на главную страницу

16 Июня 2006 года

Армия и общество

Пятница

В АРМИЮ — ЗА ДИПЛОМОМ

Елена КОЛОСЕНЦЕВА.



С 2006 года у юношей, призванных в армию, появилась уникальная возможность одновременно с армейскими навыками получить специальность и диплом государственного образца. С 1 июля этого года начинается эксперимент по получению начального профессионального образования во время срочной службы. Таким образом, обычные «учебки» будут выполнять функцию ПТУ, а призывники не избегут учебной скамьи и в армии.

     «У военнослужащих срочной службы должна быть возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании», - отметил Президент РФ Владимир Путин на встрече с членами правительства, Федерального Собрания и президиума Государственного совета осенью 2005 года. С этого времени и началась разработка проекта «в армию – за образованием». Уже в декабре было принято предложение Минобороны и Минобрнауки, согласованное с Минфином, о проведении в 2006–2007 годах эксперимента по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. Эксперименту был дан «зеленый свет», и с 1 января 2006 года началась подготовительная работа по его проведению на базе специально отобранных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации. Уже к концу 2007 года таких частей должно насчитываться 100, из них в 25 эксперимент начнется во втором полугодии 2006 года.
     Такой эксперимент в России проводится впервые. Предложение о получении гражданского диплома в армии появилось в связи с общим низким уровнем образования призывников. Так, в ходе осеннего призыва 2005 года около 16 процентов молодых людей имели только начальное общее или основное общее образование, а около 40 процентов вообще до армии нигде не работали и не учились. Идея повышения IQ солдат долго витала в воздухе, но лишь сейчас она начала реализовываться.
     По предварительным оценкам, за два года в эксперимент будут вовлечены около 1.900 солдат. Среди них — будущие повара, слесари, токари, фрезеровщики, операторы ЭВМ. Всего количество специальностей, которые смогут получить счастливчики призыва 2006/2007, – 37. Список специальностей был определен Министерством обороны России с учетом реальных кадровых возможностей, специфики воинских частей и сроков освоения образовательных программ, которые появятся в частях в середине апреля 2006-го.
     Пока проходит первый этап эксперимента, в рамках которого проводятся организационно-технические мероприятия: идет пополнение и переподготовка преподавательского состава, закупка учебных пособий и оборудования, подготовка учебных зданий и полигонов для отработки теории на практике. И только с 1 июля по 1 декабря начнется второй этап - обучение гражданским специальностям молодых людей весеннего призыва-2006. Заключительный, третий этап – прохождение практики в обычных частях в течение шести месяцев, по истечении которых будущий специалист должен написать своеобразную дипломную работу: на ее основании он получит документ об образовании государственного образца. Так что уже в середине службы призывник будет знать, что, вернувшись домой, он сможет работать по полученной в армии специальности.
     «Пионерами» эксперимента стали три воинские части Московского и Северо-Кавказского военных округов, где готовят специалистов для нужд армии. Это часть инженерных войск в Волгоградской области, часть железнодорожных войск в Московской области и 190-я военная школа поваров в Наро-Фоминске.
     
От поваренка до старшего повара

     Поговорка «подальше от начальства – поближе к кухне» здесь не действует. Военная школа поваров прямо «от печи» поставляет во все виды Вооруженных Сил и в МВД своих курсантов, обученных по специальности повара.
     - Наши выпускники служат в Космических войсках, в ВДВ, ВВС, Сухопутных войсках, попадают в тыловые части и учреждения: госпитали и санатории, - свидетельствует начальник 190-й военной школы поваров подполковник Сергей Егоров. - Сейчас школа ведет переговоры с МЧС, чтобы и его сотрудники были накормлены выпускниками школы: служба и голодный желудок - вещи несовместимые. Конечно, не все курсанты выходят из школы, умело владея половником, но и в сыре есть дырки. Чтобы стать поваром и, как следствие, чтобы по месту распределения выпускника школы все были сыты и довольны, надо только желание и немного навыков.
     Вместе с началом эксперимента по получению диплома о среднем профессиональном образовании в военной школе поваров грядут большие изменения. Из-за требуемой под новый проект площади школа перестанет выпускать хлебопеков, одну из важнейших профессий армейского тыла. Теперь все силы будут направлены только на подготовку поваров.
     - Мы вступаем в эксперимент по подготовке специалистов по новой программе, по количеству учебных часов совпадающей с программой гражданского образовательного учреждения. Сейчас надо добрать часы, чтобы готовить только поваров. Пока новой программы нет, но школа уже готова предоставить свою базу под эксперимент, начало которого запланировано на 1 июля, - сообщил «Красной звезде» Сергей Егоров.
     Сейчас школа выпускает более 500 курсантов каждые полгода. После армии многие из них идут работать по специальности и работают поварами даже в ресторанах. И это неудивительно, так как в военной школе поваров работают преподаватели с квалификацией «мастер-повар», принимающие участие в международных конкурсах.
     После принятия присяги начинается сложный путь обучения будущего повара. Через месяц теории занятия продолжаются в лабораториях практического приготовления пищи. За пять с половиной месяцев курсанты должны освоить около 300 рецептов как минимум.
     Каждое приготовленное собственными руками блюдо курсанты должны сами же съесть, но только после тщательной проверки блюда инструктором, который определяет, не переварен ли борщ, у кого пригорела каша, а кто недосолил.
     
Станция назначения - профессия

     «Кузница» специалистов Железнодорожных войск обосновалась в Московской области еще в 1943 г., а с 1996 г. получила право нести почетное звание учебного центра. Каждые полгода здесь выпускаются более 900 специалистов, которые по распределению попадают в Железнодорожные войска по всей стране. Оказаться здесь, как выразился один из младших офицеров, значит вытянуть лотерейный билет. Для кого-то он может оказать счастливым и судьбоносным, так как даст путевку в жизнь.
     Уже на призывных пунктах офицеры части подбирают юношей с навыками и наклонностями, которые помогут им в учебе. Так, неотъемлемым условием для радиста является отличный слух, для автомобильного крановщика – наличие водительских прав. Внутри учебного центра проходит вторая ступень отбора - распределение курсантов по 25 специальностям, связанным с железной дорогой. Среди них для проведения эксперимента выбрано 5 профессий. Это профессии слесаря (электрика) по ремонту автомобилей, станочника в деревообработке (станочник-распиловщик), машиниста подъемно-транспортных и строительных машин (машинист крана автомобильного), токаря-универсала, фрезеровщика-универсала.
     - Этим пяти специальностям мы обучали в узкой направленности – только для войск. Сейчас же сфера их применения расширилась. Поэтому военнослужащие смогут получить диплом государственного образца, что позволит им работать по этим специальностям и после армии, — уточнил заместитель командира учебного центра по воспитательной работе подполковник Андрей Дябин.
     Есть и еще одна гражданская профессия, которую смогут получить курсанты. правда, обучают ей в Нижегородской области, где расположен еще один учебный батальон Железнодорожных войск. Там будут готовить машинистов дорожных и строительных машин (машинистов экскаваторов).
     Как сообщил «Красной звезде» заместитель командира учебного центра Железнодорожных войск полковник Виктор Татаринцев, в связи с проведением эксперимента воинская часть получила лицензию на право обучения начальному профессиональному образованию. Ее выдало министерство образования Московской области, что, кстати, заставило подготовить новый устав учебного центра.
     Тем временем полным ходом идет организационно-техническая подготовка к эксперименту. В самом разгаре капитальный ремонт здания лаборатории для испытания оборудования. Кроме того, готовится и преподавательский состав. На сегодня это в основном офицеры, гражданских специалистов пока мало.
     - Рядом с нами расположен военный городок – оттуда и будем набирать специалистов, как правило, офицеров в отставке. Если сможем их заинтересовать преподавательской деятельностью, обеспечим дополнительные рабочие места, - рассказывает полковник Виктор Татаринцев. - Кроме того, мы сотрудничаем с Московским государственным университетом путей сообщения, который использует базу части для прохождения месячных сборов студентов факультета военного образования. В результате студенты получают первичное офицерское звание лейтенант и в перспективе могут стать преподавателями-специалистами.
     Кроме офицеров, в учебном центре преподают сержанты-инструкторы.
     Учебный курс составляет 5 месяцев, из них один – общевойсковая подготовка, остальные – обучение специальностям. Занятия проходят каждый день по шесть часов, после обеда - два часа на самоподготовку. Сроки обучения курсантов сохранятся и при проведении эксперимента.
     Перед тем как приступить к практическому закреплению навыков, весь взвод должен уяснить правила техники безопасности, и только затем каждая тема, а их более 20, отрабатывается на практике в течение трех месяцев. Будущие профи - машинисты автомобильных кранов - стажируются на полигоне под наблюдением инструкторов и командиров роты или взвода по 2-3 человека. Иногда приходится отрабатывать норматив с реальными грузами. Тогда «права на ошибку нет», замечает младший офицер, следящий за практикой солдат.
     Фрезеровщики и токари отрабатывают нормативы либо в учебных цехах, либо в передвижных ремонтных мастерских, установленных на базе ЗИЛа и «Урала». На них же отрабатывается ремонт техники в полевых условиях. Стажировка в мастерских проходит по 4 человека: три токаря и один фрезеровщик.
     В учебном центре, как в любом образовательном учреждении, действуют ежемесячная зачетная система и выпускной экзамен, на котором присутствует комиссия из управления Железнодорожных войск. Существуют журналы с оценками. Приятно, что основные оценки курсантов – «хорошо» и «отлично», хотя приходят ребята с разным уровнем образования. Как сообщил подполковник Андрей Дябин, около 6 процентов имеют только начальное общее или основное общее образование, остальные - средне-техническое, среднее специальное образование, нередко неоконченное. Сравнивая учебу в воинской части и на «гражданке», молодые люди отмечают, что в ПТУ теорию преподавали чаще мастера, окончившие высшее учебное заведение, но зато в учебном центре основательнее практическая часть.
     Если эксперимент продержится на плаву, молодые люди смогут сразу получить и «хлебную» профессию, и отслужить в армии. Сейчас же, по словам младших офицеров, попадая в учебный центр, юноши, как правило, не задумываются над тем, повезло ли им с местом военной службы. Осознают, что «учебка» дает престижную профессию, позже.
     - К нам приходят письма от служивших у нас солдат, которые потеряли удостоверение о прохождении здесь учебы. Они обращаются к нам с просьбой восстановить документы, чтобы получить возможность работать на «гражданке» по специальности, полученной в армии, - рассказывает подполковник Андрей Дябин.
     «...Наш взвод состоит из слесарей, кровельщиков, штукатуров, электриков, сварщиков и маляра. Мы выполняем работы согласно штатному предназначению на очень высоком уровне», - читаю один из боевых листков. Что будет написано в нем через полгода, когда наберет силу эксперимент, покажет время. Пока же известно, что к 15 декабря 2007 года Минобороны совместно с Минобрнауки России должны представить в Правительство РФ доклад о результатах эксперимента и предложения по внедрению его результатов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex