на главную страницу

10 Июня 2006 года

Без камуфляжа

Суббота

Ингеборга ДАПКУНАЙТЕ: Я ЧЕЛОВЕК УВЛЕКАЮЩИЙСЯ

Валерия МОРОЗОВА.



Ее называют «европейской звездой российского кино» и «славянской Ким Новак». А в России, ее, уроженку Литвы, относят к иностранным артистам. Да и самой Ингеборге Дапкунайте, а именно о ней идет речь, свойственна какая-то странная раздвоенность – нежность и внутренняя сила, порок и добродетель, что и выделяет ее среди других актрис.

     В детстве и юности Ингеборга была критически настроена по отношению к своей внешности: то ей казалось, что она слишком худая, то - что у нее кривые ноги или чересчур жирные волосы. Никогда не чувствовала себя красивой и каждый раз, когда оказывалась перед зеркалом, утешала себя: «Ну ничего, с внешностью тебе, конечно, не повезло, зато возьмешь талантом. Будешь много работать, и тогда все увидят, какая ты замечательная».
     С ранних лет Дапкунайте, которая родилась 20 января 1963 года в Вильнюсе, воспроизводила балеты и оперы, исполняя разными голосами каждую партию. В четыре года бабушка, которая работала в Вильнюсском оперном театре, отвела ее в этом храм искусства. Там Ингеборга стала играть то сына мадам Баттерфляй, то чертенка в «Фаусте», то ангелочка в «Демоне». Затем была «Пиковая дама», другие детские роли в спектаклях театра. После школы девушка решила попробовать поступить на театральное отделение консерватории, хотя сцена и не была пределом мечтаний. Она собиралась поступать в институт иностранных языков, но в консерваторию экзамены были на месяц раньше. Родители были искренне рады, что Ингеборга поступила, - ведь ее мама и сама хотела быть актрисой.
     Окончив факультет хорового и театрального искусства, курс Йонаса Вайткуса Литовской консерватории, Дапкунайте покорила сцену Каунасского драматического театра, затем Вильнюсского академического и Молодежного литовского театра Эймунтаса Някрошюса, где играла в чеховской «Чайке», гоголевском «Носе», репетировала Корделию в «Короле Лире», «Кармен». Ингеборга играла в Вильнюсском драмтеатре, когда получила приглашение из Лондона поучаствовать в пробах на роль в спектакле «Ошибка речи» с участием знаменитого Джона Малковича. Поехала в Лондон из любопытства - раньше там не бывала – и осталась на три года. Но, как только вернулась домой, ее вновь пригласили в Лондон на главную роль. Она долго сомневалась, но режиссер театра - Эймунтас Някрошюс посоветовал ехать, сказав, что поездка может изменить судьбу. И оказался прав…
     Сначала она играла в Лондоне. Потом ездила по миру со спектаклем почти восемь месяцев. И все время рядом был известный английский режиссер Саймон Стоукс. Их свадьба была простой: они не венчались в церкви, а лишь прошли через официальное оформление. Потом в фойе театра, где работал Саймон, собрали друзей и знакомых и часа два веселились. Уже в шесть вечера все разъехались по делам. Молодожены же на машине съездили во Францию, где выходила замуж младшая сестра актрисы. А через день после возвращения счастливая Дапкунайте улетела на съемки к Валерию Тодоровскому.
     С тех пор супруги в одних проектах не участвовали. Ингеборга не хотела играть у мужа только потому, что она его жена. Хотя актриса и не отрицает, что с удовольствием станет играть у Саймона, если в постановке будет хорошая роль для нее.
     В кино Дапкунайте дебютировала еще студенткой в роли Ауксе в фильме Литовской киностудии «Моя маленькая жена». В Литве она играла у Эймунтаса Някрошюса, в России снялась в нескольких мелодрамах: «Стечение обстоятельств», «Осень, Чертаново...», где удивила неожиданной для жанра отстраненностью. Эта «отстраненность» стала фирменной характеристикой Ингеборги Дапкунайте. А в 1989 году она сыграла в «Интердевочке» Петра Тодоровского. Роль проститутки-лимитчицы Кисули с ее хищной улыбкой и характерным голосом принесла Ингеборге всесоюзную известность. Кстати, об этом голосе следует упомянуть особо. Легкий литовский акцент актрисы, ее ритмика речи нередко были основополагающими при утверждении на те или иные роли. «Акцент необъяснимый, никто не понимает, откуда я. В работе это не мешает и не помогает. Это определяет роли», - признается Ингеборга.
     Еще одна роль - Муся из «Утомленных солнцем» - и Дапкунайте становится известной во всем мире. И в этом нет ничего удивительного, так как ее Муся, переживающая чисто человеческую драму, драму женщины со шрамами на венах - следами неудачной попытки самоубийства, выглядит весьма и весьма убедительно. Как говорит актриса в одном из интервью, «помогало, что изначально был точно определен узор моего существования в этом фильме. А работать было действительно трудно. С одной стороны, по чисто производственным условиям, когда холодной осенью 1993-го при минусовой температуре мы должны были «жить», как в жаркий солнечный день, носить легкие летние платья, прыгать в ледяную воду... Теперь только могу признаться, что у меня пар шел изо рта в такие моменты».
     О сложностях в работе с Ингеборгой рассказывает и Никита Михалков, режиссер фильма: «С ней довольно сложно. Она обладает замечательным актерским аппаратом. Но что меня бесило - я ей не нужен! Она говорит: «Никита Сергеевич, подождите, я сама». Как сама? Не всегда надо объяснять, почему эта женщина поступает так, а не иначе. Ну, просто потому, что она русская женщина. Или: так не должна женщина поступать. А она в ответ: другая, может быть, и не должна, а я должна поступить так. Но она очень профессиональна, и с ней работать приятно».
     Не только «Оскар» «Утомленных солнцем», но и неординарное дарование и высокий профессионализм позволили Ингеборге шагнуть с российских и европейских съемочных площадок в Голливуд. Здесь она снялась в картине «Миссия невыполнима», где ее партнером был Том Круз, в фильме «Семь лет в Тибете» актриса сыграла Ингрид - жену главного героя Брэда Питта. В «Зимней жаре» Дапкунайте сыграла украинскую девушку Соню, которая из родной Одессы решила податься в Бельгию за лучшей долей и уехавшим туда мужем. А в итоге нашла новую любовь.
     Нетрадиционность образов и необычность актерской судьбы стали отличительной чертой Дапкунайте. Она натура стихийная и потому непредсказуемая, в чем-то противоречивая. Ингеборга предпочитает вставать рано в отличие от большинства представителей «трудовой богемы», любит большие города с их разноголосицей, шумом и суетой, ездит в общественном транспорте, на метро, и это ее ничуть не смущает. В ее гардеробе можно встретить наряды от Ungaro, Bosco di Cigliegi и вещи из секонд-хенда. Она вообще не выносит одеваться с ног до головы от одного дизайнера и предпочитает создавать свой образ каждый раз заново - под настроение. «Для меня главное, чтобы было чистое и висело уже готовое, не мятое, ну и чтобы не страшно было надеть - весь мой стиль. Важно только одно - чтобы было удобно и не жало», - подчеркивает актриса.
     В преддверии чемпионата мира по футболу нельзя не сказать еще об одной особенности Ингеборги: она страстная болельщица этой игры. «Мне футбол нравится, - признается Дапкунайте, - потому что там есть драматургия первенства, чемпионата. Ты входишь в эти события, выбираешь, за кого болеть. У меня был один отпуск, когда я вставала в семь утра, чтобы смотреть футбол. Интерес к футболу возник потому, что мой муж его очень любит. И у меня был выбор: либо заинтересоваться им самой, либо слушать этот шум и… выходить из себя». И вполне возможно, что в репортажах с нынешнего чемпионата мы увидим и эту необыкновенную актрису, болеющую за свою команду. Какую? Ни литовская, ни российская команды в первенстве не участвуют. Поэтому остается английская. И не только потому, что Ингеборга давно уже живет в Лондоне. Многих английских футболистов она знает лично, а «Арсенал», «Челси», «Манчестер юнайтед» – ее любимые команды.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex