на главную страницу

17 Июня 2006 года

Союзники

Суббота

Командир авиабазы

Павел ЧЕРНЕНКО.



Оглашая окрестности аэродрома громоподобным эхом, в небо устремился красавец истребитель Су-27. Все невольно залюбовались мощным стартом самолета, который, сверкнув в лучах заходящего солнца и стремительно набрав высоту, исчез в густеющей синеве. Один из летчиков, обращаясь ко мне, сказал:
– В воздухе наш командир полковник Марфицкий. На «спарке» полетел, учит молодежь летному мастерству. Сейчас заместителя командира звена капитана Кривоносова «вывозит».


     
     АЛЕКСАНДР
Эдуардович Марфицкий… Этого летчика, правда, заочно, я знаю давно, еще по службе на Дальнем Востоке, когда он командовал авиационной эскадрильей (кстати, лучшей в полку). Марфицкий уже тогда был отменным летчиком, летал прямо-таки здорово. И такими же асами летного дела были и его подчиненные. Им доверяли самые трудные задания, и они всегда успешно их выполняли. Бывали и такие ситуации, когда приходилось проявлять истинное летное мастерство, хладнокровие и мужество.
     Как-то на одном из летно-тактических учений группа истребителей под командованием майора Марфицкого сопровождала самолеты дальней авиации. Выполняя указания командного пункта, Александр Эдуардович совершил маневр в облаках и чуть было не столкнулся с Ту-95. Спасли отличная реакция и четкие действия: отдал ручку управления от себя до самого упора, нырнул под брюхо ракетоносца, прошел под ним буквально в метре…
     Сложных эпизодов в почти уже тридцатилетней практике полковника Александра Марфицкого было немало. Его помнят во многих авиационных гарнизонах Дальнего Востока, Подмосковья, Узбекистана. Был летчиком, старшим летчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, комэском. Освоил несколько типов самолетов (Л-29, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-15, Су-27), налетал около 2,5 тысячи часов. А еще окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина (с красным дипломом!) и Академию управления при президенте Республики Беларусь. Сейчас он – летчик-снайпер, мастер воздушного перехвата. И командир 61-й истребительной авиационной базы.
     РАБОЧИЕ ДНИ командира авиабазы заполнены до предела. Ежедневно ему приходится решать много проблем. Сейчас, к примеру, волнует полковника Марфицкого летная подготовка подчиненных. В одной из эскадрилий замедлился рост мастерства молодых летчиков – почему? Допустил ошибку в полете опытный авиатор – как же так? У группы пилотов, готовящихся к сдаче на 2-й класс, замечено отставание от учебной программы – что мешает?..
     – Разве не парадокс – командир звена с 3-м классом!.. – негодует Александр Эдуардович. – Он должен учить других летчиков, своих подчиненных, а по уровню подготовки до инструктора еще не дорос.
     И командир авиабазы вместе со своими заместителями ищет причины этого отставания, организует дополнительные занятия, летает на «спарке» с теми, кто допускает ошибки, выступает с докладом перед летчиками на технической конференции… Да разве можно перечислить все мероприятия, которые проводит полковник Марфицкий в целях повышения мастерства летного состава, боевой готовности части!
     – На сегодня главная проблема в летной подготовке, – говорит Александр Эдуардович, анализируя результаты прошедшего летного дня, – это разрыв в уровне мастерства некоторых категорий летчиков, который сложился в последние годы. Вот посмотрите, – показывает он старые записи в своей рабочей тетради, – в начале прошлого года почти 60 процентов пилотов части являлись летчиками 3-го класса или совсем не имели классности. О каком мастерстве можно было говорить?! А сейчас благодаря жестким требованиям командира базы, его постоянному вниманию к качеству боевой учебы, настойчивости и добросовестному отношению к учебе самих летчиков этот показатель снизился до 15 процентов. Теперь в части идет борьба за то, чтобы к концу года подготовить всех пилотов 3-го класса до уровня 2-го.
     – И мы этого добьемся, – в голосе Марфицкого слышится уверенность. – Может, летчикам и будет не хватать налета для присвоения 2-го класса, но по летной подготовке они явно поднимутся на новый уровень.
     Личный пример офицер считает главным в службе. Ведь командир должен быть первым в летном мастерстве, вести воздушные бои лучше других. От этих принципов полковник Марфицкий не отступает. Небо – его стихия, его непреходящая любовь.
     ПОЛКОВНИКА
Марфицкого я встретил в «высотке», где офицер готовился к очередному полету, сегодня уже четвертому, и опять в «спарке», – на этот раз с командиром звена майором Алексеем Сорокиным.
     – Почему так много летаю? – повторяет мой вопрос Александр Эдуардович. – В авиации принцип такой: учит один, как правило, командир звена, а проверяет летную подготовку, дает допуск к полетам другой – заместитель командира эскадрильи, комэск. В части летчиков-инструкторов не хватает, поэтому мне, моим заместителям приходится брать на себя некоторые инструкторские полеты.
     Командир авиабазы отвечал на мои вопросы, попутно отдавал распоряжения по организации полетов командиру эскадрильи подполковнику Юрию Осовцову, а сам тем временем автоматически выполнял уже тысячи раз проделанные им манипуляции с летным снаряжением. И вот уже, захватив гермошлем, направился к ожидающему его истребителю…
     – У нашего командира, – рассказал нач
     альник штаба авиабазы подполковник Александр Потехин, – энергии на троих хватит. Бывает, к концу дня все уже с ног валятся, а командиру хоть бы что – он успевает везде побывать, заражая своим энтузиазмом других. Молодым в любом вопросе может дать фору.
     Авиаторы отмечали и высокую требовательность полковника Марфицкого. Причем… в первую очередь к себе. При случае он первым берется за лопату, если нужно в ходе субботника почистить самолетную стоянку или посадить деревья возле летного домика. Пример для других очень наглядный и мобилизующий.
     А особо ценят подчиненные в характере командира авиабазы человечность. Он всегда готов оказать помощь тому, кто в ней нуждается, относится к чужой беде, как к своей. И если надо, готов защитить подчиненного перед любым начальником, какие бы тот ни имел звание и должность.
     Так защитил полковник Марфицкий одного из летчиков, которому грозило увольнение в запас. Добился приема у министра обороны, и тот, посчитав доводы командира авиабазы вескими, оставил капитана в рядах Вооруженных Сил.
     – Двухсот первый, вам курс… Высота… Скорость… – штурман наведения передает данные на борт.
     Александр Эдуардович выполнил команду, скользнул взглядом по приборам. Скоро на индикаторе должна появиться светлая метка. Вот она: у самой кромки экрана «заплясал» маленький светлячок. Отметка от цели! Летчик сразу же доложил об этом на командный пункт.
     – Цель ваша, работайте! – поступила команда.
     Истребитель продолжает сближение с «противником». Расстояние стремительно сокращается – метка движется к центру экрана. «Противник», безусловно, уже обнаружил истребитель и попытается уйти. Так и есть – отметка от цели на экране поплыла вправо, вниз: «противник» начал маневрировать по высоте и направлению. Но Марфицкий был начеку, своевременно повторил маневр цели.
     Воздушный поединок продолжается. И вот он, долгожданный момент: метка-светлячок уже в центре экрана. Достигнута нужная дальность для стрельбы. Летчик нажимает на гашетку… Цель «поражена»!
     …Николай Эдуардович не спеша идет по самолетной стоянке, подставляя прохладному ветру разгоряченное лицо, на котором – довольная улыбка. Еще бы! Сегодня и он, и его подчиненные действовали как в настоящем бою, успешно выполнили все поставленные задачи. А завтра – снова полеты, снова испытания на выдержку, мастерство, мужество. Бывает трудно, но командир авиабазы полковник Марфицкий, как и в лейтенантские годы, по-прежнему нетерпеливо рвется в безбрежные просторы Пятого океана. Он влюблен в небо, влюблен в свою крылатую профессию, которой отдает весь жар души.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex