Специфика военной службы, как известно, в том, что она связана с риском для жизни, и потому государство взяло на себя обязательство материально помочь тем, кто получил ранение или увечье, поддержать семью, потерявшую кормильца. 14 федеральных министерств и ведомств реализуют страховые гарантии в этой области через Военно-страховую компанию (ВСК). О том, какая работа в области обязательного государственного страхования военнослужащих проводится сегодня, рассказывает руководитель Управления обязательного государственного личного страхования ВСК Николай ЗУБРИЦКИЙ.
- Николай Васильевич, расскажите о законодательной базе обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
- Прежде всего хочу напомнить, что 1 января 2006 года исполнилось 15 лет со дня введения в нашей стране обязательного государственного страхования военнослужащих. По существу, весь процесс становления в Российской Федерации этой социальной нормы защиты людей в погонах проходил на практике работы Военно-страховой компании.
Немного истории. Когда мы только приступали к работе, все издержки, связанные с финансированием, размерами выплат, их сроками и многим другим, были очевидны. На основе этих наработок был подготовлен и принят в 1998 году Федеральный закон № 52-ФЗ, который сегодня доказал свою действенность и соответствует финансовым возможностям страны.
Достаточно назвать результаты прошлого года. Всего по министерствам и ведомствам, застраховавшим своих военнослужащих, было осуществлено выплат на общую сумму порядка 2,3 млрд. рублей. В том числе по Министерству обороны – 1,6 млрд. рублей.
Мы избрали наиболее организационно удачную схему – централизованного осуществления страхования военнослужащих. Смысл ее заключается в том, что после заключения соответствующего договора с ведомством на страхование всех военнослужащих прием страховых документов и выплаты страховых сумм осуществляются только одним специализированным подразделением компании, в котором в основном работают отслужившие в Вооруженных Силах специалисты.
Через Управление обязательного страхования компании вот уже на протяжении многих лет от 60 до 70 тысяч застрахованных и членов их семей ежегодно получают интересующую их информацию по законодательным и нормативным актам, по оформлению страховых материалов и выплатах, по конкретным страховым ситуациям. У нас организована справочная служба, работает приемная, где квалифицированные специалисты оперативно и точно ответят на любой вопрос. Ведется и активная переписка: в прошлом году мы дали ответы более чем на 2 тысячи писем. Необходимую информацию можно получить и на нашем корпоративном сайте в Интернете.
- О правилах и порядке выплат страховых сумм «Красная звезда» неоднократно рассказывала на своих страницах. Эта система отработана достаточно давно. Тем не менее какие-то нововведения в перспективе планируются?
- Знаете, в самом механизме на протяжении ряда лет принципиально нет кардинальных изменений. Это еще раз только доказывает его эффективность.
В целом же разработанные нами технологии позволяют рассматривать до 400 комплектов страховых материалов в день.
Мы отслеживаем и получаем оперативную информацию из войск, военных комиссариатов о наступлении различного рода событий, произошедших с военнослужащими, особенно связанных с групповой гибелью людей. Всегда включаемся в процесс оказания соответствующей помощи по сбору и оформлению необходимых документов для страховых выплат. Если есть необходимость, направляем наших сотрудников на место события.
Естественно, в приоритетном порядке решаем все вопросы с выплатами по событиям на Северном Кавказе. Как правило, рассмотрение этих документов осуществляется в течение суток, а через Сбербанк России деньги до непосредственных адресатов доходят в течение трех дней.
Отмечу и такой факт. Все дела по страховым событиям, связанным со службой на Северном Кавказе, мы храним все это время. А недавно приняли решение о том, чтобы увеличить с 3 до 5 лет сроки хранения всех документов.
- Николай Васильевич, назовите сразу же для наших читателей адрес и необходимые телефоны.
- 121170 г. Москва, Кутузовский проспект, д. 36 (проезд до станции метро «Кутузовская»). Прием застрахованных ведется в рабочие дни с 9 до 17 часов. Телефоны справочной Управления обязательного государственного страхования Военно-страховой компании: 8(495)785-24-21, 785-24-22.
- А с какими сложностями в работе приходится сталкиваться? Чем они обусловлены?
- Основная наша головная боль – некачественное оформление документов в воинских частях, военных комиссариатах. Почти каждый десятый комплект документов мы вынуждены возвращать назад или вести дополнительную переписку из-за различных ошибок, допущенных при подготовке материалов на местах, из-за чего возникают задержки с выплатами по некоторым страховым случаям.
Нередко военнослужащий срочной службы, задержавшийся с лечением по ранению, травме, контузии свыше положенного срока службы, необоснованно увольняется командиром не по болезни, а как выслуживший установленный срок. Тем самым он реально лишается права на выплату страховой суммы по досрочному увольнению и зачастую единовременного пособия в размере 60 окладов. В таких случаях компания вынуждена подсказывать застрахованным и командирам о необходимости изменения приказов об исключении военнослужащих из списков части по основаниям, соответствующим их свидетельствам о болезни.
К сожалению, нередко масла в огонь подливают обращения родных пострадавших военнослужащих не к специалистам, а в различные правозащитные организации, в комитеты солдатских матерей, к адвокатам, которые порой вводят людей в заблуждение. В результате ситуация не разрешается, человек теряет драгоценное время.
- И что, на ситуацию никак повлиять не удается?
- Нерешаемых вопросов нет. В последнее время нам удалось максимально сгладить проблему с поступлением необоснованно оформленных и фиктивных документов. Большую помощь в этом нам оказала Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, флотов, гарнизонов. В прошлом году мы получили около 250 ответов на наши запросы от должностных лиц о принятых мерах.
В свое время мы предлагали внести изменения в ведомственные инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы: внести новую статью о проведении освидетельствования в интересах страхового обеспечения. На сегодняшний день этот вопрос решен – издан приказ министра обороны № 200 от 20 августа 2003 года «О военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Российской Федерации». В инструкции Минобороны введен отдельный раздел «Освидетельствование военнослужащих в целях определения тяжести полученного в период военной службы увечья» как основание для выплаты страховых сумм. Все справки ВВК о тяжести травм утверждаются штатными военно-врачебными комиссиями. Опыт показывает, что эта мера значительно облегчила работу - процент представленных в Военно-страховую компанию необоснованно оформленных справок значительно снизился. Кроме того, сократилось время оформления необходимых страховых выплат – отпала необходимость отправлять нам справки ВВК в штатные комиссии, ЦВВК.
- Тем не менее, на ваш взгляд, что еще необходимо сделать для дальнейшего совершенствования реализации прав и гарантий военнослужащих в сфере обязательного государственного страхования их жизни и здоровья?
- До настоящего времени не решен вопрос оперативного оформления документов на местах. С особенно большой задержкой поступают документы, связанные со смертью застрахованных военнослужащих, – каждый пятый комплект документов поступает спустя год! ВСК совместно с Министерством обороны, озаботившись такой ситуацией, принимает свои меры. С сентября прошлого года в войсках стали открываться наши консультационные пункты, где военнослужащие, их родные могут из первых рук получить консультации профессионалов по всем вопросам обязательного государственного страхования.
|