госпиталь и даже тюрьма имели свой храм. Не было случая, чтобы полк выступил в поход или корабль ушел в дальнее плавание без священника и походной церкви. В наше непростое время Русская Православная церковь вновь пришла на помощь российскому воинству, помогая формировать его высокие духовно-нравственные качества, воспитывая у моряков Российского флота чувство патриотизма и верности воинскому долгу.
     С помощью общественной организации «Омофор» сегодня устанавливаются походные церкви на флагманах Северного флота - тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий». В освящении походных церквей принимал участие председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий (Смирнов).
     Доброй традицией стало участие главного командования ВМФ в ежегодных рождественских чтениях, проводимых по благословению и при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В июне этого года пройдут IV Всероссийские сборы духовенства традиционных конфессий, занимающихся духовно-нравственным воспитанием военнослужащих. Планируется обсудить вопросы координации деятельности религиозных организаций и представителей органов воспитательной работы в искоренении различных форм нарушений правил неуставных взаимоотношений среди военнослужащих, создании и изучении методик профилактики суицидов, военно-патриотического воспитания военнослужащих.
     Однако, взаимодействуя с религиозными организациями, необходимо прежде всего учитывать многоконфессиональность нашего государства. Традиционные религии на территории России развиваются неравномерно, конфликтуют не только при миссионерской деятельности и разделении сфер влияния, но и внутри конфессий. Государство не может допустить, чтобы в Вооруженные Силы, на флот были внесены проблемы на религиозной почве.
     Главное командование ВМФ готово поддерживать и развивать отношения со всеми традиционными конфессиями, действующими в местах базирования флота.
     - Есть что-то привлекательное в системах воспитательной работы в военно-морских силах ведущих зарубежных стран? Чем они отличаются от нашей? Стоит ли нам что-то перенимать у иностранных коллег?
     - Несмотря на различие в терминологии: «политическое образование», «внутреннее руководство», «формирование морального духа», «информационное обеспечение» и т.д., в военно-морских силах иностранных государств существует разветвленная система воспитания военнослужащих, которая представляет собой единство многих структурных элементов. Содержание воспитательного процесса в ВМС имеет общие черты: правовое, воинское, духовно-нравственное воспитание, морально-психологическая и физическая подготовка, организация здорового образа жизни военнослужащих.
     Еще одно весомое отличие в том, что в зарубежных ВМС отсутствует единый орган управления, отвечающий за организацию воспитания военнослужащих. Система воспитания и морально-психологической подготовки личного состава ВМС иностранных государств основывается прежде всего на целом комплексе мер материального и морального стимулирования, наличием 30 - 40 разнообразных льгот для военнослужащих. Кроме того, ответственность за воинское воспитание личного состава возложена в первую очередь на младших командиров – сержантский состав.
     На мой взгляд, представляется целесообразным в первую очередь изучение передового зарубежного опыта информационно-пропагандистского обеспечения. Так, министерством обороны США выпускается огромное количество газет и журналов, а в видах вооруженных сил – несколько десятков газет и журналов. Тираж некоторых из них достигает 100 тысяч экземпляров. Радио- и телевизионная сеть вооруженных сил США располагает более чем 200 радио- и 80 наземными телевизионными станциями. На кораблях ВМС США смонтировано 56 радио- и 11 телевизионных станций. Во Франции штаб каждого соединения и воинской части, все военные школы издают на бюджетные деньги собственные газеты и информационные бюллетени.
     Заслуживает внимания также опыт создания современных интернет-кафе, современных электронных библиотек, подключенных к системе Интернет, оборудованных запоминающими устройствами, устройствами кодирования и программным обеспечением, а также культурно-оздоровительных центров для личного состава. Только на кораблях и подводных лодках ВМС США действуют более 300 библиотек.
     Стоит обратить внимание и на опыт работы социально-психологической службы, которая имеется во всех вооруженных силах, а в каждой медицинской роте есть психолог, психиатр и социолог, а также 6 - 8 их помощников. Командиры широко используют рекомендации социально-психологической службы в своей работе с военнослужащими. В вооруженных силах Англии особое внимание уделяется осведомленности о семейной жизни и службе подчиненных. С 1990 года в английской армии и в королевских ВМС в штатах подразделений имеются специально обученные или имеющие опыт педагогической работы женщины.
     - Действенной формой помощи российскому флоту стало шефство над ним. Ряд надводных кораблей и подводных лодок носит названия российских городов, администрации которых оказывают подшефным экипажам различную поддержку. Насколько перспективно, на ваш взгляд, подобное сотрудничество?
     - В наиболее тяжелые времена россияне всегда приходили на помощь флоту. Последние 15 лет флот испытывает серьезные затруднения. Корабли, построенные в 1970 - 1980-х годах, выслужили установленные сроки службы и выводятся из состава флота. Пополнение ВМФ кораблями нового поколения идет крайне медленно. По-прежнему не снята острота социальных проблем кадрового состава флота и членов их семей.
     Желание оказать помощь Военно-морскому флоту находит понимание и отклик во многих регионах России, среди всех слоев населения. В России нет ни одного региона, который бы в той или иной форме не помогал ему. Над кораблями и частями ВМФ шефствуют более 400 административно-территориальных образований и предприятий России. Шефская помощь, оказываемая промышленными предприятиями, городами, субъектами Российской Федерации, благоприятно сказывается на морально-психологическом состоянии личного состава, повышает престиж и значимость воинской службы на флоте среди призывной молодежи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex